Обезьянка, эффект IKEA и полсотни привычек — как заработать на личностном развитии

С Никитой Маклаховым, автором подкаста о личной эффективности «Будет сделано!» и обучающей программы «Игра в привычки», мы встретились в одном из кафе в центре Петербурга.

В город на Неве Никита с семьей перебрался недавно – с острова Сауми, второго по размеру в Таиланде, где прожил несколько лет. Одновременно с этим его подкаст преодолел планку в 100 выпусков, количество прослушиваний перевалило за три миллиона, а программу прошли несколько сотен человек.

Никиту сложно назвать громким словом «предприниматель», но то, что он #навсюголову погружен в свое дело – вне сомнения. Буквально за пару недель до интервью наш герой взял паузу в проекте, на три месяца, для обновления и перезагрузки. И вот – летний питерский вечер, на столике – свежевыжатый сок, на собеседнике – еще не сошедший таиландский загар.

Фото: vk.com
Фото: vk.com

ПОДКАСТ НА ГЛАДИЛЬНОЙ ДОСКЕ ПОСЛЕ ЛЕДЯНОГО ДУША

- Никита, каким тебе показался Петербург, особенно после долгого пребывания на побережье Тихого океана?

- Мы вместе с женой подгадали время, приехали сюда в теплую погоду, поэтому Питер на меня не произвел удручающего впечатления. Я человек, имеющий тенденцию впадать в уныние и депрессию, и мне не подходят большие города. Поэтому не думаю, что мы задержимся в Питере на всю жизнь. Скорее, это будет еще одна переходная точкой для нас. Но пока что я получаю удовольствие от хорошей погоды, как и все вокруг.

- Ты недавно выложил любопытную фотографию: гладильная доска, на ней – ноутбук, наушники, рядом – большая черная коробка. Твое новое рабочее место?

Фото: vk.com
Фото: vk.com

- Да, это был мой временный кабинет для записи подкаста (смеется). Как раз потому, что мы недавно переехали. Я вообще за минимализм и люблю, когда в пространстве нет лишних предметов. У меня довольно долго было представление, что достаточно иметь ноутбук – и твое рабочее место уже укомплектовано. В таком режиме я проработал года два или три, в том числе во время путешествия по Южной Америке. Но сейчас мне уже нужен удобный стол, кресло, монитор, полноценная клавиатура. Собираюсь купить эргономическое кресло, как у стоматологов и ортодонтов, чтобы не сутулиться. Рабочее место – второе по важности пространство в жизни человека. Первое – это, конечно, спальня.

- Получается, уже в Питере ты записал последний выпуск своего подкаста…

- Лучше сказать – заключительный выпуск первого сезона.

- Возвращаясь на сто эпизодов назад, когда ты только стартовал, какие мысли у тебя были? Думал ли ты, что это растянется на несколько лет?

- У человека, который что-то начинает, есть прекрасное состояние – отвага новичка, или, лучше сказать, отвага дурачка. Он еще не знает, сколько подводных камней ждет его впереди. Если бы не было этого чувства, не было бы и 99 процентов бизнеса. Однажды меня пригласили гостем для записи подкаста. Со стороны мне это показалось интересным и нетрудным в производстве. Я решил попробовать. Правда, еще до этого я взял себе за правило, что не буду начинать какие-то проекты на этапе мотивации и эмоции. Что это значит? Когда человеку приходит идея, он хочет быстро ее реализовать, находясь на пике эмоционального состояния. Потом это состояние проходит, и человек остается наедине с проектом, с рутиной и проблемами, и он уже не готов продолжать. Но если даже в успокоенном состоянии тебе все еще нравится твоя идея, то есть шанс, что ты продержишься с ней довольно долго. Окей, я начал записывать подкаст, эмоции схлынули, но мне по-прежнему было это интересно.

- И этот интерес не угасал? Была мысль, чтобы все бросить на середине пути?

- Здесь два аспекта. Я человек-интроверт, и меня выматывает любое общение, даже такое, как запись подкаста. Поэтому чуть-чуть мне хотелось бросить после каждой записи, примерно сто раз подряд. Но я понимал, что это всего лишь усталость, которая проходит. Если после первых записей мне приходилось отлеживаться целый день, то сейчас подкаст – это явно не подвиг месяца. Еще один момент – со второго выпуска я передал большую часть задач по обработке и монтажу своей помощнице, и был избавлен от рутины. По сути, вот эта рутина и убивает любое творческое начинание, и чем раньше мы от нее избавимся, тем лучше для нашего проекта.

- Что дал тебе подкаст в плане личностного развития, а также в моральном и финансовом плане?

- Трудно назвать мою текущую ситуацию успехом в привычном понимании этого слова, но в развитии проекта я продвинулся чуть дальше, чем это было два года назад. До конца лета должна выйти моя книга в крупном издательстве деловой литературы. Не было бы подкаста, не было бы и части материала, да и само издательство вряд ли бы заключило со мной договор. В плане развития тоже куча моментов. Я очень тщательно готовлюсь к каждому выпуску и, получается, еженедельно пропускаю через себя около десятка часов материалов. Плюс, разумеется, стараюсь внедрять в свою жизнь те советы, которыми делятся гости подкастов. Например, после выпуска с Максимом Джабали я начал вести шестиразовый дневник. Основан на идеях буддизма, предназначен для взращивания в себе определенных добродетелей. Конечно, попахивает эзотерикой, но идея лежит на поверхности нашей нравственности, ничего волшебного здесь нет. После другого выпуска я добавил в жизнь контрастный душ, и сейчас он ледяной по утрам.

- И все-таки, сколько ты заработал на подкасте?

- У меня не было такой цели. В России зарабатывать на подкасте, скорее, невозможно. Исключение – издание «Медузы», у них три-четыре подкаста. Они могут зарабатывать на рекламе, потому что у них хороший трафик. Я же исчерпал такие естественные каналы, вроде ITunes. При том трафике прослушивания, который есть у меня, особо не заработать. Другое дело – американский рынок. В каждой машине – плеер от Apple, подкасты у всех на виду. Люди вроде Тимати Фериса (американский писатель, «маньяк» продуктивности – прим. ред.) могут на этом зарабатывать и делают это. В моем случае, подкаст – способ выстраивания отношений со слушателями и будущими клиентами. Их я приглашаю на свои обучающие программы, которые и являются моим источником заработка.

Фото: vk.com
Фото: vk.com

ИНФОБИЗНЕС ОБРЕЧЕН, ОБЕЗЬЯНКА - НЕТ

- Что у тебя за обучающая программа, какую пользу она может принести клиенту?

- Общий тезис, который я пытаюсь донести через свой проект - это то, что можно развиваться и достигать своих целей, не наступая на горло своей песне, не выматывая и не насилуя себя. Я даю базовые принципы, которые взяты из классических источников по личной эффективности и из различных направлений науки: психология, бихевиоризм, нейрофизиология.

- Одно из направлений твоей программы - игра в привычки. Получается, ты за какой-то промежуток времени помогаешь людям привить полезные привычки и отказаться от старых?

- Все верно. Какую бы цель мы ни поставили, она достигается посредством ежедневных небольших действий. Эти действия и есть привычки. Например, чтобы написать книгу, нужно выработать привычку писать каждый день по чуть-чуть. Я даю для этого инструменты. Объясняю, почему раньше у вас ничего не получалось и как сделать так, чтобы получалось.

- Насколько успешным оказался твой проект, много ли людей он привлек?

- Скажем так, есть условное деление людей на продуктологов и маркетологов, и вот я однозначно ближе к первому типу. То есть я могу создавать хороший продукт, вкладываться в него, делать так, чтобы люди получали пользу. Но когда встает вопрос о привлечении клиентов, я понимаю, что не очень силен в этом плане. Отчасти подкаст избавил меня от необходимости продвигать свои курсы. Люди слушают выпуски, проникаются ко мне доверием и после этого им отдать мне какую-то сумму денег. С другой стороны, я понимаю, что впал в зависимость и подкаст стал для меня некой зоной комфорта. Как раз по этой причине я решил поставить «Будет сделано!» на паузу и попытаться более осознанно подойти к привлечению студентов на свои программы, выстроить контролируемый трафик.

- Одна из опций программы – в качестве личного тренера можно выбрать тебя, Никита (это, кстати, самый дорогой вариант). Насколько тебе, как человеку-интроверту, комфортно быть личным тренером, по сути, совершенно незнакомого человека?

- Здесь как раз другая ситуация. Коммуникация в основном идет письменно, поэтому есть время подумать, изучить студента. Плюс по мере того, как идет программа, мы знакомимся друг с другом, проникаемся друг к другу доверием и, часто бывает, после программы мы со студентами становимся друзьями, продолжаем общаться. С другой стороны, я провожу «созвоны» по выходным. Разумеется, такие «созвоны», в виду моей интровертности, немного утомляют, но это уже издержки профессии.

- Сейчас довольно много тренингов по личной эффективности. В чем уникальность твоего курса, чем он отличается от остальных?

- Начнем с того, что ничего не ново под луной. Если ты о чем-то говоришь, то 110 процентов, что об этом где-то уже писали. Невозможно создать продукт, который будет совсем уникальным, но можно сделать для него новую упаковку. В этом плане моя сильная сторона в том, что я могу хорошо структурировать информацию. То есть разбить ее по полочкам, чтобы человеку просто и понятно было все воспринимать. Я опираюсь на концепцию, которую как раз не назовешь новой – концепция о том, что у нас в голове живут некие две сущности. Даниель Канеман, лауреат нобелевской премии, называл это двумя системами мышления. Максим Дорофеев, мой коллега, называет это обезьянкой и рациональным человеком. Мой вариант: обезьянка и профессор. Что нового я сделал? Я постарался глубже копнуть. Формализовал те принципы, по которым живет обезьянка. Понимая эти принципы, можно выстроить всю жизнь и всю работу. Например, обезьянка не терпит ограничений. Если мы себя в чем-то ограничиваем, то обезьянка начинает хотеть этого еще больше. Для обезьянки важны мгновенные результаты и эмоции. Она живет одним днем, поэтому замотивировать ее долгосрочными последствиями не получится. Коротко суть моих программ можно описать следующей фразой: «Построим жизнь так, чтобы это было комфортно для нашей обезьянки».

Фото: vk.com
Фото: vk.com

- На твой взгляд, подобный инфобизнес, когда ты предлагаешь людям то, что нельзя материально потрогать, ощутить - насколько это сейчас развито в России и будет ли за этим будущее?

- Я думаю, что после слова «инфобизнес» половина читателей закрыли наше с тобой интервью. Люди, которым это претит, сразу поняли, что парень из инфобизнеса, а значит, нет смысла его читать. Эта сфера сама себя дискредитировала за счет того, что в нее очень легко попасть, и это привлекает многих нечистоплотных людей, которые ожидают быстрого обогащения. С другой стороны, оказывается, что заработать в этой сфере не так уж и просто. Каждый человек начинает считать тренинги в интернете каким-то разводом, и чтобы в этом как-то продержаться, нужно очень стараться. Будущее ли за этим? Вопрос, наверное, слишком обширный. Назовем инфобизнес по-другому. Например, образование в интернете. Очевидно, что и за образованием должно быть будущее, и за интернетом. В каком виде – это уже отдельный вопрос. В целом, нынешнее отношение к инфобизнесу – это, скорее, хорошо, чем плохо. Это очищает рынок и выгоняет тех, кому не стоит здесь находиться. Не скажу, что я занимаюсь именно инфобизнесом. Если подумать о базовом определении инфобизнеса, то получается, что это некая продажа информации. Но по факту получается, что никакая информация в наше время не стоит ни цента, ни копейки, потому что все есть в интернете.

- Но как же фраза «кто владеет информацией, тот владеет миром»?

- Это, возможно, относится только к трейдинговому бизнесу, когда ты знаешь, что какой-то шэйх только что умер, и у тебя есть информация о наследнике. Если говорить о развитии человека, о каком-то обучении, то информация не имеет никакой ценности. А что тогда имеет ценность? Во-первых, это люди, которые способны информацию отфильтровать, структурировать и донести до людей в понятном, пережеванном виде. Второе - это человеческое отношение. Люди ценят внимание других людей. Если ты берешь человека за руку и проводишь через какие-то трудности – это совсем другая ситуация, чем та, когда человек просто смотрит какие-то видео. Кстати, это одна из причин, по которой люди не получают никакой пользы, когда просто скачивают тренинги из интернета. Если человек не вложил во что-то, он это гораздо меньше ценит. Это давно доказанный эффект, его называют эффектом IKEA. Когда человек собирает сам стул из этого шведского магазина, он начинает этот стул любить гораздо больше, чем мебель, купленную в готовом виде. Если человек хочет получить больше пользы от обучения, ему лучше за это заплатить. Резюмирую: инфобизнес как бизнес по продаже информации обречен на неудачу в любом случае. Но бизнес, построенный на отношении с людьми, на том, чтобы помогать им достигать каких-то результатов – это имеет право на жизнь, это развивается, и я как раз пытаюсь это делать.

ВМОНТИРОВАТЬ ЧИП И ПОДУМАТЬ О НАДПИСИ НА МОГИЛЕ

- Ты помогаешь людям вырабатывать привычки. Какие привычки есть у тебя?

- В этом плане у меня наблюдается профдеформация. В моей жизни очень много мелких привычек. У меня даже есть табличка, порядка сорока строк. Из тех, что первыми приходят на ум: зарядки, утренние ритуалы, контрастный душ, планирование дня, работа по таймеру Помадора, прием витаминов. Я в этом плане замороченный, но так и нужно, чтобы люди видели, что это работает. Если у меня получается внедрять тридцать привычек, то у человека получится внедрить три-пять, а то и десять.

- А вредные привычки?

- Привычка «невредная» до тех пор, пока так считать сам человек. И совершенно бессмысленно начинать над ней работу. В этом контексте у меня нет сейчас привычек, от которых хотел бы избавиться. Я мог бы назвать социальные сети как нежелательное явление в моей жизни, хочу проводить там меньше времени. Но моя работа и общение со слушателями сводятся к социальным сетям, поэтому я не считаю это настолько вредной привычкой. Курения и алкоголя нет в моей жизни давно. Курить я ни разу не пробовал, алкоголь уже лет семь не присутствует.

- Как проходит твой рабочий день, если его можно так называть?

- Я не разделяю время на то, когда я работаю, и когда не работаю. У меня есть просто жизнь, и в рамках этой жизни много работы. Когда я просыпаюсь, делаю свои утренние процедуры. Затем сажусь за работу и в течение дня работаю, делая перерыв каждые полчаса на десять, пятнадцать минут. То есть у меня такой круговорот получается. Либо работаю, либо занимаюсь какими-то практиками, будь то спорт, либо чтение, либо еще что-то. И так проходит весь день, под вечер остается немного времени для семьи.

Фото: vk.com
Фото: vk.com

- До шести или семи часов вечера?

- Нет, это слишком мало (смеется). Часов до восьми. У меня нет жесткого ограничения. Есть циклы работы и отдыха. Я, по сути, не особо устаю. Получается, что и работа, и отдых у меня растянуты во времени. Конечно, от каких-то посторонних дел я стараюсь избавиться. К счастью, жена мне в этом помогает. Те вещи, которые мы можем делегировать, ту же уборку, мы оставляем на «внешних» людей. Это же базовая идея эффективности. Все, что ты можешь не делать, ты должен не делать. Потому что если ты это делаешь, ты не делаешь что-то более важное.

- Ты можешь назвать себя эффективным человеком?

- Я должен назвать себя эффективным человеком, иначе в чем смысл? (улыбается)

- А кем ты себя считаешь: предпринимателем, либо «коучем», либо ты блоггер?

- Наверное, я ближе к автору обучающих программ. Вся моя деятельность крутится вокруг информации, ее обработки, структурирования. Рано мне еще называть себя гордым словом «предприниматель», на блоггера я тоже не очень похож.

- Стивен Кови, автор книги «Семь навыков высокоэффективных людей», предложил нестандартный прием. Необходимо представить свои похороны, могильную плиту и фразу, которая на нее нанесена. Эта фраза охарактеризовала бы всю твою прошедшую жизнь. И в ней заложена была бы цель, к которой ты сейчас должен стремиться. Мог бы ты сформулировать эту фразу? Или тебе такой прием не подходит?

- Стивена Кови я очень люблю. Его книга была, наверное, первой по саморазвитию, которую я прочел в своей жизни. Сама мысль о смерти, как бы это аккуратно сформулировать, не то, что прельщает или близка, но я чувствую в этом большой ресурс. Я сам пользуюсь краткосрочной версией приема Стивена. Иногда, если я испытываю какие-то трудности, я представляю, что в этот вечер могу совершить самоубийство. Это похоже на выход из компьютерной игры. То есть бац, ты что-то прерываешь, и в контексте этого любое твое решение в течение дня не может быть ни удачным, ни провальным. Ты условно можешь избежать любых проблем в дальнейшем. И эти мысли развязывают тебе руки, расслабляют. Любые твои факапы и провалы уже не абсолютные, а только временные. Такая ментальная игра со смертью. О фразе на своей могиле я не думал. Сомневаюсь, что это имеет смысл, поскольку жизнь очень быстро меняется. Гораздо важнее научиться проживать один конкретный день так, чтобы ты мог им гордиться. Как ты живешь один день, так ты проводишь всю свою жизнь.

На самом деле, Стивен Кови поставил непростую задачу, насчет этой фразы на могильной плите. Я, кажется, пропустил это задание в книге и стал читать дальше. Вот в этом, кстати, и отличие от того, как я пытаюсь строить обучающую программу. Многие авторы курсов спихивают ответственность на студентов. Якобы, вот я тебе дал упражнение, если его не сделаешь, то ты сам лентяй и не хочешь менять свою жизнь. Я считаю, что нужно создавать такие задания, чтобы у человека не возникало сопротивления и желания закрыть книгу или пропустить конкретное упражнение. Любое занятие должно быть настолько простым, что его глупо было бы не делать. Это касается тех привычек, которые мы внедряем и то, каким должно быть идеальное обучение. Надеюсь, ответил на твой вопрос. Видимо, вечером еще буду думать, чтобы я хотел видеть на своей могиле.

-Хорошо, ну а если заглядывать не через всю жизнь, а на десять лет, кем ты себя представляешь?

- Я думаю, что через 10 лет я вмонтирую себе чипы в мозг, куплю какой-нибудь экзоскелет и так далее. Это я к тому, что сейчас технологии и всякие крутые штуки так быстро развиваются, что через 10 лет мы будем ездить все на беспилотниках, а еще лучше – летать на квадракоптерах. Учитывая это, не очень умно загадывать конкретные вещи на столь долгий промежуток времени. В частности, с этим связан один из принципов планирования. Лучше планировать не на год, а на три месяца. Год – слишком долгий промежуток времени, в котором трудно что-то предсказать, а во-вторых – в соответствии с эффектом Паркинсона, любая работа занимает весь срок, который на нее отведен. Поэтому если мы ставим цели на год, они, скорее, будут достигнуты за год, несмотря на то, что могли быть сделаны за три месяца. Подумайте над этим. Вы будете приятно удивлены, что цели могут достигаться в четыре раза быстрее. (допивает свежевыжатый сок)

Максим ВАСИЛЬЧУК
Специально для проекта #навсюголову

33
Начать дискуссию