{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Не ошибается только тот, кто ничего не делает

Практически все предприниматели, принявшие решение об открытии собственного бизнеса, мечтая о его росте и миллионных оборотах, запускаясь, верят в себя и своё дело. В начале пути уверенности и горящих глаз достаточно, но нельзя забывать о том, что в жизни всякое может случиться. Например, не имея опыта в начале, можно легко совершить ошибку, которая поставит под удар проект. Например, у Марии Тихоновой так и получилось. В 2013 году Мария открыла обувную линию, проект не взлетел, но принес ценный опыт. Ошибки на старте никак не заставили Марию отказаться от желания развивать реальные продукты. Сейчас Мария Тихонова возглавляет агентство внедрения инноваций Rapid Forward Agency, стартап-студию, которая собирает и масштабирует успешные проекты. А вот то, с чего всё началось, сыграло немаловажную роль.

Мария Тихонова, основатель агентства Rapid Forward Agency

Как ты пришла к мысли о создании собственного бизнеса, стартапа, и что из этого получилось? С чего все началось?

– Когда я всё начинала, это не называлось стартапом – это было просто своё дело. К тому моменту я уже третий год работала в инновационной сфере как Советник заместителя руководителя проекта "Национальная инновационная система" при ГД РФ. Это было крайне ответственно и интересно, Штаб в котором я работала, занимался проектированием инновационной экосистемы, конструировал проекты по развитию направлений и регионов. В этот период я узнала очень много интересных людей с огромным желанием работать по развитию регионов и инновационного сектора. Люди были из различных государственных структур, а также бизнеса, многие мои ровесники. Мы обсуждали тему развития инновационной сферы в России, участие молодёжи в ней (то есть – нас) – что мы можем сделать, как бы мы хотели это видеть. И в контексте всей этой прекрасной инициативы, мне захотелось в один момент уйти в реальный бизнес, понять процессы "изнутри" в роли собственника.

– Ты вдохновилась всеми этими историями и решила почему бы тебе всё это не попробовать?

– Не совсем. После получения первого высшего я пошла на практику в министерство финансов – тема моего диплома заинтересовала. Моя специальность по первому высшему " Реклама", а диплом я писала на тему "Имидж России в Европейских СМИ после грузинско-осетинского конфликта". Я делала полноценное исследование темы и с помощью друзей оно попало на стол в Министерстве, и меня взяли на практику. Это был 2008 год – совещания по антикризисным мероприятиям, расширенная коллегия, где выступал Кудрин, стали для меня отправной точкой. Именно его размышления на тему общей экономики России в сложившихся условиях уменьшения запасов нефти и природных ресурсов в целом, и мысль о переходе на креативную экономику, поддержку и развития компаний с высокой нематериальной стоимостью, вдохновили меня дальше интересоваться и работать в этом направлении. Затем окончилась практика, я начала работу в небольшой нефтегазовой компании начальником маркетингового отдела, а затем взяла направление по инновационной системе. Вот именно в тот момент, когда я ушла из министерства в компанию, я увидела насколько разный мир бизнес и государство. Логически это понятно, но когда ты сам всё это видишь и проживаешь – это совершенно другое. А, получая второе высшее образование в МГИМО, я открыла уже свою компанию, взяв очень сложный бизнес-сегмент – обувь.

– Ты решила стать сапожником??

– Да, именно так. С детства мне нравилось шить, мне хотелось создавать вещи. А почему обувь – потому что я постоянно рисовала обувь. Я вижу формы, я вижу как можно менять, собирать, и я решила попробовать – сделала несколько моделей через производственников, и вышло хорошо.

– То есть ты сама разрабатывала модель, её внешний вид, подбирала материалы, а делали её наёмные рабочие?

– Да! Я искала материалы, делала форму колодки, я сидела с сапожниками – изучала производственный процесс, мне было интересно играть с новыми материалами. Я начала смотреть, что еще можно использовать для получения интересной фактуры, для увеличения срока ношения обуви – начала искать инновационный путь. В тот же момент "Tzeh" начал делать мероприятия, и я попала в эту кухню, где познакомилась с первым трекером. Но я понимала, что трекер не хочет вникнуть в то, чем я занимаюсь – смотрит очень поверхностно. С одной стороны, это иногда полезно – взгляд со стороны, но в любом бизнесе есть своя специфика, и важен индивидуальный подход. Именно поэтому сейчас я это прорабатываю и каждый день пытаюсь привносить в свою нынешнюю деятельность.

– То есть ты знаешь процесс изнутри, и тебе хочется менять комплексно?

– Да, просто когда я только познакомилась со всей этой инновационной историей, то я увидела, что молодые проекты, которые приходят в существующие российские программы, получают простые и часто шаблонные инструкции. При этом бизнесы совершенно разные, и не всегда стандартные инструменты под них подходят. А что касается моего бизнеса, я бы не назвала его стартапом, он превратился просто в любимое дело, которое я пока отложила на полку. Стартап – это то, что можно быстро масштабировать. Я делала нишевую обувь ручной работы, а это сложно масштабировать в принципе. Хотя в этом сегменте рынка – fashion и, тем более, в ритейле – есть большое количество крутых проектов. Еще тогда я познакомилась с проектом Style Consierge (www.styleconcierge.ru), когда у меня была коллаборация с известной итальянской маркой "Мауро Гриффони". В России она не очень известна, но в Европе это очень крутой и уважаемый бренд. Что они сделали – они открыли магазин в Милане, где в очень крутом формате начали делать коллаборации с менее известными и молодыми дизайнерами. Это быстро стало трендом, и они настолько стильно и интересно это делают, что этими историями люди активно продолжают делиться в Instagram.

–А у тебя что с ними было? Ты что-то для них придумала в Москве?

– Магазин у них был на Большой Дмитровке. А мы собрали для них обувной стол прямо в бутике. И проводили мастер классы с примерками и замерами для кастомной обуви под музыку. История была в том, что я предложила открыть двери бутика, поставить ди-джея, налить всем посетителям шампанского и показать, как обувщик будет делать замеры и создавать обувь – продемонстрировать весь процесс создания, чтобы люди поняли, за что они платят. И это абсолютно крафтовая история, потому что мы используем специальные материалы, потому что мерки снимаются индивидуально, и у нас получается не просто индивидуальная колодка под ногу, а эксклюзивная обувь, в которой совмещены европейская и австрийская техники создания колодки. Таким образом, получилось красиво и удобно – внешние линии тонкие и итальянские, а сама колодка эргономичная и практичная.

– Ты решила показать людям, что процесс создания обуви весьма трудный и энергоёмкий?

– Да, именно. Я делала такие демонстрации в разном формате, клиенты шли только от них, но очень медленно и дорого. Коллаборация с Мауро Грифони случилась уже на 3ем году существования обувной линии, и на первом этапе всё прошло успешно – мы начали приводить целевых клиентов, сделали первый совместный ивень. Но сразу после него обнаружилось, что у самого магазина были проблемы с арендой, только мы поздно узнали об этом. Бизнес в России – сложная вещь. Я пошла в эту историю, понимая, что набью кучу шишек и будет много факапов – и это нормально.

–С высоты полученного опыта расскажи, что было не так? Какие ошибки ты совершила?

– Во-первых, я не заложила бюджет на маркетинг. Это одна из главных ошибок. Я сконцентрировалась на продукции, у меня изначально не было кастомизации. Я не оценила её возможностей и перспектив для себя. Плюс отсутствие правильной оценки своего потребителя – это классическая ошибка. Ещё одна ошибка была в том, что я очень много делала "по дружбе". Также очень много моментов было, когда мне предлагали поработать со звездами – и я пробовала, я всё тестировала. А это очень большой бюджет, который не был заложен и просчитан изначально. Тестировать можно, но нужно все траты закладывать и также искать нестандартные решения. В-третьих, у меня не было команды, которая 24/7 была бы готова работать на развитие компании и проекта, плюс, я операционист, и мне не хватало видения "большой картины", то есть стратегического взгляда. Чтобы создавать новые продукты, нужно сначала выстроить стратегию, потом уже просчитывать коммуникации, площадки, партнёрства и т.д. Я начала работать сначала с производственниками, а потом уже принялась выстраивать бизнес без бюджета.

– А продажи были? Чем всё окончилось?

– Да, продажи были, были и клиенты. Хоть принятие решения о покупке было долгим, но клиенты которые приходили, заказывали постоянно. Ушли только два, и только из-за ситуаций, когда я уже физически не могла справляться со всем. Опять же – потому что очень много делала по-дружески. И именно кассовые разрывы были очень тяжелыми для меня, как начинающего собственное дело предпринимателя. Я всё делала сама, все кассовые расходы ложились на меня, и их нужно было разруливать. Это всё непросто, и отражается и на семье, и на эмоциональном состоянии – очень тяжело. В итоге, окончилось всё тем, что у меня образовался очень большой долг. Я могла справиться со многим, но не со всем. Пришел тот момент, когда я поняла, что всё – нужен отдых! И проект на этом закрылся. Собственно, если резюмировать – не хотите факапов, то не делайте ничего! Ошибки были и будут всегда. Но надо стараться учиться на чужих ошибках, перенимать чужой опыт, собирать свою команду сразу, изучать целевую аудиторию, продумывать маркетинг. А право на ошибку у нас всегда есть!

– Чем ты занимаешься теперь?

– После проекта с обувью я начала делать проект для поддержки премиальных нишевых продуктов и в этот период моя компания выиграла тендер и стала оператором трека Creative Industries GenS-2016, организатором которого было РВК, затем основала коммерческий акселератор в области моды Retail Fashion Accelerator, а сейчас у меня с партнёрами агентство Rapid Forward Agency. Мы занимаемся масштабированием стартапов, проводим для них индивидуальную акселерацию – разбираем, помогаем, ищем пути кратного развития и строим дорожную карту. Сейчас готовим к запуску новый медийный проект, о котором скоро все узнают – пока сохраню интригу!

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

0
3 комментария
Иннокентий Фефилов

У сайта агенства в гугле проблемы с индексацией.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Eugene Danilov
Мы занимаемся масштабированием стартапов, проводим для них индивидуальную акселерацию – разбираем, помогаем, ищем пути кратного развития и строим дорожную карту

Марианна, спасибо за интервью. А можете узнать о стартапах (хотя бы одном), которые были успешно масштабированы этим агентством?

Ответить
Развернуть ветку
Марианна Скворцова
Автор

Один из проектов как раз StyleConsierge, они проходят сейчас индивидуальную акселерацию. Совсем скоро стартует новый медийный проект, то котором я ещё дополнительно напишу :))

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда