Стартап дня год спустя: кэшбек за деловые обеды от Dinova и анализ спутниковой съёмки Orbital Insight

Директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александр Горный о судьбе проектов из рубрики «Стартап дня».

Американская Dinova организует бизнесам кэшбек за деловые обеды их сотрудников. Все взаиморасчеты проходят на стороне стартапа. Для получения возвратов компания только привязывает свои корпоративные карты, а ресторан не делает вообще ничего, он даже не знает, за кого из гостей ему счет в конце месяца выставили.

Революционных новостей у Dinova не было, но зато публично объявили числа — через систему в 2017 году прошло $7 млрд, рост на 20% по сравнению с 2016 годом.

Любопытно, что, как я и писал, количество подключенных ресторанов бесконечно увеличивать нельзя, пишут теперь о 14 тысячах вместо 15, как раньше.

Стартап дня год спустя: кэшбек за деловые обеды от Dinova и анализ спутниковой съёмки Orbital Insight

GetSmarter — южноафриканская версия Coursera. Основное отличие от американского оригинала — огромная цена обучения. Типичный курс стоит 50–60 тысяч рублей по текущему курсу, но есть и дорогие по 130 тысяч, то есть примерно одна и две средние месячные зарплаты белого человека в ЮАР или четыре и десять средних зарплат среди чернокожих.

Частично такая цена оправдывается отсутствием конкуренции. Офлайн выйдет ещё дороже. А частично — через сотрудничество с университетами и их бренд. Курс дизайна — это не просто курс дизайна, а курс дизайна от Кейптаунского университета, и делали его профессора Кейптаунского университета, и на итоговом сертификате эти слова жирным шрифтом выделены.

В прошлом году стартап продался за $103 млн, визуальных изменений у компании с тех пор нет.

Cloudera — бизнес вокруг Hadoop. Свой дистрибутив, платная поддержка и консалтинг — всё по классике заработка на Open Source. В прошлом году компания вышла на IPO, капитализация с тех пор чуть упала и составляет сейчас около $2 млрд, выручка за последний квартал — $100 млн с ростом в 30%, убытки — $50 млн.

Orbital Insight ведёт разведку по спутниковым снимкам и продаёт отчеты всем желающим. Самый простой пример — аналитика успешности торговых центров. По фото из космоса стартап считает автомобили на парковках всех американских ТЦ, ну а дальше немного магии — поправки на время, день недели, погоду и что-нибудь ещё — и ответ готов. Красивые графики, отчеты, любые срезы — только деньги платите.

За год у компании было много позитивных новостей — от открытия офиса продаж в Японии до работы с американским правительством и публичного подсчета нефтяных запасов Китая. Численно все эти успехи оценить, к сожалению, невозможно.

Стартап дня год спустя: кэшбек за деловые обеды от Dinova и анализ спутниковой съёмки Orbital Insight

Английская Ultrahaptics разрабатывает технологию имитации тактильных ощущений. Устройство встраивается в какую-то поверхность, «смотрит» камерой в окружающее пространство и при приближении руки генерирует ультразвуковые волны. Удар правильно подобранных волн по ладони ощущается как обычное осязание, собственно, это и есть осязание.

Год назад стартап хвастался контрактами о партнерстве с автоконцернами, они собирались тестировать виртуального осязание для управления гаджет-возможностями машины. Сейчас об успехах в этом направлении не говорится ни слова, и это кажется очень плохим признаком.

Автомобили позиционировались как самый перспективный рынок — водитель должен смотреть на дорогу, для мелочей ему нужен невизуальный интерфейс управления.

Стартап дня год спустя: кэшбек за деловые обеды от Dinova и анализ спутниковой съёмки Orbital Insight

Индонезийский Go-Jek начинал как «простой» Uber для мотоизвозчиков, сейчас для перечисления его сервисов не хватит уже пальцев на обеих руках. В дополнение к возможности вызова такси на мотоциклах и автомобилях пользователю приложения предлагается своя платежная система, доставка еды из ресторанов (а-ля Deliveroo или FoodFox), покупка продуктов из магазинов (как Instacart и Instamart) или услуги курьера.

Кроме того, Go-Jek работает и как агрегатор чужих on-demand-продуктов от уборщиков до массажистов и, например, продает билеты в кино.

За год новости у бизнеса только положительные — в феврале раунд в $1,5 млрд при оценке в $3,5 млрд, в марте из Юго-Восточной Азии ушел Uber. Бизнес он продал конкуренту Go-Jek, Grab, но ситуация в любом случае упростилась. Хорошо шло и географическое расширение: Go-Jek удвоил число открытых городов в родной Индонезии с 25 до 50 и вышел в соседние Вьетнам, Таиланд и Сингапур.

Стартап дня год спустя: кэшбек за деловые обеды от Dinova и анализ спутниковой съёмки Orbital Insight

Английская VST Enterprises делает проприетарный вариант QR-кодов. Нормальный QR содержит в себе всё, что угодно, а на практике чаще всего какой-то URL.

В VCode можно положить только ссылку внутри специальной платформы, контролируемой VST. Конструктор страниц на ней — что-то вроде маленького Wix с бесконечным количеством возможностей и теми самыми будущими миллиардами выручки за их использование.

Типичным сценарием предполагается офлайновая реклама, в которой код ведёт на дополнительную информацию или сразу на оформление покупки внутри платформы. Мне год назад казалось, что если Apple их не купит, то шансов утвердить новый стандарт нет. Apple пока не купила, заметных позитивных изменений тоже нет.

99
4 комментария

Ссылки должны на сайты вести, а не на посты фб с еще одним описанием этого стартапа. Что за абсурд.

11
Ответить

Почти под каждым постом этого автора есть подобный комментарий, но он не реагирует.

Наверное считает, что всем очень важно прочитать его размышления о проекте год назад, чтобы мы поразились его прогностическим способностям, ну или хотя бы подписались

Кстати, в фб посте тоже нет ссылки, видимо чтобы посты получали больший охват

4
Ответить

"Английская Ultrahaptics разрабатывает технологию имитации тактильных ощущений."
"Автомобили позиционировались как самый перспективный рынок..."

Знаю индустрию, где это могло быть куда более перспективно и востребованно. :)

6
Ответить