Почему не растет: ключевые ошибки предпринимателей при масштабировании бизнеса

Пять советов по переходу на новый уровень

Меня зовут Михаил Воронин, я - основатель и идеолог бизнес-сообщества "Атланты".

Почему в России пока так немного компаний-«единорогов»? Можно долго рассказывать про административные барьеры, стагнацию, рост госсектора и т.д. Но когда начинаешь слушать самих предпринимателей, оказывается, что внутренние барьеры чаще мешают выйти на иной масштаб, чем внешние факторы. В очередной раз убедился в этом, когда «Атланты» как партнер Росконгресса проводили Бизнес-баню в рамках Форума МСП в стартовый день ПМЭФ-2018. Обсуждали ошибки масштабирования.

Бизнес-баня — собственный формат «Атлантов», который мы придумали несколько лет назад. Он совмещает и обучение, и мозговой штурм, и нетворкинг. Это личный совет директоров из 10 бизнесменов, которые делятся друг с другом своей экспертизой по заданной теме. Предприниматели по сути люди одинокие. Многие вопросы из тех, что не дают спать ночами, ни с подчиненными, ни с друзьями детства, ни с семьей не обсудишь. А вот с другими такими же предпринимателями — за каждый круглый стол садятся эксперт и представители бизнеса схожего масштаба, но из разных сфер и с разными компетенциями — легко. Принцип «самозатачивающихся ножей» - один из ключевых для нашего бизнес-сообщества. «Атланты» помогают масштабировать бизнес, переходить на новый уровень, развиваться и расти личностно и профессионально. По себе знаю, что это не просто. Что надо иметь ввиду, чтобы расти безболезненно? Вот пять ключевых ошибок, о которых чаще всего говорят сами предприниматели.

1 - Сознание руководителя не успевает за ростом компании

Компании, в которых работает 10, 50 и 200 человек, — это три совершенно разные компании, с разными организационными структурами и подходами к управлению. Важно, чтобы при переходе от одного этапа к другому, сознание руководителя соответствовало бы стадии развития компании.

Когда сильно опережает — тоже не всегда хорошо. Но на практике чаще всего случается, что компания перерастает своего создателя. Например, бывает, что идея предпринимателя попала «в десятку», бизнес начинает расти как на дрожжах, а шеф не обладает достаточными навыками для управления компанией такого масштаба. Он может быть и не тормозит рост бизнеса, но точно не дает ей реализовать вес потенциал.

Бороться с этим можно, перелопачивая бизнес-литературу, участвуя в профессиональных дискуссиях, изучая кейсы других компаний, которые уже прошли тот же путь. Не лишним будет получить бизнес-образование.

2 - Делегируй и делись

Еще одна проблема — внутренние ограничения и предрассудки. Они присущи каждому человеку, но в случае с предпринимателями, как правило, вредят не только его личностному развитию, но и бизнесу. На Бизнес-бане в рамках ПМЭФ, которую мы организовали, предприниматели называли среди ошибок и авторитарность, и ручное управление, и неумение делегировать — рост сдерживается тем, что владелец физически не справляется с растущей нагрузкой. Многие убеждены, что лучше них никто в компании не справится с переговорами с ключевыми клиентами или с решением кризисных кейсов. Однако, когда этих кейсов уже не 10 в месяц, а 100, ты в принципе не можешь с ними работать в одиночку.

Сложно бывает поменять свою роль в компании. Если на протяжении многих лет руководитель-собственник был, например, профессиональным продавцом и менеджером, ответственным за ключевых клиентов, то перестроиться в универсального управленца, который контролирует все сферы работы компании, непросто. Условно, последние 5-8 лет ты занимался тем, что несмотря на стрессы и авралы (предприниматели вообще отлично себя чувствуют в такой обстановке) вытаскивал проекты, получая много эмоций. А теперь нужно переквалифицироваться в строителя и скрупулезно создавать организационную структуру, обучать сотрудников, внедрять систему мотивации. А главное, с болью смотреть на то, как твои подчиненные справляются с текучкой — ведь ты бы сам точно сделал все гораздо лучше.

Тут важно определиться, готов ли ты к таким переменам. Если нет, нужно идти по пути партнерства и искать в команду строителя, который отстроит бизнес-процессы, для себя оставив роль ответственного «за драйв». Стоит помнить и о другой крайности — начитавшись бизнес-литературы некоторые еще относительно молодые предприниматели начинают управлять средней компанией, как крупной, делегируя все, что делегируется, и загоняя ее в рамки прописанных стандартов и процедур.

3 - Нет доверия лидеру команды

Про команду на любом мероприятии, где собираются представители малого и среднего бизнеса, говорят больше, чем о чем-либо. Нет людей нужной квалификации — нет роста. Нет правильной корпоративной культуры — нет роста. Нет мотивации — нет роста. Я, например, не умею работать с людьми, с которых нужно требовать. Мне важно нанять правильных людей, увлечь их, создать достаточно комфортные условия — тогда команда творит чудеса. Но у команды должен быть лидер, которому люди верят. Часто предприниматель ставит себя выше бизнеса, выше компании. Либо эго растет быстрее, чем бизнес, что тоже не способствует формированию доверия к лидеру, команда не поддерживает его в выходе на новый виток развития. Михаил Фридман, выступая на нашем прошлом форуме «Атланты», отчасти затрагивал этот вопрос, раскрыв секрет, как в статусе миллиардера не заболеть звездной болезнью.

4 - Быстрая потеря мотивации

Одна из ключевых ошибок при запуске новых проектов — потеря интереса к проекту после запуска. Предприниматель зажигается, увлекается, но не получая быстрого результата, теряет мотивацию. А вслед за ним ее теряет и команда, переход на новый виток сдувается. Люди всегда на тебя смотрят, они определяют свое будущее по твоему настроению. Я это понял очень хорошо, когда однажды позволил себе впасть в уныние после проигранного тендера. Ты задаешь настрой, создаешь контекст. По твоему состоянию и интересу люди понимают, есть ли перспективы у нового проекта, у компании в целом. И уходить в апатию по меньшей мере безответственно.

А неудачи и сложности на то и нужны, чтобы их преодолевать. Развитие — это всегда боль, выход из зоны комфорта, терпение. Можно сколько угодно говорить, что это банально. Но нельзя сесть на шпагат без сотни тренировок и боли. Или ты реально готов к тому, что кости будут хрустеть, кровь кипеть, эмоции зашкаливать, мозг взрываться, или не начинай.

В жизни, когда люди встречают боль, большинство уходят от нее, объясняя это тем, что, видимо, это не их путь. Многие начинают ныть. В бизнесе важно помнить, что ты бежишь в долгую. Но при этом не «залипать», если на новом поприще действительно дела не идут, хотя ты и выложился на 200%.

5 - Скорость внедрения изменений недостаточна

Критический фактор в наши дни, когда все меняется очень быстро — пока ты внедряешь новшество, реагируя на изменение среды, ситуация может в корне измениться. Нужно быть проактивным, постоянно следить за трендами и искать «фишки». В этом году мы посвятим бизнес-форум как раз проектированию будущего. И для малого бизнеса, я уверен, знание трендов важно. Это позволяет во всеоружие встретить будущее и найти свое место в нем. Предприниматели гораздо гибче, чем крупные корпорации. Просто часто им не хватает знаний и времени на стратегию — для этого нужно выключаться от рутины. Бизнес-форумы, кстати, один из инструментов для этого.

1717
1 комментарий

Я бы дополнил:

6 - Бизнес в выбранной нише в принципе немасштабируем и никакого "нового уровня" нет

Почему-то этот вариант очень часто забывают. И с болью до посинения пытаются вырастить слабую бизнес-модель до масштабов Microsoft.

4