Мода на сон
Как желание выспаться открывает новые рынки
Недавно мы запустили в продажу технологичный матрас Sleeper, хотя до этого занимались диванами и корпусной мебелью. Почему мы занялись новым для себя продуктом? Товары для здорового сна — новое и пока еще не развитое направление бизнеса в России, как нам в «Диван.ру» кажется, с огромными перспективами роста.
Питание, физическая активность и сон — вот три всем известные составляющие здорового образа жизни. Но если питанию и спорту уже посвящены целые пласты культуры и мощные индустрии товаров и услуг, то тема здорового сна в России исчерпывается краткими диалогами на тему «выспался или не выспался».
«Зожники» нередко постят в Instagram фото из спортзала, а следом хвастаются жестким графиком работы и сном по четыре часа в сутки. Тем временем, в западной деловой культуре сон уже встал в один ряд с фитнесом и здоровым питанием — его изучают, о нем пишут в СМИ и в деловой литературе, и в том, что этот тренд доберется и до России, сомневаться не приходится.
Японские корни
Особое отношение ко сну сначала появилось в Японии. Согласно опросу, проведенному Американским национальным институтом сна, японцы спят в среднем 6 часов 22 минуты на рабочей неделе, и это меньше, чем в какой-либо другой стране мира. Проблему осознали на правительственном уровне и Минздрав Японии официально рекомендовал работникам получасовой сон в начале дня.
Спящий человек в Японии не считается лентяем, скорее наоборот. Все понимают — переработал. Дневной сон в офисе, в транспорте и других общественных местах называют «инэмури», и он никого не смущает. При этом спящий, по негласному правилу этикета, сохраняет позу, как будто он случайно задремал.
В 2010-х годах в Японии возникла целая индустрия дневного сна. Есть общественные комнаты для сна, специальные кафе для работающих женщин, которые сделать перерыв на сон, где выдают пижамы и распыляют эфирные масла. В офисах появились диваны, где можно поспать в специально отведенное для этого время. Сейчас эта культура, а вместе с ней и новый рынок, приходит и на Запад.
Консультанты вместо докторов
В свое время западные теоретики менеджмента подхватили японские «канбан» и «бережливое производство». Так же и узаконенную сиесту они восприняли с энтузиазмом. В 2016 году директор по обучению главного офиса McKinsey в Амстердаме Ник ван Дам написал программную статью, где заявил, что «управление сном» не менее важно для лидера, чем тайм-менеджмент или навыки делового общения.
Годом раньше McKinsey провела исследование, опросив 189 тыс. работников из 81 организации, и описала взаимосвязь между количеством сна и лидерством. После 20 часов бодрствования мозг работает так, как если бы содержание алкоголя в крови было бы не меньше 0,1%, что по юридическим нормам США означает опьянение. То же исследование показало, что 83% опрошенных никак не информируют коллег о важности сна. Раньше подобные советы мы слышали от врачей. Теперь их дают консультанты с мировым именем для руководителей высшего звена.
Американский исследовательский центр RAND Corporation добавил еще больше серьезности, посчитав, во сколько обходится экономикам крупнейших стран халатное отношение ко сну. Издержки выражаются в конкретных цифрах и исчисляются миллиардами долларов. «Если люди, которые спят менее шести часов, начнут спать от шести до семи часов, это может добавить миллиарды долларов в национальные экономики», — говорит руководитель исследования RAND Марко Хафнер.
Сонные компании
Консультанты внедряют в деловой среде моду на сон, предприниматели поддаются. В марте компания Linkedin провела ярмарку в Empire State Building, куда пригласила 10 тыс. своих сотрудников и известных врачей, исследующих сон. Они рассказывали как положения тела, механики дыхания, управление стрессом влияют на сон и общее самочувствие.
Теперь не только японские компании поощряют здоровый сон и дневную сиесту. Google еще с 2010 года использует в офисах капсулы Energypod, где сотрудники могут вздремнуть под успокаивающую музыку.
Опыт прогрессивного Google копируют компании поменьше и необязательно из сферы IT. В страховой компании Aetna тем сотрудникам, которые докажут, что хотя бы 20 ночей в году проспали более семи часов (например, с помощью фитнес-трекера), выдают премию $500.
Некоторые китайские офисы (впрочем, это уже давно не удивляет) вообще стали напоминать хостелы, в которых спят и работают, просто переходя из одной комнаты в другую. Российский бизнес пока в роли догоняющего: дневной сон поощряется в Avito.ru, в Parallels и еще нескольких компаниях, где есть капсулы для сна, наподобие тех, что в Google, или обустроены комнаты отдыха.
Товары для сна
Есть спрос — будет и предложение. Список товаров для сна уже не исчерпывается фитнес браслетами и офисными пуфиками для того, чтобы вздремнуть в перерыв.
Взять те же матрасы. За несколько лет до нас, на западе возникло сразу несколько стартапов с одной общей идеей. При разработке нашего матраса Sleeper, мы заказывали для исследования сразу несколько образцов продукта от стартаперов, каждый из которых придумал свою технологию производства одного, «самого лучшего» матраса с универсальными характеристиками. Его продавали онлайн с доставкой в красивой коробке, ориентируясь прежде всего на молодых людей, увлеченных ЗОЖ, а потом уже на всех остальных. В США таким образом развился проект Casper (продавая всего одну модель матраса, стартап достиг оборота в $600 млн в год и лишь потом расширил линейку), в Европе по той же схеме работает проект Bruno, тоже с многомиллионными оборотами.
Некоторые компании делают специальную мебель для дневного сна в офисе, причем в премиальном сегменте, вполне подходящую для топ-менеджеров. К примеру, в греческом дизайн-бюро Studio NL придумали офисный стол, который легко трансформируется в кровать для «быстрого» сна.
Среди гаджетов для сна теперь есть настоящие технологические шедевры. К примеру, компания Rythm провела исследование и выяснила, что определенные звуки в разные фазы сна могут влиять на его качество, а потом изобрела и запустила в производство специальное устройство Dreem, похожее на мягкий обруч, который одевается на голову. Оно анализирует мозговую деятельность с помощью датчиков, и передает разные звуки через вибрацию, чтобы сон было более глубоким и «здоровым».
Предпринимателю стоит иметь в виду: здоровый сон становится модной темой. В России специализированные товары и услуги для здорового сна пока экзотика, но скоро станут мейнстримом, и мы сами делаем на это ставку.
Напоследок советы на тему здорового сна от того самого Ника Ван Дама из McKinsey, где каждый пункт содержит идеи для стартапа:
Не копайтесь на ночь в смартфоне и не смотрите в монитор. Синий цвет экрана заставляет мозг считать, что сейчас день, и не время для сна.
Не работайте в спальне.
Сохраняйте в спальне прохладу.
В командировки берите предметы, которые настраивают на нужный лад: собственную подушку, пижаму, любимый гель для душа, зубную пасту.
Расслабляйтесь и старайтесь снизить уровень стресса к концу дня (можно с помощью медиации).
Не устанавливайте несколько сигналов будильника. Засыпая и просыпаясь несколько раз подряд вы не высыпаетесь.
Ложитесь пораньше, а не в последний момент.
Днем попробуйте вздремнуть. Сон может быть коротким (менее 30 минут) или восстановительным — на 90 минут.
Фото: Sleeper, Wiz Tours, McKinsey&Company, The University of Sydney, Casper.
Также думал продавать подобные матрасы. Здесь важно при запуске уложиться в маркетинг. У нас трудно найти подобного "хипстерського" производителя матрасов, а импортировать из Европы дорого, поэтому теряется одно из основных преимуществ подобных матрасов. В своем магазине https://brw-lviv.com.ua/product-category/matrasy продаем матрасы от польского производителя BRW. Они пружинные, поэтому с доставкой их по всей территории страны есть определенные проблемы.
Хороший матрас днем с огнем не найти