IT-образование - где родился, там не пригодился

Пока в региональных ВУЗах создаются инновационные центры, открываются школы робототехники и IT-кластеры, мы поспрашивали уезжающих абитуриентов из нашего Кузбасса (а также их родителей), какие причины заставляют первых покидать родной дом, а вторых - поддерживать это решение. Приведу примеры только по ребятам, которые намерены учиться в IT-сфере. Заодно, довольно уместно, нам попались родители ребят, которые уже отучились год или два и могут ответить - не разочаровались ли они в своем выборе?

Зачем мы вообще решили что-то спрашивать?

Все просто - мы, Кафедра Good Line - образовательный проект региональной IT-компании: интернет, телеком, диджитал, драйвер технологий в своем крае. Компании нужны люди, и эти люди уезжают.

Защита студентом кафедры Good Line выпускного проекта.
Защита студентом кафедры Good Line выпускного проекта.

Немногие регионы в России могут похвастать статусами образовательных центров. Да и проблема оттока «мозгов и рук» в IT актуальна, наверное, в нашей стране везде.

Можно конечно, уже здесь сказать, что причины оттока очевидны. Но зачем судить с лавочек, если есть возможность выслушать ответы «из первых рук». Тем более, что обнаружились не очень приятные, но важные инсайты. Поэтому, рискуя прослыть британскими учеными, мы все же поспрашивали, пообщались и сделали выводы. Также важно оговориться, что мы не претендуем на громкий термин «исследование» - мы провели небольшой опрос 12 случайно выбранных человек и осмыслили ответы. Итак, общие причины:

1. Страх за последующее трудоустройство

Этот фактор вызывает больше всего тревожности у всех наших респондентов.

Что это значит?

Нет выбора интересных работодателей в IT-среде региона. Все понимают, что какую-то работу ребята найдут. Но этого слишком мало. И сами выпускники и их родители говорят - нужен выбор. Хочется быть уверенными, что если не получится с одной хорошей компанией, то получится с другой. Что этих компаний много. Что можно начать в одной, а потом перейти в другую, с более высокими требованиями (и зарплатами).

Есть недоверие к престижу регионального ВУЗа в глазах работодателей. Сами выпускники здесь скорее идут на поводу устоявшихся стереотипов. Родители более конструктивны.

«Мои друзья, которые работают в этой сфере, говорят, что местное образование гораздо слабее, чем в университетах Санкт-Петербурга или Москвы. Они сравнивают уровень своих молодых коллег».

Артем, отец студента-первокурсника, который учится в Томске

Нет возможности получить полноценные практические навыки в процессе обучения.

Никто не верит в пользу производственной практики ВУЗов для профессионального развития. В Москве и Санкт-Петербурге есть множество площадок, где интересные компании на базе университетов проводят свои практические школы, стажировки. На таких площадках можно попробовать себя, получить обратную связь - так ли ты хорош, как считаешь? Что тебе нужно подтянуть? Где доработать, чтобы попробовать снова? В регионах их гораздо меньше, и зачастую если и есть одна-две с общей специализацией (frontend, backend - программирование, дизайн), то, если ребенок смотрит в какую-то более узкую нишу (скажем, кроссплатформенная мобильная разработка), то он в большинстве случаев не может найти для себя интересную практику.

«Мозговой штурм» на кафедре Good Line.
«Мозговой штурм» на кафедре Good Line.

2. Недоверие к уровню профессионализма у преподавателей

Что это значит?

Смена старой школы. Система распределения выпускников советских ВУЗов дала регионам много хороших сильных, профессиональных кадров из лучших научных школ страны. Но время не остановить, и их остается все меньше. И в отличие от их научных заслуг в фундаментальной теории, их подкованость в современных методах и инструментах разработки ПО и телекоммуникаций явно снижается. Слишком быстрый темп развития IT-отрасли. На смену им приходят в лучшем случае те, кто остался в ВУЗе по призванию, ради науки. В худшем - те, кто просто не сумел найти себя в бизнесе и наемной работе. Среди них людей, идущих в ногу с лучшими мировыми практиками - кот наплакал.

«Друг говорит, что они здесь почти не программируют. А ведь они учатся на прикладной информатике уже второй год» - говорит Влад. Он собирается в Санкт-Петербург или в Новосибирск.

«Я хочу учиться там, где много практических дисциплин с разной специализацией, а не большинство базовых предметов. Я хочу, чтобы были сильные преподаватели и их интересно было слушать и сразу что-то делать, какой-то продукт».

Александр, ученик 11го класса, участник олимпиад, научной смены образовательного центра "Сириус"

Мало преподавателей-практиков.

IT-сфера очень практическая. Понятно, что основная ценность российского традиционного образования - в фундаментальных знаниях, в т.ч. по техническим дисциплинам. Но работодателям мало знания трех законов механики. Им подавай человека, которого можно хотя бы доучить, но не учить основам объектно-ориентированного программирования. И тут, увы, лекции почти бессильны, нужна практика - настоящая. А для этого нужны максимально реалистичные проекты. И дать их могут только реальные компании, в лице опытных, квалифицированных специалистов или руководителей.

«Преподаватели должны быть авторитетными в практической среде» - говорит Артем, отец уехавшего в Томск студента.

Самые смелые фантазии

Мы задавали еще один вопрос - при каких условиях вы бы остались учиться в своем городе? Что должно измениться, чтобы вы с легким сердцем искренне захотели получать высшее образование в родном городе?

Просто приведем здесь некоторые ответы:

  • «Если бы я, походив на подготовительные курсы ВУЗа, поняла, что преподаватели обладают сильными и актуальными знаниями, и умеют сами хорошо делать то, чему учат».
  • «Если бы у нас в городе был специализированный IT-ВУЗ, с разными интересными специализациями - например, факультетом робототехники или мобильной разработки или машинного обучения».
  • «Если бы был выбор практических площадок, чтобы можно было делать разные проекты для компаний в процессе обучения и пробовать себя в разных специальностях».
  • «Если бы о выпускниках ВУЗа и преподавателях были бы хорошие отзывы не только на уровне города, но и на уровне страны».
  • «Интересные формы обучения - не писать конспекты, а что-то делать своими руками, обсуждать».

Наблюдения

Сразу бросается в глаза, что уезжают в основном умные дети - с хорошими отметками, участники олимпиад и конкурсов, с высокими баллами ЕГЭ.

Второй нюанс - никого из них родители не отговаривали сильно. Переживали, да. Но поддержали решение. Конечно, тут важна и финансовая возможность помогать ребенку в другом городе в процессе учебы. Чем больше позволят финансы, тем больше вероятность, что ребенок уедет именно в столичные ВУЗы.

Впрочем, степень сожаления есть и у родителей и у детей.

«Если бы было по-другому, я бы остался» - слова Александра.

«Старший сын не хотел далеко уезжать. Он очень привязан к дому, к семье. Он бы остался учиться здесь, если бы нам не нужно было беспокоиться о его будущем. Мы бы с удовольствием удержали младшего. Мы видим, что постепенно ситуация меняется - статус опорного ВУЗа региона дает определнные надежды. Появляются компании, которые заявляют о готовности стажировать и обучать студентов, привлекать их в разработку интересных продуктов. Но младший смотрит на старшего и вдохновляется его примером. И мы понимаем, что если они уедут, то работать они будут уже не в нашем городе» - говорит Ирина, мама двоих будущих разработчиков.

В качестве заключения.

Картинка, представленная здесь, конечно не отражает ситуацию со всех сторон. Мы не разговаривали с теми, кто целенаправленно остается здесь. Мы не ставили своей целью сделать какой-то однозначный вывод о качестве IT-образования в регионе. Мы взяли только один аспект и постарались найти ответы на вопросы - кто уезжает? Почему? Что можно изменить?

И мы их нашли. Уезжают умные дети. Потому что хорошо там, где нас нет.

Что можно изменить? Есть естественный ход вещей и бороться с ветряными мельницами - дело не благодарное. Но позаботиться о себе, о своем окружении и о своих детях - дать хорошие возможности тем, кто готов оставаться или возвращаться - в наших силах.

Поэтому мы понимаем, что нужно продолжать работать в формате практического IT-образования, в сотрудничестве с ВУЗами. Что важно предлагать амбициозным ребятам интересные проекты, площадки, знакомить их с лучшими специалистами ИТ-отрасли, давать первым учиться у вторых, а вторым - прокачивать свои наставнические скилы, передавать опыт и растить новую смену.

Но важно также, чтобы таких проектов и площадок было больше.

11
Начать дискуссию