{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

«Как в России сделать успешное медиа?» — «Если в деньгах, то практически никак»

Интервью с главой BigPicture.ru о том, чем закончилась история с долгами (и как она началась), о плохих и хороших новостях, о том, сколько % в ICO — скам, и о «дурацких» (только на первый взгляд) челленджах.

Сергей, представься, пожалуйста, со всеми своими регалиями

Я основатель медиагруппы BigPicture.ru.

Окончил МИСиС по специализации «Обогащение драгоценных металлов», правда, ни дня по специальности не проработал. Буквально на следующий день после защиты диплома основал свой первый небольшой бизнес.

Сразу после института я ушел в e-commerce и занимался продажей мобильных телефонов.

Нельзя сказать, что я всё то время, пока учился в институте, мечтал стать предпринимателем – наверное, просто не хотел идти работать по специальности.

Во время учёбы я уже пробовал заниматься сайтами. Году в 1998 попал даже на обложку журнала «Планета Интернет» или «Мир Интернет», честно, не помню, как точно он назывался, а вот рубрику, в которой вышло интервью со мной, помню до сих пор – «Надежды Рунета». Самым известным сайтом, которым я в то время занимался, был Kiss.ru.

Это один из первых дейтинг-сайтов в стране, который очень быстро вырос. Мы с другом купили его у одного из питерских программистов за 10 тысяч долларов. Он в конце 90-х очень быстро набрал обороты и даже вышел в офлайн. Каждую пятницу во многих городах-миллионниках собирались сотни человек и гудели на всю катушку. Можно было пойти вечером на тусовку киссрушников в Москве, а утром проснуться где-нибудь в Киеве или Петербурге. Это 97-98 годы.

Опережающая время идея. А почему она не развилась?

Я плотно занялся торговлей мобильными телефонами и сайт со знакомствами сначала отдал в управление, а затем полностью продал.

И телефоны закончилась историей, про которую написана статья «та самая статья»?

Да, сначала все было очень круто. Начинали мы буквально с $2000 оборотных средств и сами занимались доставкой. А уже через два с небольшим года у нас был большой офис на Бережковской набережной, колл-центр, склад и более сотни курьеров. Тогда были те самые времена, когда на одном проданном телефоне можно было, не напрягаясь, зарабатывать по $50–150. Это был мой первый бизнес, и я думал, что так теперь будет всегда. Это нас и погубило.

А почему у вас так много покупали?

А не было еще такой конкуренции. Те же «Евросеть» (земля ей пухом) и «Связной» хорошо росли в офлайне, но в интернете они не были так хорошо представлены. Плюс мы довольно быстро пошли в регионы, и, когда рынок в Москве стал быстро насыщаться, стали наложенным платежом отправлять телефоны по всей стране.

Что-нибудь веселое в плане рекламы делали?

Особо нет. Хватало площадок вроде «Сотовик.ру» и контекстной рекламы.

Евгений Чичваркин тоже говорил в интервью, что в те времена, и даже сейчас, рынок телефонов — серый рынок. Это было законно? Или были какие-то схемы?

Параллельно существовало два рынка. Условно Siemens можно было купить за $140 из Польши у поставщика или «белый» у официального дилера за $170. Если клиенту нужна была «белая» гарантия, то он покупал телефон дороже на $30-40.

Почему ты решил ту самую статью на vc.ru написать? Такой душевный стриптиз. Для кого и зачем?

Я еще никому не рассказывал, но изначально это был рекламный пост в фейсбуке. Ко мне пришел рекламодатель и говорит: «Сколько у тебя в аккаунте стоит рекламный пост?». Я отвечаю: «30 тысяч рублей». А они говорят: «А можешь написать такой, чтобы собрал 1000 лайков?». Я без какой либо надежды ответил, что за 100 тысяч рублей смогу. А они взяли и согласились. Сел думать, про что написать, ну и не нашел ничего лучше, чем рассказать историю о начале своей карьеры предпринимателя.

Что было дальше?

Я, конечно, ждал, что пост бомбанет, но не ожидал, что настолько. Материал собрал более 10 тысяч лайков, больше 1 тысячи шеров. Я дал несколько интервью, одно из них появилось здесь, на vc.ru. Писатели и режиссеры тоже пошли плотным косяком. Предлагали написать книги и снять фильм. Не обошлось и без инфобизнесменов, которые предлагали прокатиться по России с туром на тему «Как выбраться из задницы, чтобы тебе за это ничего не было». Но это всё равно ерунда по сравнению с тем, что происходит по сегодняшний день. Сейчас каждую неделю, а первое время каждые три-пять минут в личку в соцсетях писали люди примерно с таким посылом: «Я попал в такую же жопу, помоги». А дальше уже опционно: помоги советом, дай денег, возьми на работу…

Первое время я старался вникнуть в каждую историю, максимально помочь. Практически ежедневно встречался, слушал истории, порой намного тяжелее моей. Пытался чем-то помочь. Это съедало колоссальное количество времени: чтобы реально что-то подсказать по делу, а не просто отделаться парой общих фраз, надо пропустить всю боль каждой истории через себя. Сложно это всё.

Что было дальше?

Честно говоря, я не думал, что всё так далеко зайдет и та история аукнется моему текущему бизнесу. Аукнется в хорошем смысле. Помимо сайта BigPicture.ru, у меня есть и коммуникационное агентство SALO. Агентство молодое, ему пока полтора года. И сейчас, когда на первой встрече общаюсь с новыми клиентами и спрашиваю, откуда они о нас узнали или кто нас порекомендовал, то частенько слышу: «Сергей, а помните, вы два года назад рассказывали историю? Мы после этого подписались на ваш аккаунт, стали следить за тем, что делаете вы и ваша компания. И вот пришло время поработать вместе».

Можешь немного рассказать, чем занимается агентство?

SALO занимается работой с блогерами, PR — как личным, так и корпоративным, SMM и работой с медиа. Наше основное преимущество в том, что мы сами выросли из медиа. Знаем, как этот бизнес работает, знаем сильные и слабые стороны каждой площадки. Знаем, с каким клиентом и с каким заходом идти в то или иное медиа, чтобы получить максимальную эффективность.

Возвращаясь к той истории, сейчас-то долги отданы?

Да.

Поздравляю. Там еще у тебя был такой момент, типа «Я вижу, где люди обманывают или юлят». Поделись пятью лайфхаками.

Очень сложно сформулировать пять основных лайфхаков, потому что каждый мошенник или просто мутный тип по-своему индивидуален. Таких людей, как правило, видно по повадкам, по манере убеждать, по глазам и с большой долей вероятности становится понятно, с какими на самом деле целями он к тебе пришел. Как правило, это видно в первые 10–15 минут встречи.

А можешь по основателям отличить нормальный проект ICO от скамного?

Я думаю, что 90% ICO — это скам. Именно по этой причине мы почти с ними не работаем. Мы всего два раза помогали проектам с ICO, но там я лично знал основателей не первый год.

Но это же все реклама. Ответственность несет рекламодатель.

Нет. Понимаешь, мы отличаемся от большинства рекламных агентств тем, что у нас есть свои рекламные мощности: медиаплощадки, блогеры. Все своё. А это всегда репутация. Любая стрёмная реклама, чей продукт облажался, откликается на нас. «А помните, два года назад вы чайники рекламировали, да говно эти чайники» — люди запоминают всё.

Как в России сделать успешное медиа?

Смотря в чем измерять успех. Если в деньгах, то практически никак.

Почему нет?

Есть хороший пример — «Медуза». Чуваки делают офигенный продукт, к ним стоит очередь рекламодателей. Не знаю, вышли ли они в ноль, но все остальные годы у них были минусовые. Медиа с точки зрения зарабатывания денег — это замкнутый круг. Чтобы заработать денег, ты всегда перед этим должен улучшить свой продукт. Вложиться в разработку, в людей. Зарабатывает только тот, кто выстраивает рядом с медиа какой-то параллельный бизнес. Кто-то начинает проводить конференции, кто-то параллельно делает корпоративные медиа для бизнеса, кто-то уходит в рекламный бизнес. То есть основные деньги ты зарабатываешь на бизнесе, который питается аудиторией твоих медиаресурсов.

Почему, кстати, SALO? Что-то украинское?

Нет. Четыре основателя: Сергей, Александр, Лера, Олег. Считаю, что мы не промахнулись с названием, потому что не встретил еще ни одного человека, который бы забыл, как мы называемся, хотя бы единожды о нас услышав.

Что ты сам читаешь из медиа?

Когда не на работе, только Facebook и Twitter. А когда на работе, то вынужден читать десятки СМИ, потому что необходимо следить за новостной повесткой дня. Тем более сейчас, когда все вокруг гонятся за трафиком, потому что трафик — это, по сути, твои деньги, очень легко начать генерировать пустой говноконтент. Каждое медиа в погоне за баблом проводит для себя ту грань, ниже которой, даже за бабло, опускаться не очень хочется. У кого-то это получается, кто-то до сих пор еще пытается нащупать, но за этим нужен постоянный контроль.

Слушай, а почему новости всегда плохие?

Потому что они продаются, точнее, генерируют трафик, а хорошие — не очень.

А нет ли замкнутого круга? Типа издатели думают, что треш продается, и печатают его, а уже читатель его читает. А если бы СМИ выдавали положительные новости, то продавались бы уже они.

Так где же столько хороших новостей взять?

А не было желания побороться с плохими новостями и за оздоровление информационного поля?

Нет и не думаю, что в скором времени оно будет. Я похож на Дон Кихота?

Твоя любимая книжка?

Я их очень мало читаю. Последней прочитал книгу Димы Портнягина. Многовато воды, конечно, но для начинающих предпринимателей, думаю, она будет полезна.

А любимые фильмы? Или сериалы?

«Миллиарды» сейчас смотрю. Причем сразу по три-четыре серии, но раз в месяц-полтора. Новое русское кино люблю, такое как «Аритмия» и «Нелюбовь».

Что у тебя есть, кроме работы? Чем ты живешь?

Мне порой не хватает каких-то дурацких вызовов, и я придумываю геморрой на свою задницу. Например, история с похудением прошлой осенью. Ну я в какой-то момент понял, что мой вес уже не совсем нормальный. Сам похудеть и так и сяк пытался, но надолго меня не хватало. Поэтому в какой-то момент психанул и написал у себя в фейсбуке, что если не похудею с 96 до 78 килограммов за три месяца, то одному из френдов подарю свою машину. И пошел худеть.

Каждую неделю френды присылали в офис пиццу, осетинские пироги. Меня постоянно троллили. Но в итоге всё закончилось хорошо, и машина осталась в семье. А прошлым летом появилась идея пробить «золотой выезд» за «Спартак». То есть сгонять на машине на все гостевые и домашние матчи в сезоне. В итоге из этого получилась коммерческая история, и я весь сезон возил с собой фанатов на футбол в Махачкалу, Грозный, Пермь и еще десяток городов, суммарно преодолев более 30 тысяч километров на машине.

У вас сейчас большая команда?

В Москве 20 человек и в регионах еще человек 10.

Твое жизненное кредо?

Прорвемся!

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

0
4 комментария
Тарас Островский

Аж работать к нему захотелось. Вырос из грязного барыги в интеллигентного медиа-босса.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Барышников

Ну не такой уж и грязный :)

Ответить
Развернуть ветку
Тарас Островский

Чем сильнее контраст — тем горячее любовь. Да и поди докажи кто тогда грязный был, а кто не очень.

Ответить
Развернуть ветку
Zed

А что, отличная история. Серёге респект и успехов побольше)
Читаю его #Столямовзагод, держу кулаки
https://t.me/millionzagod

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда