{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Фархад Валеев: «Выжить в фотобизнесе можно, но не одному, и не с одним видом съемки»

«Когда работаешь за приличную зарплату на предприятии и шабашишь каждые выходные на свадьбах, кажется, что свою фотостудию потянешь запросто», — вспоминает начало своего фриланса Фархад Валеев.

Соучредитель ООО «Арт Колибри» рассказал о том, как выживать и развиваться в выскоконкурентном бизнесе в маленьком городе, что такое фототуры и почему девушек не трудно уговорить на пикантную съемку.

Фархад Валеев - соучредитель ООО “Арт Колибри”, фотограф

Фотостудия «Colibri» шесть лет назад начиналась с одно фотографа и небольшого помещения в Альметьевске – провинциального города в Татарстане. Сейчас это команда из пяти профессионалов, утверждающих, что на юго-востоке республики нет подобных фотостудий по количеству и качеству услуг. Среди заказчиков «Colibri» - нефтедобывающая компания, холдинг нефетсервисных услуг, республиканские СМИ, отели, рестораны, McDonald`s.

«Без команды этот бизнес не вытянешь. Это все понимают, кто сейчас со мной»

Фархад, как Вы начинали в фотобизнес в Альметьевске?

- В одиночку. Это было главной ошибкой, которую я не сразу понял. Я уволился с работы, продал машину и решил вложить деньги в бизнес. Мне казалось, что когда я арендую помещению, сделаю в нем фотостудию, то заказы и деньги появятся сами собой. Так не случилось. Пока был свадебный сезон, я тянул аренду. Но потом свадеб и, соответственно, денег стало меньше.

Свадебное фото Ф. Валеева

Но, когда для фотографов заканчивается свадебный сезон, как раз начинается студийный?

- Я открыл студию в 2012 году. Тогда в Альметьевске это дело находилось в зачаточном состоянии, спроса на услугу не было. У людей еще не сформировалась потребность в студийных фотосессиях. Я даже выставлял студию на продажу, подумал, что ничего у меня не вышло с этой затеей.

Кто-нибудь хотел купить?

- Нет, никому это не надо было. Нужно было что-то делать в этой ситуации. Я решил организовать здесь творческое пространство для фотографов. Встретился со знакомыми коллегами и предложил им эту идею. Меня поддержал Артем Зайцев (нынешний директор ООО “Арт Колибри”). Мы с ним тянули аренду. Вроде смешные деньги были - 6 тысяч рублей за месяц, но иногда и их не могли найти. Потом появился молодой фотограф Юрий Евграфов. Втроем было уже легче нести все расходы. Потом появился еще один человек – Владимир Кочкин - мастер на все руки. Год назад пришел молодой перспективный фотограф Владислав Матвеев. Нас пять человек сейчас в команде.

То есть не сразу сформировалась команда?

- Мы много кого приглашали, но народец не застаивался. Все думают, что мы тут рубим бабло неимоверное. Но разочаровываются, когда видит, что мы много снимаем для себя, бесплатно, а все, что получаем вкладываем в нашу студию, а не разбазариваем по одному. Мы пускаем на развитие: покупку техники, реклама, какие-то поездки, вплоть до того, что, если кому-то нужны деньги на покупку личной техники, мы даем.

Почему нужно было непременно объединиться? Ведь можно работать в частном порядке на самого себя?

- В частном порядке - это мелкие заказы: свадьбы, юбилеи и прочее. Мы же решили оказывать широкий спектр услуг, кроме частных заказов, есть корпоративные. К нам обращались с просьбой снять производственные объекты для книг, журналов, каталогов, сайтов. Фотографу-одиночке такие заказы взять невозможно. Нужны команда и оборудование.

Сейчас вообще все пришло к тому, что фотографы объединяются. Именно после нас, мне кажется, в Альметьевске началось объединение в какие-то команды, студии. Сразу видно, что человек один не вытягивает.

Не боитесь, что кто-то отпочкуется от Вас?

- Нет, это никому не выгодно.

«В работе с корпоративными клиентами есть проблема с внятным ТЗ»

Как стали выходить на вас именно с корпоративными заказами?

- Во-первых, сарафанное радио. Во-вторых, помогло то, что меня знали в Татнефти, где я работал. В-третьих, у нас появилась идея снимать городские мероприятия, делать репортажи для себя. Это совпало с активным ростом городских пабликов типа «Альмет ньюс» (в социальных сетях, прим. автора). Им был необходим медиаконтент, чтобы завлекать людей. Эти ребята предложили нам размещать фоторепортажи в их сообществах. Мы согласились и по ссылкам стали приходить люди, нас стали узнавать.

День нефтяника. Репортажная съемка фотостудии Colibri

Как вы делите заказы?

- Есть у нас общий телефон, общий сайт, общая группа, где указан один номер телефона. Есть человек, который следит за этим телефоном, почтой, отвечает за связь. И когда приходит заказ – все отработано: есть очерёдность, кто получает заказ.

Независимо от того, какая работа: фотосессия, свадьба или промышленная съемка?

- Если маленькие заказы, то уходят по очередности. Если это заказ от организации, то, скорее всего, мы будем работать все вместе, если необходимо и бюджет организации позволяет.

Какие особенности работы в секторе корпоративных заказов?

- Сталкиваешься с тем, что у клиента нет понимания того, что хочет. Мы сами между собой шутим: невнятное ТЗ – результат ХЗ. К примеру, нам говорят, нужно фотографий двадцать. Откуда они берут эти цифры? В брифе указывают двадцать, а когда приезжаешь на съемку, выясняется, что нужно сорок, чтобы задание было выполнено как надо. Договор подписан, а работы в два раза больше. В общем, нет грамотной формулировки заданий. Кроме того многие не знают, что сколько стоит. Недавно мне написал кинотеатр: нужно сделать две фотографии, бюджет 500 рублей. Я написал, если у вас все так плохо, может, закроетесь тогда.

Это основная проблема?

- Не совсем. Вторая проблема в том, что многие считают: в родном Отечестве пророков нет. Думают, что в родном Альметьевске грамотных фотографов. И заказывают в Казани в три дорого, в три далеко, в три долго. Хотя мы можем снять лучше, быстрее и дешевле. Это везде так. В Казани, наверное, думают, что у них нет нормальных фотографов. В Москве также. Национальная проблема – не доверять своим.

Что чаще снимаете для крупных клиентов?

- Это сезонно. К праздникам – корпоративные съемки, мероприятия; до начала нового года – съемка календарей. К юбилеям предприятий - для книг, журналов. Гостиницы обращаются, ресторанам – еду. В этом секторе наша работа востребована, потому что многие компании развивают свои сайты. Там нужна качественная картинка, за ней идут к нам, потому что на юго-востоке (Татарстана – прим. автора) мы единственная местная команда с топовой техникой для любых видов съемки.

Съемка для корпоративной книги. Фотостудия Colibri

У вас постоянный поток заказов?

- Заказы есть, но хотелось бы больше в этом секторе. Мы мечтаем вообще отойти от съемок свадеб и прочего частного. Работать только с компаниями и предприятиями. Наверное, могли бы получать больше заказов, но как-то руки не доходят до саморекламы. Маркетинг не развиваем, это наше упущение.

«Фотостудия – это для девочек»

Как развиваете фотостудию, которая появилась в начале?

- Сейчас у нас ее нет. Как ООО «Colibri» мы закрыли фотостудию и сделали в ней наш офис. Дело в том, что фотостудия требует большого внимания, ее нужно развивать, а у нас нет времени. Мы больше получаем от частных и корпоративных заказов. К тому же мы поняли, что ограничены нашим «мальчуковым» взглядом на студийную фотосъемку.

Есть гендерные отличия в этом деле?

- Есть отличия в подходах к клиенту, как мне кажется. Я, как фотограф, хочу минимализма: чистая стена, один красивый стул, пара деталей. Клиент на 100% скажет, а где рюшечки, где кровать … то есть по-разному видим. Приходится делать так, чтобы нравилось клиентам и тебе еще осталось место поснимать. У девушек-фотографов более гибкий подход к запросам клиентов. Я это вижу по своей жене. Вот она открыла свою фотостудию и с удовольствием занимается ею.

То есть эта часть бизнеса осталась в семье?

- У нее свое юрлицо. Глядя на ее расходы на фотостудию, могу сказать, что это не маленькие затраты. В нее нужно регулярно вкладывать. Если ты хочешь купить красивое кресло, то оно не может стоить 3 тысячи рублей, оно будет стоить от 15 тыс рублей и выше. Зеркало ты не покупаешь в Икеа (там можно купить мелочь, но ИКЕА не должна быть явной). Много правил. Чем эксклюзивнее мебель, вещи, тем более интереснее студия. Нужно иметь вкус, когда ты декорируешь студию, внимание к мелочам. Нашей команде фотографов-мужчин это не под силу. Но мы приходим снимать, когда клиент хочет фотосессию именно от кого-то из нас.

Почему люди, несмотря на то, что почти у всех сейчас есть возможность сделать хорошее фото даже на телефон, все равно приходят на фотосессии?

- Иногда я сам задаю этот вопрос. Видимо, какое-то чувство стадства или тщеславие… У подружки есть и у меня должно быть. Людям хочется видеть себя красивыми… Вообще, человек хочет чуда. А чудо – это что? Это то, что они не могут объяснить, не могут повторить – они не смогут повторить интерьер, место, которое мы придумали – это проблематично будет. Они не смогут выставить свет также красиво, не смогут обработать также красиво. И за этим чудом, за чем-то таким, идут к нам фотографам.

Семейная фотосессия. Фотограф Ф. Валеев

Какие фотосессии сейчас востребованы?

- Семейные, детские фотосессии. На детей особенно не жалеют денег.

«Фотошкола и фототуры – перспективные направления для развития бизнеса»

Сегодня к вам придут люди на воркшоп (мастер-класс). О чем он будет?

- Я назвал его «В погоне за светом». Я взял основную проблему у фотографов – это свет, точнее, как этот свет увидеть. Мы в такой полосе живем, где темнеет достаточно рано и девять месяцев в году у нас, грубо говоря, холодно и зима. Буду рассказывать о том, как увидеть свет, как его создать, в условиях, когда его мало.

Мастер-классы – личная работа или направление вашего бизнеса?

- Каждый из нас проводит мастер-класс. Это индивидуальная работа. У каждого специализация. Кто-то работает хорошо со светом, кто-то снимает природу. И на эти узконаправленные знания идут лучше всего.

Мастер-класс Ф. Валеева

Получается, что есть у людей потребность в таком обучении?

- Есть, но меньше, чем было. Сейчас в интернете много информации. Просто есть люди, которым немного лень искать, не знают, где, или не хотят тратить на это время, легче прийти и получить структурированные знания. Люди с разным восприятием. Кому-то нужно личные присутствие человека, а кому-то достаточно смотреть в монитор, и он учится. Но для нас выгоднее сделать уроки и выложить их в интернет. Допустим, я провел мастер-класс для пятерых, взял по 5 тыс. с каждого. И бюджет 25 тыс. Но я могу выложить в интернет и поставить цену в 2 тысячи рублей, это явно увеличит шансы на покупку мастер-классов. И купит их уже не пять, а 50, соответственно и выгода больше.

Еще вы возите людей в фототуры. Что это?

- Это еще одно направление нашего бизнеса, как нам кажется, очень перспективное. Мы набираем группу, это могут быть как фотографы, так и просто те, кому интересно. Мы едем в такие места, где красиво и вдохновляющее. Там фотографируем и фотографируемся. Три раза выезжали в заповедник Таганай в Челябинской области, один раз в Оренбургскую область, на границу с Казахстаном. Там снимали Долгие горы. Материал везем оттуда потрясающий.

Финансово оправдывают себя фототуры?

- Небольшая прибыль есть. Пока мы учимся, экспериментируем. Сейчас можем вывозить группу из 20 человек

«Мне нужен в кадре человек»

Быть фотографом – это мечта детства?

- Не то, что бы мечта, но мне нравилось фотографировать еще на пленочные аппараты. Правда, образование я получал в Альметьевском политехническом колледже по специальности бурение газовых и нефтяных скважин. Работать же пошел журналистом в телекомпанию «Луч» (в Альметьевске), попал туда случайно. Видимо, я был не очень хорошим журналистом, потому что в том же году меня пригласили работать в пресс-службу нефтяной компании видеооператором. Во время съемок я брал у журналистов фотоаппарат и снимал. И когда в газету понадобился фотограф, эту вакансию предложили мне.

Сразу согласились?

- Да. На тот момент мне казалось, что фотография – это какое-то элитное занятие. У видеооператоров в кадре может произойти все событие. А у фотографа есть только один щелчок, чтобы в одном снимке был весь смысл происходящего. Мне стало интересно, и я увлекся.

Как Вы развиваетесь? Как фотографу быть все время в тренде?

- Когда фотография стала моей работой, я понимал, что мне нужны знания. Начал ездить по мастер-классам. Были и удачные, интересные и не очень. Самый первый мастер-класс в 2010 году был в Москве у фотографа Михаила Гринберга – это канадский топовый фотограф. Стоил недешево – 24 тысячи рублей, не считая перелета и проживания. При этом я к нему поехал, не зная азов фотографии, даже что такое выдержка диафрагмы. Если сравнить, то это как третьеклассник пошел на урок по квантовой физике. Некоторые слова были знакомые, остальное я не понимал.

Это было полезно?

- Было не понятно. Было интересно, но не все понятно. А ведь знания нужно применять в ближайшие два месяца после мастер-класса. Потом я еще дважды у него учился.

Сколько времени Вы сейчас посвящаете самообразованию?

- Что интересно, настает момент, когда ты знаешь свой фотоаппарат, умеешь снимать, свой стиль выработал. И задача получать деньги. Поэтому знания сейчас идут не в сторону освоения какого вида съемки, а идут в сторону маркетинга, самосовершенствования. Я думаю, что так не только в моем деле. Ведь есть случаи, когда не очень хорошие фотографы нарасхват, а 80% хороших мастеров просто не умеют себя продавать.

Фото Ф. Валеева

Самая запоминающаяся фотосъемка?

- Самый ожидаемый вопрос, но не знаю, как ответить… Однажды мы ездили в Париж и нашли попутчиков- молодоженов, которые захотели сымитировать там свою свадьбу. Они специально вязли свои свадебные наряды. У нас было три часа на съемки. Впервые мне заплатили в евро. И когда три часа истекли, я не мог остановиться. Это же Париж!

Вы принимаете участие в профессиональных конкурсах?

- Я очень жалею, что начал принимать в них участие недавно. В том году попробовал и сразу третье место в конкурсе NIKON «Свадебная фотография». В этом году тоже буду участвовать. В конкурсах обязательно надо принимать участие – это и вдохновение, и статус.

Говорят, что у Вас есть способность уговорить девушку на съемку в стиле «ню» …

- Могу сказать, что я просто один из первых в нашем маленьком городе, кто стал открыто снимать и выкладывать фото в таком направлении. Процент таких фотографий очень мал, но, несмотря на это, закрепилось, что я фотограф «нюнист».

Фото Ф. Валеева

И как Вы уговариваете девушек на такие съемки?

- Они сами просят. Мне кажется, у каждой девушки есть желание иметь папку с такими фото. Кто посмелее, идут к фотографам. Спрашиваю их: зачем? Они говорят, смотреть. Сейчас снимаю такое редко, под конкретный заказ, когда девушке нужно, к примеру, портфолио. Почему идут именно ко мне с такими заказами? Потому что я люблю фотографировать людей. У меня всегда в кадре должен быть кто-то. Даже в пейзажную съемку мне хочется вставить человека.

Спасибо, Фархад, за интересную беседу!

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

0
2 комментария
Марина Козлова

Отличные фотографии и честное интервью. Понравилось. Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Гульнара Феофанова
Автор

Спасибо за оценку!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда