{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Польза. Смысл. Красота

Интервью с генеральным директором Агентства LYRA Design&Event Еленой Плахтиенко.

Агентство LYRA Design&Event существует на рынке с 2010, занимается событийным маркетингом. Среди успешно осуществленных проектов -сотрудничество с ведущими автомобильными концернами, проведение государственных форумов с участием Президента России, а также различные городские фестивали и частные события. В планах на 2018-й год реализация проектов спонсорской интеграции ведущих мировых брендов в рамках проведения чемпионата мира по футболу FIFA.

Говорят, что все мы родом из детства. Вы начинали свой путь как дизайнер. Что сформировало ваши интересы? Откуда появился интерес к дизайну?

Я училась в математическом классе и собиралась поступать на факультет вычислительной математики и кибернетики или биофак в МГУ. А потом незадолго до выпускного влюбилась в рокера. Он сказал: я музыкант и поэт. Классно, если бы ты была художником. Так вот я и поступила в Строгановку на «Коммуникативный дизайн» (Улыбается). Любовь к математике мне там пригодилась: я единственная, кто обожал начертательную геометрию, и всегда получала экзаменационные оценки по этому предмету автоматом. Кстати, я тогда стала неплохо зарабатывать. Чертила для всего потока по 300 рублей за ватман. Это были мои первые деньги.

Вы сразу пришли в ивент-отрасль или успели поработать до этого в других областях?

После окончания вуза я лет шесть работала во многих журналах в качестве арт-директора. Хорошая школа.

Расскажите о ваших первых шагах в качестве бизнес-леди? Как они вам дались? Как вам пришла в голову идея открыть агентство?

Из всей нашей группы в институте я, наверно, единственная никогда не хотела делать свою собственную компанию. Всё сложилось само собой. Я работала в четырех журналах в разных издательских домах, затем родила ребенка. На дворе был кризис 2008 года. Многие журналы в то время закрылись. Нужны были деньги, и я начала «халтурить», создавая под заказ различные дизайнерские решения для мероприятий. В какой-то момент поняла, что работать без юрлица сложно, ведь нужно и договоры подписывать, и получать безналичную оплату. Моя подруга Ира буквально уговорила меня открыть свое дело, хоть я этому долго и сопротивлялась (Улыбается). Так и появилась наша «Лира».

Что составляло основную статью расходов, когда вы открывали бизнес?

Зарплаты. Достаточно долго наши ребята получали больше, чем мы с Ирой.

Опишите, чем занимается ваше агентство? Что входит в спектр ваших услуг?

Мы занимаемся организацией мероприятий для крупных компаний. Осуществляем полный цикл услуг в этом направлении. Придумываем, приглашаем, реализуем, отчитываемся.

Через какое время вы окупились и вышли на прибыль?

Мероприятия, к счастью, не требуют серьезных вложений. И восемь лет назад клиенты еще делали предоплату. Мы сразу были прибыльные. Другой вопрос, что очень долго не хватало оборотных средств, и всю прибыль приходилось вкладывать именно в оборот.

Какими своими реализованными проектами вы гордитесь больше всего и почему?

Многими, на самом деле. Сложно сейчас какие-то выделить. Если кратко:

Форум “Сообщество” — наш первый опыт работы с госсектором. Мы постарались показать, что государство может общаться с людьми на современном красивом языке. Сделали очень эффектное оформление, и после этого сразу несколько мероприятий государственного уровня сделали точно такое же оформление. Это здорово. Кстати, на то мероприятии был сам Владимир Владимирович Путин.

Все фестивали Porsche — этим мероприятием мы вообще задали новый формат автомобильных тест-драйвов, я считаю. Не просто заезды, а полноценный фестиваль бренда.

Lexus Live — это было мероприятие-вызов для всех нас. Огромное количество сложнейших задач и нюансов для реализации. В итоге получилось эффектно и необычно.

Презентация карты инвестиционных возможностей Удмуртии — уникальное мероприятие, направленное на развитие региона. Было очень круто стать частью команды администрации и сделать что-то, что дало впоследствии отличный импульс для роста региона. За этот проект мы получили премию “Событие года”.

Фермерский фестиваль СВОЕ для Россельхозбанка — мы любим мероприятия, которые несут в себе глобальную миссию. Фестиваль СВОЕ поддерживает российских фермеров, развивает наш событийный туризм. В этом году мы проводим уже пять таких мероприятий по всей стране.

Hackathon2025 — это хакатон (форум разработчиков, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща работают над решением какой-либо проблемы – прим.) по разработке идей для «умного города», организованный заявочным комитетом ЭКСПО2025. Честно говоря, гордость мы испытываем даже просто за то, что причастны к этому грандиозному событию. Уверена, наша заявка победит, и мы примем ЭКСПО в Екатеринбурге.

В чем конкурентные преимущества вашего агентства?

Наверное, есть три критерия. Они же, кстати, иногда нам мешают (Улыбается). Но, тем не менее, для нас они важны.

Во-первых, глубокая экспертиза. Начиная работать с клиентом, мы тщательно изучаем бэкграунд: историю компании, что и где она делала на локальном и глобальном уровнях. Наш креативный директор проводит полное погружение в бренд. Иногда я даже сама начинаю общаться с подрядчиками от лица бренда. Эта эмпатия позволяет быть с клиентом в одном пространстве. Складываются не то, что отношения заказчик/подрядчик, - и даже не партнеры. Мы с клиентом одна команда!

Во-вторых, высокий уровень дизайна и нестандартный продакшн. Это всегда было очень сильной нашей стороной. Восемь лет назад в ивент-агентствах вообще не было дизайнеров. Презентации делали менеджеры в Power Point, а дизайн - фрилансеры. У нас же всегда был полноценный отдел, где трудятся профессиональные арт-директора, трехмерщики, дизайнеры. Думаю, что хороший старт «Лиры» случился во многом благодаря именно этому. Кроме того, мы всегда предлагаем нестандартные дизайнерские решения.

В-третьих, гарантия качества. Мы крайне трепетно и ответственно относимся ко всему, что делаем. И очень редко работаем с фрилансом. Мы не стремимся к быстрому росту компании, к большому количеству проектов. Мы растем постепенно и никогда не теряем в качестве исполнения. У нас есть свои минусы, но если мы делаем проект, то клиент может быть уверен, что все будет профессионально и качественно. Это приоритет.

На ваш взгляд, какие составляющие успеха в вашем бизнесе?

Чтобы добиться успеха, надо всегда двигаться вперед. Уметь реагировать на изменения. Уметь ими управлять. Это касается любого бизнеса.

Что для вас значит успех?

Для меня успех - понятие краткосрочное. Момент между классно выполненным проектом и новой интересной задачей.

Что для вас, как для руководителя, главное в работе с командой?

Главное в работе с командой – это то, чтобы она была командой (Улыбается). Всё остальное можно решить: и задачи грамотно распределить, и работу правильно выстроить. Мы в нашей компании всегда старались создать командную атмосферу. Важно понимание, что все мы делаем одно общее дело. Наши ребята всегда поддерживают друг друга. Это здорово!

Из-за чего можете уволить человека?

У нас в компании все увольнения проходили достаточно мирно. Мы, как правило, обоюдно понимаем, что человек не вписался в команду, не соответствует нашим задачам.

Какой вы видите миссию своей компании?

Мы хотим делать полезные и красивые мероприятия со смыслом.

Перефразирую римского архитектора Витрувия, который считал, что архитектура должна обладать тремя качествами: польза, прочность, красота. Так вот, любое мероприятие должно обладать тремя качествами: польза, смысл, красота.

Польза. Делая мероприятие, прежде всего, надо думать о задачах клиента. Не конкретного менеджера - а именно глобально заказчика. Что ему надо: увеличить продажи, повысить узнаваемость, поддержать лояльность сотрудников? Первый вопрос, на который надо ответить, планируя мероприятие, — зачем? Только понимая цель, ты сможешь сделать мероприятие полезным.

Смысл. Мне очень нравится тенденция, которую я вижу в современном обществе: мы начинаем абстрагироваться от внешних атрибутов и отдаем приоритет внутреннему содержанию. Интересны мероприятия, которые несут в себе смысл, работают во времени, оставляют после себя след. Мероприятия, которые развивают регионы, меняют культуру потребления бренда, формируют новые уровни лояльности, которые создают новые типы городского досуга и отношения к городской среде.

Красота. Нельзя недооценивать роль эстетики в ценности бренда и развитии общества в целом. Есть много исследований о влиянии среды на психику людей, социальную обстановку, экономическое развитие и индекс счастья. Ивенты — это дизайн среды в чистом виде. Они обязаны быть красивыми и прививать высокую эстетику – неважно, бренда или среды в целом.

Насколько, по вашему мнению, важна социальная ответственность бизнеса?

Есть очень красивая аналогия про расширение круга ответственности. С возрастом у каждого человека этот круг расширяется. Сначала он учится заботиться о себе, потом о своих детях, родителях. Так же и с бизнесом. Молодой бизнес заботится только о себе, потом о своей команде, клиентах. И чем более зрелый бизнес, тем шире его круг ответственности. Из трех секторов (государство, бизнес и некоммерческий сектор) я считаю, что именно бизнес является в большей степени двигателем прогресса и развития общества. Бизнес сам формирует тот рынок и среду, в которых работает. Неважно, большая компания или маленькая, я считаю, что любой бизнес в основе своей должен быть созидательным. И в своей основной деятельности, и в таких вспомогательных инструментах, как мероприятия.

Каковы сегодня перспективы развития ивент-индустрии в России?

Ивент-рынок в России очень молодой, но стремительно развивающийся. Буквально на наших глазах за несколько лет бизнес-мероприятия трансформировались из категории местечковых корпоративов в серьезный маркетинговый инструмент. Компании сейчас прекрасно понимают, что ивент — это момент прямого контакта с клиентом или сотрудником. В перспективе, я думаю, наш бизнес будет становиться более профессиональным, как в плане оказания и оценки услуг, так и в плане взаимодействия с клиентами. Заказчики уже достаточно четко формулируют задачи, умеют оценивать результат не просто категориями “ой, как классно!”, а четко оцифрованными показателями KPI.

С какими проблемами приходится сталкиваться?

Проблемы у нас очень конкретные, появились они в последние годы, когда стало достаточно много ивент-агентств, и клиенты теперь могут ужесточать условия работы:

Во-первых, долгий период пост-оплаты. У нас есть клиент с пост-оплатой в 165 дней. Это очень тяжело.

Во-вторых, когда мы начинали, официально ставили по 10-15 процентов агентской комиссии. А сейчас есть клиенты, которые говорят, что готовы только к 4 процентам. При этом все понимают, что агентство не может работать за такую комиссию.

В-третьих, затяжные тендеры. Каждый тендер для нас - это достаточно большие деньги. И если несколько лет назад на тендер, в котором участвовало три агентства, мы делали презентацию по креативной идее на 20 слайдов, выигрывали его и уходили в реализацию, то сейчас тендерная презентация - это 150 страниц с подробными визуализациями. И так как в тендере может принимать участие 15-16 агентств, то он может проходить в 3-4 тура и длиться до нескольких месяцев. Всё это время работают люди. И если тендер в итоге проигран, то это потерянные деньги, силы, ресурсы, время.

Все эти факторы очень снижают рентабельность нашего бизнеса, которая и так не скажу, что какая-то сильно большая.

Бизнесменом #навсюголову можете себя назвать?

Бизнесменом не могу. Мне больше нравится слово предприниматель. Для людей, которым всё время надо создавать что-то новое, ивенты — это идеальный бизнес. Мы постоянно погружаемся в новые области и что-то создаем.

Чем вы занимаетесь в свободное от работы время?

Любой владелец своего дела всегда на работе (Улыбается). Тем более, она у меня такая интересная! Свободное время я провожу с семьей или в путешествиях.

Несколько советов начинающим бизнесменам.

Всегда помните, зачем вы это делаете. Любой бизнес — это всегда тяжелый труд, риск, ответственность, неудачи, кризисы, желание всё бросить. Но вместе с тем – это эйфория от нового пройденного этапа, гордость за свою команду, радость от созидания, ощущение роста и перехода на новый уровень. Если задача бизнеса только извлечение прибыли, то он обречен на провал. Но если в его основе лежит большая красивая идея, то у вас всегда будут силы двигаться дальше. Удачи!

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

0
1 комментарий
Кирилл Романов

Отличное Агенство =))))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда