Запускаете стартап? Не платите зарплату своей команде

Основатель и СЕО сервиса путешествий будущего Локали Ник Недельчук делится опытом создания компании с нуля.

На сегодняшний день центральная команда состоит из восьми человек, которые работают без зарплаты, на волонтерских началах. За три месяца с момента запуска MVP к проекту присоединились полторы сотни русскоязычных местных жителей из более 50 локаций на четырех континентах, проведено 55 прогулок.

Оказывается, отсутствие зарплаты в стартапе на первых порах играет на пользу вашему продукту.
Оказывается, отсутствие зарплаты в стартапе на первых порах играет на пользу вашему продукту.

Идея создать сервис, благодаря которому люди по всему миру смогут найти близкого по духу местного жителя, который говорит на твоём языке и живёт в нужном тебе городе, пришла мне в голову после прогулок по Петербургу длинными зимними вечерами. Я гулял один, задавался экзистенциальными вопросами и много думал.

Блестящей идеи оказалось мало - теперь предстояло сервис построить: UX, разработка, PR и маркетинг, юридические и финансовые вопросы. Любые мысли о запуске стартапа, если это начало успешной истории, моментально упираются в команду. Даже гении создавали прекрасное в коллаборации - не говоря уже о нас.

В центральной команде Локали сейчас 8 человек. Мы вместе строим компанию уже больше чем полгода. За это время, как СЕО, я ни разу не платил ни одному из них. Естественно, я не платил и себе. Если честно, делал это не специально — у меня не было крупных сумм на банковском счету или инвестора за плечами. Но, оглядываясь назад, понимаю: это решение было чертовски правильным, именно благодаря ему нам удалось выстроить настолько гармоничную и инициативную команду, которой лично я горжусь.

Вот пять причин, почему так вышло, и почему вы тоже на первых порах не должны платить деньги команде вашего стартапа.

  • На старте проекта важно собрать команду, одержимую идеей. В нашем случае преданность идее оказалась настолько велика, что крутые специалисты из крупных компаний с мировым именем работают над Локали в своё свободное время, вместо отдыха, да ещё и совершенно бесплатно.В стартапе даже junior-разработчик и стажер должны быть евангелистами того, что вы делаете. Компания с нуля, особенно если речь идёт о совершенно новом продукте, обязана подпитываться тоннами энергии энтузиастов. Потребитель это хорошо чувствует. Если за продуктом стоит команда с горящими глазами, шансов на успех больше. Ну и, наконец, если у вас не получается зажечь идеей даже своих сотрудников, что там говорить об обычных пользователях?
  • Легко расстаться с разочарованными или несогласными. Обязательства перед семьей и детьми, кредиты, ипотеки заставляют людей делать вещи, которые они бы никогда не делали по собственной воле. Например, работать на вас и следовать вашим методам. Но, естественно, если человек делает что-то не от души, качество результата оставляет ждать лучшего, а атмосфера в коллективе становится токсичной.«Тихо несогласные» — большая беда. Они заражают вирусом скептицизма всех вокруг себя, и вы рискуете потерять целый отдел, а то и коллектив. Куда эффективнее с такими людьми прощаться как можно раньше. Что поделаешь — просто вам не по пути. Если из-за расставания с вашей компанией у человека не появятся проблемы с выплатой кредитов, разойдётесь вы легко, быстро, по его же инициативе и, скорее всего, без обид.
  • Когда сегодня не получаешь зарплату за свою работу, цель обеспечить компанию прибылью становится первоприоритетной. Каждый осознаёт, что его собственный успех напрямую зависит от успеха компании. Чем раньше вы достигните уровня безубыточности, тем раньше у него получится осуществить желаемое — свалить с нынешней работы, перейти в компанию мечты и работать так, как ему хочется: с заранее оговорённым уровнем зарплаты, наличием home office или возможностью переехать в страну, куда всегда хотелось. Если же вы платите зарплату с самого начала, то точка безубыточности для большинства участников команды, в лучшем случае — нечто абстрактное, в худшем — бизнесовый булщит.
  • Гораздо меньше страха отстаивать свою точку зрения. Стив Джобс говорил: «Не имеет смысла нанимать в свою компанию умников, чтобы говорить, что им делать. Это они должны твердить, что нам делать». Тем не менее, даже будучи полностью согласным с этой истиной, очень просто перестать ей следовать. Любой СЕО — человек упрямый, с собственным видением. Это видение, порой, не совпадает с мнением других сотрудников, а иногда и вовсе ошибочно. В такие моменты в команде возникает спор. Сотрудник, для которого СЕО — босс, достаточно быстро сдастся, ведь от босса зависит зарплата и рабочее место. Если же вы работаете на добровольных началах и, повздорив с боссом, своим финансовым положением не рискуете, то позволите себе отстаивать свою точку зрения куда настойчивее. А значит вероятность принять правильное для компании решение, в конечном итоге - выше.
  • Химия между участниками команды. Когда вы работаете не за деньги, то на психологическом уровне отношения между всеми в команде выстраиваются скорее дружеские, чем рабочие. Вы чувствуете себя семьей, мотивируете друг друга, поддерживаете, вам не страшен звонок от другого участника среди ночи, и вы всегда рады помочь, если кто зашивается.

Выходит идеальный сетап, но, напоследок, ложка дегтя - у всего этого есть срок годности.

Мотивация команды должна постоянно подпитываться маленькими и большими победами. Как СЕО вы должны сделать все, чтобы движение к цели было уверенным и ощутимым для каждого. Кроме того, если спустя год волонтерства вы так и не в силах назвать конкретную дату в обозримом будущем, когда сможете перечислить на счет участников первую зарплату, то определенно точно концепция начнет барахлить. Впрочем, если за такой срок вы не сумели найти покупателя для своего продукта или хотя бы инвестора - то это меньшая из проблем. Ведь пора свой бизнес закрывать или коренным образом переосмысливать.

99
71 комментарий

«55 продаж» за 3 месяца, 9 месяцев суммарной бесплатной работы. Как вы собираетесь платить зарплату, какая модель монетизации? Почему вы думаете, что такой продукт способен генерировать прибыль? Ваш проект - авито для прогулок, коих идей по нишевым рынкам были десятки. Монетизировать их не удается. Как может местный житель лучше знать город чем гид? Я, живя в Москве 27 лет, не могу сказать что знаю какие-то классные места, куда стоило бы сходить изощренным туристам. Гид будет знать больше. Даже турист едущий в новое место нагуглить сможет больше, чем я знаю.

Представьте, что у вас в 1000 раз больше «прогулок» - 55 тысяч, что это изменит для вас и продукта? Инвестор появится? Во что инвестировать и какой отдачи ожидать? Откуда появятся деньги на счету для выплаты зарплат?

Задайте себе вопрос - не мучаете ли вы людей несбыточными рассказами о светлом будущем с «золотыми горами»?

Заметил в вашем профиле, что вы снова вышли на наёмную работу. За время разработки и до разработки вы не планировали как вы и вся команда, требующаяся для разработки такого проекта, выйдет на самоокупаемость? Ответ «нет». Тогда как вы можете отвечать за команду из 8 человек, которые вам поверили?

7
Ответить

Вы задаёте так много вопросов... Знаете же, что в таком случае отвечают только на часть, поскольку остальные упускаются из-за того, что они выпадают из памяти?

На наёмную работу я не выходил и с неё не уходил - как работал там, так и работаю, там масса других интересных свершений, которых стартап дать не может. В то же время стартап даёт то, чего не даст найм. В общем, пока я в комфортной для себя нише.

Конкретно для меня нынешние результаты положительные, учитывая, что продукт разрабатывается и совершенствуется командой энтузиастов в свободное от работы время и с околонулевым бюджетом. Для самоокупаемости с ФОТ нам многого не надо: 300 прогулок в месяц с нынешним чеком, а если чек поднимем, то и того меньше. Мы уверенно к этому идём, и я ни на секундочку не чувствую, что могу подвести команду.

Что же касается спроса, мне, наверное, даже не нужно сейчас ссылаться на результаты касдева, поскольку есть реальные продажи, и наша конверсия хоть и меньше рыночной (тому есть объективные причины - в нашем сегменте недостаточно работать на ЦА, нужно ещё и искать ту ее часть, которая конкретно сейчас планирует путешествие), тем не менее, все равно на удовлетворительном уровне. Если у других, кто что-то подобное пытался делать, не получалось - нужно задать им вопрос: а что у вас шло не так? Сам ответить за них я не смогу. У нас пока получается.

На самом деле, аудитория у нас очень широкая. Большинству людей профессиональный гид не интересен. Стоит это диких денег, за это получаешь тонну исторического булщита, который большинству не нужен. Зато интересны насущные вопросы: а как у вас люди тут время проводят? а что у вас лучше в России, а что хуже? на Родину хочется? зарплаты хватает? а где лучше покушать? И так далее. С одной стороны, это все интереснее путешественнику, с другой стороны понижает планку стоимости местного жителя и позволяет нам предложить цены в разы ниже чем по рынку.

1
Ответить
Комментарий удалён модератором

программистам с готовностью за идею работать нужны деньги, а не идея :)

5
Ответить

"Идея создать сервис, благодаря которому люди по всему миру смогут найти близкого по духу местного жителя, который говорит на твоём языке и живёт в нужном тебе городе, пришла мне в голову после прогулок по Петербургу длинными зимними вечерами. Я гулял один, задавался экзистенциальными вопросами и много думал."

А не вовсе потому что showaround существует несколько лет

3
Ответить

Showaround существует, но, кстати, узнал о нем я эдак через месяц только, в процессе изучения рынка :) И, если загляните к нам, то поймете, что мы отличаемся)

4
Ответить