В России не будет сервиса, пока народ не начнет путешествовать

Интервью Алексея Каранюка об отсутствии сервиса в России, планах покорить Америку и большом будущем для нашей страны

Алексей Каранюк
Алексей Каранюк

Алексей Каранюк совместно со своим другом Алексеем Мироновым основал в 2012 году первую в России тайм-кофейню, объединившую в себе форматы антикафе и хорошей кофейни. Сейчас в сети Jeffrey's Coffee насчитывается уже семь заведений в столице, а также большое количество кофеен, работающих по франшизе в регионах.

Насколько я знаю, до создания Jeffrey's Coffee ты работал в хедж-фонде. В какой момент что-то ёкнуло внутри? Почему решил уйти в свободное плавание?

Фишка в том, что, когда ты сидишь вот так в фонде, то тебя особо и не слушают. Твое мнение по факту никому не нужно. Может быть, конечно, всё меняется на верхних позициях, но я понимал, что в моем случае это именно так. Плюс, я в общем-то понял, что то, в чём я силён, мне сложно будет использовать в той структуре, в которой я сейчас работаю. Для финансиста я достаточно хорошо разбирался в бизнесе, но слишком плохо разбирался в финансах. Поэтому я решил двигать туда, где мои навыки финансиста могут оказаться ценнее (это потом уже понял, что конкретно в кофейнях они нафиг никому не нужны). Очень радует, когда бывшие коллеги рассуждают о том, как войдут в какой-нибудь проект по общепиту и привнесут там «added value» своими никчемными идеями. То есть по факту получается, нужно лезть туда, где твои преимущества являются не только уникальными, но и востребованными.

А в принципе желание в найм вернуться когда-либо было?

Да постоянно желание было. У меня такое желание возникало миллион раз. Чисто даже интуитивно.

Тогда что останавливало?

Ну, потому что мне нравится то, что я делаю. Что же касается денег, то я надеюсь, что в ближайшее время я всё-таки достигну того уровня дохода, что мог бы иметь сейчас в финансах. Потому что в деньгах, конечно, я безумно сильно потерял. Всё остальное было очень позитивно. Всё, кроме денег. Но когда у тебя десять аргументов «за» и один «против», то ты готов с этим мириться. Во всё остальном я точно выиграл. У меня гораздо более интересная жизнь, у меня более интересный круг общения, у меня происходит куча всякой непонятной фигни, которая неведома наёмным работникам. И мне всё это нравится, меня от этого прёт. Я на самом деле понял, что на наёмной работе не хватает вот этой вот самой непонятной фигни, постоянной непредсказуемости.

Нужно лезть туда, где твои преимущества являются не только уникальными, но и востребованными

Ну это ж наверно круто уже сейчас, по истечении пяти лет в бизнесе. А вот тогда-тогда, когда ещё всё это только начиналось, ведь страшно же и сложно наверно было?

Ну видишь, я всё-таки параллельно начинал всем этим заниматься. Мне предложили хорошую и высокооплачиваемую работу. Правда я остался на старой работе, где по факту работал за копейки.

Чтобы совмещать?

Ну да, я стал заниматься бизнесом. Но на первых этапах было очень жёстко, я очень много потерял. У меня в конце 2014 года был период, когда вообще есть было нечего, и приходилось брать в долг. Это при том, что я очень мало зарабатывал, потому что в фирме почти ничего не делал. И бизнес нормальные такие убытки генерил. Мы тогда вообще еле выползли. И, если честно, нам очень сильно помог кризис, когда вот эта вот девальвация была, доллар за 80, все заведения пустые… После нового года к нам пришло очень много народу, которые на какое-то время перестали ходить в условный «Даблби», потому что там для них стало очень дорого. Плюс, мы выяснили, что у нас просто в огромных количествах воруют наши же работники. И после этого бизнес как-то пошёл.

А вот этот вот новый для российского рынка формат, где, с одной стороны, антикафе, а с другой – кофейня. Как вообще к нему пришли?

Да нам на самом деле было по фигу, что делать, мы вообще не думали о форматах и так далее. Мы хотели просто открыть что-то своё и заработать денег. Тайм-кофейни получались – делали, получилось кофейню обычную в универе открыть – сделали. Потом уже вся эта философия пишется, stories всякие. Глобально же ты ищешь, где денег заработать. Тренд какой-то есть – ты пытаешься его поймать. Вот, собственно, и вся идея.

Но с годами ведь всё равно какой-то единый формат и стиль выстраивается?

Ну мы там перемешали слона с носорогом и с жуком. Это сейчас мы уже понимаем, хотя наверно всё равно еще не до конца, что вообще такое Jeffrey's Coffee и что он даёт этому миру. Мы поменяли стратегию, уходим в сторону кофеен нужного нам формата. Но глобально Jeffrey's Coffee – это такая солянка… или, можно даже сказать, одеяло из различных лоскутков. И сейчас вот у меня была рабочая поездка в Америку, и я наконец понял, что мы можем дать. Чего нет в России, что есть в Америке.

Что, например?

Ну глобально кофе в Америке так себе, еда – так себе, но есть одна вещь, которая на десять порядков выше, чем в России. Это сервис. Это и есть то, что мы сейчас попытаемся дать России. В России вообще не существует понятия «сервис». У нас не умеют обслуживать клиентов. Это я не только про конкурентов говорю, а про наши точки в том числе. Может быть просто дело в том, что русскому человеку в принципе сложно объяснить то, чего он никогда не видел своими глазами, а путешествуют у нас пока мало.

Ну там это касается только кофеен или вообще всех заведений?

Да всех. Понимаешь, в американской кофейне вам нальют пережаренного говна, но сделают это так быстро и с такой улыбкой, что вы еще и чаевые оставите. Там в магазине хозтоваров продавец встречает вас у входа, провожает до кассы и с довольным видом продает переходник Америка-Европа за 3 доллара, который ломается через неделю. Даже вот водитель Uber приветствует вас словами “Welcome to my car, gentlemen”, в то время как двое других вообще не приезжают из-за глюка приложения.

Но подожди, разве в России всё хуже? Ты же вот приходишь куда-нибудь, тебе там улыбаются и всё такое…

Да не улыбаются! В России не умеют обслуживать вообще. Вот нет в России сервиса, просто нет. Когда ты прилетаешь в Америку и идешь куда угодно, то понимаешь, что такое сервис. И ты понимаешь, что в России его не существует. Проблема в том, что многие русские не были в Америке и если б они здесь побывали, то поняли бы мои слова. В Европе его, кстати, тоже практически нет.

В американской кофейне вам нальют пережаренного говна, но сделают это так быстро и с такой улыбкой, что вы еще и чаевые оставите

Но а как же вот всякие «Старбаксы» и т.п.? Вся вот эта вот франшизная тема. Они ж по идее не только продуктовую линейку копируют с Запада, но и качество сервиса, разве нет?

Да, Макдональдс сделал хороший сервис, поэтому там куча народу, Starbucks сделал хороший сервис – там куча народу. Продукт – фигня, а народу тьма. Вот потому американские компании и выигрывают на российском рынке, потому что у них сервис гораздо лучше. Они обслуживают быстро, всё быстро. Да, дорого, да, продукт не очень, но быстро. Ты не думаешь. Ты пришел и быстро потратил свои «бабки». Ты понимаешь, что какой бы ни был крутой эспрессо, ты не должен ждать его полчаса. Амазон за 1-2 дня любую посылку доставляет. Любую и по всей стране. Я вот в России себе такого не представляю, а здесь это возможно. Тебе не нужно думать, курьер там или не курьер. Всё работает как часы. И это круто! Здесь это часть культуры. В России этого вообще нет.

Человеку ж просто нравится, когда его классно обслуживают. Ты готов со многим смириться, когда тебя классно обслуживают. Даже косяк можно легко исправить, если ты умеешь обслуживать человека правильно.

Но может концепция заведения тоже оказывает свое влияние? Вон, согласно исследованию компании NPD, за 2017 год в кофейнях с моноконцепцией, то есть тех, где нет широкого выбора блюд, трафик вырос на 20%, а в кофейнях полного цикла посещаемость, наоборот, упала больше, чем на 10%.

Концепция может быть разной совершенно и хорошему сервису она не противоречит. А если говорить о моноконцепциях, то пока они зарабатывают ничтожные суммы по сравнению с крупными западными игроками. Неслучайно в процентах пишут.

Но сервис же по большей части – это процессы. То есть всё по факту идёт от управления заведением. Ты вот сам, например, чем у себя в сети занимаешься?

Ну я никогда не занимаюсь, например, дизайном или подбором кофе. Я просто по опыту знаю, что есть десятки и сотни людей, которые занимаются этим лучше, чем я. Вообще хороший бизнес, это когда ты нанимаешь на каждое направление профессионала и всё. Вот это бизнес. Всё остальное – это хипстерство. Когда ты там крафтовый чаёк какой-нибудь завариваешь. Или что угодно крафтовое. Это не бизнес. Это ремесло. Бизнес – это когда ты вваливаешь кучу денег, вот прям чтоб неприлично много было, и нанимаешь крутых чуваков. Поэтому тот же Jeffrey's в его текущем состоянии – это пока не бизнес, это хипстерство.

А вот вы же создавали Jeffrey's совместно с другом. Насколько сложно принимать решения совместно? Ведь наверняка у вас различные предпочтения и отношение ко всяким вещам.

Дело в том, что вы постоянно меняете зоны ответственности. Проблема возникает тогда, когда ты влезаешь в чужой круг ответственности и начинаешь понимать, что ты разбираешься в нем лучше, чем твой партнер. Задача – по каждой зоне ответственности уметь передоговариваться. То есть, например, в какой-то момент я понял, что партнер в финансах намного лучше меня. Хотя у него нет ни образования, ни опыта, но есть талант. Зато я понимаю, что он никогда не будет разбираться в маркетинге лучше меня, потому что мне нравится маркетинг, я кайфую от этого. А еще я кайфую от общения с людьми, поэтому сейчас я стал заниматься HR. Хотя раньше я думал, что это вообще бред, что это неинтересно. Завтра я скажу, например, что я ненавижу людей, и нам придется снова передоговариваться. Ну диалог всегда должен быть. Это нормально.

А HR только в отношении управленцев или вообще на любую позицию?

Да мы больше пока вы..мся, чем выходим. Так, мыслями играем и объективно пока не готовы. Это стратегическая задача на ближайшие десять лет – покорить американский рынок. Неважно с чем, хоть гробы поставлять, но я хочу это сделать. Не как американский проект, а как российская компания. И я вот как раз думаю, что сюда можно привезти. И даже мысли стали появляться. Попутно знакомлюсь с людьми, узнаю, что можно здесь продать, и какие вообще здесь есть проблемы. А проблем, на самом деле, здесь тоже хватает. Здесь не всё так безоблачно, как может показаться.

Нашими или иностранцами?

Один наш, другой – американец. Ну я не буду называть, кто и что. Но вот первый является создателем российского сервиса, у которого в мире более 200 млн подписчиков. Второй – частный инвестор. Это на самом деле очень круто, когда люди так знакомятся, общаются и помогают друг другу.

Ну так-то да)) Но а как вообще возникла мысль уехать в Америку, развивать там бизнес, ещё чем-либо заниматься? Почему было не развиваться в регионы? Ты же сам из провинции.

Ну не то, чтобы мы ушли на запад. Во-первых, мы хотим и пытаемся продать франшизу в регионы, потому что мы видим в этом потенциал. Но запад всё-таки покорить интереснее. Это более стратегическая задача. у меня одна из целей на ближайшие десять лет – покорить американский рынок. Неважно с чем, хоть гробы поставлять, но я хочу это сделать. Не как американский проект, а как российская компания. И я вот как раз думаю, что сюда можно привезти. И вот даже мысли стали появляться. Попутно знакомлюсь с людьми, узнаю, что можно здесь продать, и какие вообще здесь есть проблемы. А проблем, на самом деле, здесь тоже хватает. Здесь не всё так безоблачно, как может показаться. Тут проблема снять жильё, здесь ни фига не работает каршеринг, а ещё здесь ужасно работает метро.

В Америке тебе говорят: «Ооо, всё круто! Какой классный проект! Давай запускаться», а потом исчезают. В России же наоборот говорят, что проект – полный отстой, а потом дают деньги

Ну а где круче заниматься своим чем-то: у нас или у них? Где интереснее?

Какой смысл говорить абстрактно о том, чего нет. Мы ж пока еще ничего не сделали в США. Но точно могу сказать, что есть разница в подходе. Оно ж как работает. В Америке тебе говорят: «Оо, всё круто, какой классный проект, давай запускаться», а потом исчезают. В России же наоборот говорят, что проект – полный отстой, а потом дают деньги. Поэтому, когда уже что-то сделаю, тогда уже точно смогу сказать, где лучше. Ну и никогда нельзя применять чей-то личный опыт слишком обобщенно, потому что кому-то повезло, а кому-то не повезло. Меня, например, часто другие бизнесмены спрашивали, что у нас с госорганами, так как их постоянно прессуют. Не знаю, за 4,5 года нас ни разу не прессовали. И я один из немногих, кто вообще считает, что госорганы стали работать гораздо лучше, чем раньше. Много кто со мной не согласится. Потому что, например, на то же оформление ИП я потратил 10 тысяч рублей и 4 часа времени. В Америке же на консультацию к юристу запишешься – уже полтысячи баксов оставишь.

Ну вот видишь, то есть всё равно проблемы на американском рынке есть. А почему тогда не ушли куда-либо на Восток. Сейчас же наоборот все именно туда лезут, потому что в Китае огромные деньги крутятся. Соответственно, можно было бы что-то крупное сделать.

А ты был когда-нибудь в Китае?

Не был

Ну вот, а если бы ты там побывал, то понял бы, почему я туда не хочу. Это другой мир. Я его никогда в жизни не пойму. То есть тех же американцев я понимаю, хотя бы иллюзорно. Их психология похожа на психологию русских…

Чем похожа?

Да тем, что здесь огромная часть населения – ватники, как у нас. Это вот эти вот всякие ковбои, у которых на футболке орел изображен, и они ходят такие: «America is the best». Вот это вот 80% той же Америки. А другая часть – она очень классно питается, очень умная, образованная, интересная, воспитанная. Они и зарабатываю весь кэш. А разница в том, что в России для вот этих вот 80% есть какие-то возможности нищенствовать, а вот для «хороших» 20% возможностей как раз мало, поэтому они и валят из страны.

Думаешь, это уже никак нельзя исправить?

Я считаю, что это всё изменится и в России появятся возможности в том числе для умных людей нормально развиваться. Я очень оптимистично настроен в отношении России. Чем больше я нахожусь здесь, чем больше я путешествую, тем больше я считаю, что у России большое будущее. То есть Россия может стать одним из центров западного мира, причём достаточно скоро, как бы по-идиотски это не звучало. Я много думал на эту тему в последнее время и могу сказать, что Россия может дать миру очень многое, особенно западному миру, который нуждается в каком-то толчке извне. Потому что Европа уже непонятно чем занимается, всё устарело и закостенело. То же самое сейчас происходит и в Америке. Они настолько уверены в своём превосходстве, что начинают очень сильно расслабляться. Здесь куча народу ни фига не делает, но хочет, чтобы им потусить давали. А это путь деградации.

А наши?

А наши, кстати, как и латиноамериканцы, сейчас безумно голодные. Потому что на российском рынке сейчас нет денег и людям ничего не остается делать, кроме как активно шевелить своим телом и что-то продавать на Запад. И это очень хорошо. Плюс куча русских сейчас уже по всему миру работает, они знают, что и как правильно сделать. Соответственно, получается классная связка: классные спецы, которые могут работать извне, и клёвые продукты, которые можно вывести на рынок.

Чем больше я путешествую, тем больше я считаю, что у России большое будущее

Продукты в основном в сфере ИТ? Или вообще промышленность какая-нибудь?

ИТ-решения, да, потребительские товары ещё и общепит. В общем то, до чего государство еще не дотянулось. Из хипстеров и фриков рано или поздно вырастают бизнесмены с глобальным мышлением, которым достаточно быстро становится тесто внутри России. «Додо-пицца» вон сейчас выходит на американский рынок и нормально себя там чувствует (ну, хочется верить). Также есть компании, о которых в России ничего не слышали, а они на Западе уже деньги зарабатывают. Мы вот тут недавно были на международном web-саммите, и, что забавно, более половины европейских проектов представляли две страны: Россия и Украина, причем украинцев в три раза больше, чем наших – они уже давно внутреннего рынка лишились. Как только начнется хоть какое-то подобие демократии, в Россию вольется огромное количество денег – благо к этому моменту появится немало конкурентоспособных компаний.

Ну и в завершении хотелось бы немножко отступиться от темы разговора. Мы с тобой общались ещё в мае. Потом я отправил тебе на утверждение демоверсию интервью. Потом дедлайн по конкурсу интервью перенесли на июнь. И вот уже в июне, по традиции "делания всё в последний момент", ты прислал мне в ответ файл, где потерялась четверть текста. Что с ней?

Так мы там с тобой про планы говорили, а они у меня пошли по ... (не очень гладкому сценарию). Вот так пишешь стратегию, письма, тексты, договариваешься о чем-то предварительно, а оно вообще всё иначе выходит. И знаешь что? Именно это мне и нравится

88
Начать дискуссию