Как мы вывозили разработчиков на хакатоны у моря в Израиль

Глава отдела разработки рассказывает о жизни в Тель-Авиве, работе над приложением в режиме «хакатона» и необходимости моря рядом, чтобы писать код.

Привет, меня зовут Илья, мне 27 лет. Я из Екатеринбурга, но сейчас живу в Тель-Авиве.

Три года назад я создал первый проект Thatday.me. Проделал большую работу и совершил много ошибок: с командой писали код по ночам, созванивались из разных стран, ругались по Skype и в Telegram. Но есть и успехи. Считаю, что главное, чего я достиг с Thatday — это команда.

Расскажу про свою команду, но про другой проект. А также про то, как мы собираемся в Израиле и устраиваем «хакатоны», про необычный подход в организации разработки, про реалии израильского ИТ-мира, походы в кампус Google и военные проекты израильтян.

История создания приложения Pinsteps

Поездка в Тель-Авив и появление идеи для приложения

Полтора года назад я поехал в Тель-Авив по молодежной программе. Я поставил себе цель — доделать Thatday и проверить его на израильском рынке.

Молодежные программы — это жизнь в течение четырёх-пяти месяцев по семь человек в большой квартире. Вода зимой нагревается от бойлеров. Иногда их нужно выключать. Стоит кому-нибудь забыть об этом, бойлер может взорваться, что, конечно, обойдётся в шекель.

За день я накидал прототип приложения с одной кнопкой и логом, где указывается кто когда что включил. Это снижает расход на электроэнергию, а также в случае чего помогает найти виноватого.

Когда прототип был готов, я пошёл к директору компании IsraelWay (которая организует молодёжные программы) Евгению Прайсману с предложением о продаже подписок на сервис.

Евгению понадобилась пара недель, чтобы подумать. В итоге он вернулся ко мне с совершенно другим предложением. Так история с бойлерами закончилась, и началась история Pinsteps.

Приложение для путешественников Pinsteps

Евгений — профессиональный историк и гид, который в сфере путешествий «собаку съел». У него давно была идея платформы для путешественников, их друзей и профессионалов на рынке.

Женя в это время искал партнера в технической части. Его идея и концепт мне понравились. Я позвонил ребятам из команды — они идею также одобрили. Мы решили попробовать. Так я стал руководителем, который отвечает за разработку.

Первоначальная идея — создать мобильное приложение для путешественников, которое умеет две вещи:

• записывать маршрут-приключение автоматически, собирая данные GPS и медиа, исторические и бизнес-факты с возможностью поделиться этим с друзьями;
  • ходить по чужому маршруту, как по навигатору.

За такой базисной простотой крылась многофункциональность. Это и зацепило меня. Об этом я напишу в конце материала.

Подготовка и первая живая встреча с командой

У всей команды есть официальные места работы. Денег, чтобы взять ребят на постоянную основу и платить зарплату у нас не было. Поэтому мы решили привезти всех в Израиль на месяц, посадить в большую съёмную квартиру с видом на море и сделать MVP. Работает ли такая схема мы не знали, поэтому тоже относились к ней, как к эксперименту.

На такую авантюру отважились бэкенд-разработчик из Екатеринбурга, дизайнер из Москвы и iOS-разработчик из Киева. Над Thatday мы работали удалённо, потому на «хакатоне» мы впервые вживую работали вместе.

Кто-то из ребят взял отпуск, а кто-то ушёл без сохранения зарплаты. Мы подписали соглашение о работе. У всех разработчиков опционы — это к вопросу о мотивации. Оказалось, как мотиватор есть вещи сильнее. Опцион был скорее приятным бонусом.

Также стоял вопрос: ехать разработчикам одним или взять с собой жён и девушек. Целый месяц всё-таки. Решили рискнуть — и не зря. Это оказалось большим плюсом к мотивации. А вопросы готовки еды и других вещей, которые отвлекают от разработки, были полностью решены.

Наш первый клиент

Одно из применений Pinsteps — маршруты для отелей: на ресепшн выставляют QR-код, отсканировав который, можно получить перечень мест, куда можно сходить. Узнав про это, владелица нашей съёмной квартиры стала нашим первым полноценным клиентом. С ней мы тестировали всё.

Теперь она записывает полезные маршруты для своих постояльцев: куда сходить, где обменник без комиссии, как добраться до Иерусалима и прочее. Мы даём ей в помощь гидов, которые наполняют её маршруты интересными фактами. А она советует всем гостям пользоваться нашим приложением, а также ждет, когда мы переведём приложение на другие языки.

Жизнь в Израиле

Траты

Ребята тратились только на свои развлечения. Перелёты, жильё, питание, транспорт и экскурсии — это всё на себя взял Женя. Ребята прилетели первого августа в квартиру с окнами в пол и видом на море. И мы начали разработку.

Должен сказать, это было прекрасно. Для меня, как для разработчика с шестилетним стажем, сидеть писать код у моря для проекта, который тебе нравится — мечта, которая стала реальностью.

Наше рабочее пространство

Еда

Тель-Авив — один из самых дорогих городов мира. Его сравнивают по ценам с Нью-Йорком. В Европе дешевле почти в два раза.

Мы пользовались лайфхаком: ездили несколько раз в месяц за продуктами в арабскую деревню — там есть местный «Ашан». Он еще и в шабат работает. Цены просто смешные — примерно как в России.

Перетекающие друг в друга города

Мы поселились в Airbnb-квартире в городе Бат-Ям. Интересный факт: в Израиле города часто такие маленькие, что расстояния между ними совсем нет — город перетекает в город. Такая специфика характерна Тель-Авивскому району.

От нашей квартиры до центра Тель-Авива было 30 минут на автобусе. По меркам Москвы — это как от Красной площади до Останкинской башни. И путь проходил через старинный арабский город Яффо.

Поэтому добраться до ИТ-центра не было проблемой. Тут и Google, и IBM, VMware, Microsoft, Apple — куда не ткни — везде офисы тех, до кого добраться из Екатеринбурга казалось несбыточной мечтой.

Кампус Google

Google занимает несколько этажей в Тель-Авиве в высотном здании Electra.

Пару раз в неделю мы ходили в офис Google в Тель-Авиве. Для стартапов там есть бесплатный коворкинг. Открыт по воскресеньям и средам с 9 до 17:00 часов. Называется "Work from Google Campus". Приходить туда может кто угодно, главное сделать это утром — иначе не будет свободных мест. В этом открытом пространстве сидят тель-авивские стартаперы.

Чай, кофе, молоко и куча всего — совершенно бесплатно. По вечерам мероприятия — то глава разработки ядра Android прилетит, то проводят сессии с экспертами, которые могут дать совет по твоему проекту или нужный контакт.

Всё замечательно, только иногда приходят группы из организации "SheCodes" — это обучение программированию только для девушек. У них забронированное время. Прикидываться девушкой, чтобы посидеть ещё немного, получается не больше часа — потом просят удалиться.

Сейчас свободный доступ в коворкинг закрыли. Теперь, чтобы туда попасть нужно зарегистрироваться со своим проектом — это не сложно.

Истории, которые с нами произошли

В первый день ночью мы с бэкенд-разработчиком Максимом пошли купаться. Когда вернулись — обнаружили свои вещи разбросанные по пляжу. А iPhone Максима не нашли. Учитывая, что разрабатывали мы МVP под iOS, это был серьезный удар по тестированию.

На следующий день мы обратились в полицию. После часового выяснения деталей нам сказали: «Приносим извинения перед вами от лица всего Израильского народа». Стало немного легче. Но на этом всё закончилось.

В Израиле чувствуешь себя в безопасности практически везде. Найти место вроде Уралмаша — надо постараться. Однажды под нашими окнами развернулись кадры Голливудских фильмов. Ловили каких-то эфиопов. Полицейские машины как космические корабли — напичканы электроникой и снаружи, и внутри. А сами полицейские умудрились в прыжке надеть на убегающего наручники — такого я никогда не видел.

Как мы проводили «хакатоны»

Усердная работа

Целый месяц мы работали в без остановки — мощно работали. Но также мощно отдыхали. Для нас это стало своеобразным вызовом — сможем ли мы.

В итоге мы сделали коробочку MVP. Понятно, что много багов, понятно что потом всё это исправляли. Но главное, что мы проверили — такие месячные «хакатоны» работают. Для нашей команды точно.

«Хакатоны» в Москве и снова в Израиле

После этого у нас был «хакатон» в Москве в течение недели. Это не работает. Пока прилетишь, пока разгонишься, уходит несколько дней — и с точки зрения разработки выхлопа практически нет. И в это время в Москве было холодно — мы приехали в то самое время, когда на улице холодает, а отопление ещё не включили.

В декабре и апреле мы провели два «хакатона» по две недели, но уже в Израиле. Ребятам снова оплачивали все расходы. Это работает.

Купаться зимой не особо получалось — температура ночью около десяти градусов, хотя всегда найдутся несколько русских, которые лезут в воду круглый год. Но даже в +10 по сравнению с Екатеринбургским -25 было замечательно.

Не на море

Конечно, мы хотели, чтобы разработка не останавливалась и в периоды между «хакатонами». Но, надо признать, это практически не работает. Мы пробовали разные варианты, разные виды планирований, жили по скраму.

Обычная работа отъедает практически всё время у ребят, как бы им не хотелось всё успеть. Постоянно появляются бытовые и другие нюансы. Поэтому программирование всю ночь до утра на удаленке не стоит и часа, проведённого на «хакатоне».

Гибкий вариант

Учитывая накопленный опыт, мы сейчас пробуем когда ребята прилетают заранее. Днем удалённо занимаются обычной работой, а по вечерам мы делаем Pinsteps. Но вместе, рядом и на море. Опять же — тестируем и смотрим, что из этого выйдет.

Какой опыт получили

Мы испытали и практикуем необычный способ разработки — возим всю команду на несколько недель или месяц на «хакатоны». Вместе живем, пишем кода, по вечерам смотрим закаты и продолжаем писать код. Уверенно могу сказать, что такой подход намного эффективнее обычного. Все заряженные, мотивированные и очень продуктивные.

За два с половиной месяца «хакатонов» мы сделали то, что в обычном режиме длилось бы полгода или год. Я стараюсь создать ту разработку, о которой мечтал. То, что ребята довольные — для меня, как руководителя, самое важное.

Сейчас я пишу из нашей новой квартиры с июньского «хакатона». И нынешний август у нас тоже пройдет здесь. Для разнообразия планируем дальнейшие хакатоны попробовать провести не только в Израиле, но и в других странах. Нас уже ждут в Германии.

По финансам это выходит даже дешевле, чем Израиль. Присматриваемся к вариантам co-living + co-working. Если у кого-то есть опыт работы небольшой команды именно в таком формате, было бы интересно узнать ваше мнение.

Проект Pinsteps

Для кого приложение

Мы делаем платформу для путешественников и для профессионалов — например, гидов, экскурсоводов, тревэл-блогеров. Одна из основных проблем путешествий — время, которое тратится на планирование, поиски нужного. А вокруг множество бесполезной проплаченной информации. Да и в таких вопросах люди привыкли полагаться на советы друзей.

Весь опыт собран автоматически и одну единицу — маршрут. Этим можно делиться с друзьями. Они смогут пройти по маршруту, как по навигатору. Профессионалы (гиды, блогеры) записывают качественные маршруты и могут на этом зарабатывать, продавая маршруты — мы берём процент.

Также мы работаем с гостиницами — делаем для них маршруты от отеля к интересным местам. Каждый, наверное, сталкивался с ситуацией, когда у приёмной в отеле спрашиваешь: «А куда у вас тут можно сходить?». А в ответ начинают рассказывать и отмечать места на карте ручкой. У нас уже готовое решение.

Для различных мероприятий делаем бизнес-подборки маршрутов, как добраться до места проведения, что и где посмотреть после мероприятия. Вот, например, в марте была Израильско-Украинская выставка.

Для муниципалитетов создаем игровые маршруты по городам. Недавно у нас заказали маршруты-квесты для израильского города Ришон-ле-Цион: 3 маршрута — семь тысяч шекелей.

Решаем проблемы длительных пересадок в аэропортах — вместо того, чтобы сидеть несколько часов в Дьюти-фри, можно пройти по детальному рассчитанному по времени маршруту в город и обратно. Потеряться нельзя, а вернётесь вовремя и всё это офлайн. Вот, например, маршрут для Франкфурта.

Текущая стадия

Показали iOS-версию приложения с возможностью записи, прохождения, и взаимодействием между путешественниками. Например, можно записать маршрут, добавить друзей с которыми гулял, и их фотографии добавятся в общий маршрут. В iOS-версии есть возможность сохранения маршрутов офлайн: скачал и гуляешь в другой стране, не боясь потеряться.

Совсем недавно к нам в команду прибыл андроид-разработчик и быстро влился в «хакатон»-разработку. Приложение растет на глазах.

Веб-версия для просмотра маршрутов сейчас готовится к релизу возможность создавать и редактировать свои маршруты в браузере будет доступен для профессионалов — гидов и блогеров, которые используют Pinsteps для работы.

Стажировка в Pinsteps

Недавно подключили тестировщиков. В Израиле много школ по ИТ-специальностям, выпускники которых проходят стажировки. Два молодых QA-специалиста стажируются в Pinsteps. А для нас это ещё и замечательный способ подтянуть английский — все общение между разработчиками и тестировщиками, конечно, проходит на этом языке.

Большая часть контента у нас сейчас на русском, но появляется английский и иврит. Вовсю набираем контент. Подготавливаем переводчиков: если гид записал качественный маршрут и хочет перевести его, например, на китайский, то такую функцию можно заказать. Так гид расширяет свою аудиторию на недоступный для него ранее рынок китайских путешественников.

Юридическое сопровождение

Несколько месяцев назад крупная израильская адвокатская компания стала оказывать полное юридическое сопровождение нашего стартапа. В дальнейшем компания планирует сотрудничать с нами после привлечения инвестиций.

Позже сам хозяин компании вошел в число опционеров и стал активно помогать в поисках инвестиций и потенциальных партнеров. На недавнем всемирном съезде адвокатов интеллектуальной собственности в Сиэтле, он представлял Pinsteps разным потенциальным партнерам. Наш стартап получил высокую оценку.

Благодаря его деятельности у нас уже зарегистрирована торговая марка в Израиле и США, написаны пользовательские соглашения и другие юридически документы.

Бизнес-активность

Параллельно всем «хакатонам» мы активно ведем бизнес-деятельность. Презентации, выступления, работа с фондами и инвесторами. Недавно вернулись с конференции TheNextWeb в Амстердаме, куда нас пригласили представлять проект.

Инвестиционная среда в Израиле на достойном уровне. Здесь часто происходят разные мероприятия уровня TechCrunch. Сам TechCruch был здесь в июне.

Интересно, что на первой встрече с инвестором в Амстердаме был такой вопрос: «А почему вы сюда прилетели? У вас же в Тель-Авиве и так все очень хорошо с инвестициями». На что мы ответили: «Вы пригласили - мы прилетели».

Все мероприятия, выставки, соревнования стартапов готовятся онлайн. Можно назначить встречу с профильным фондом, инвестором заранее — всё это делается на веб-платформах. Вход и все деловое общение — по факту в Linkedin, что, конечно, печально для Российской аудитории.

15 лучших в Израиле

В июне мы попали в список пятнадцати лучших студенческих (нужен хотя бы один участник-студент) стартапов Израиля и провели презентацию в Герцлии в университете IDC. Но попасть в тройку лидеров нам не удалось: там оказались проекты по безопасной радио-няне, умный эквалайзер для наушников и дрон, который вместо военных делает изучение помещений на предмет необходимости зачистки.

Надо сказать, что в Израиле много военных стартапов. На презентации рядом с нами были ребята, которые сделали надстройку для автомата. Она, как в играх, говорит тебе сколько осталось патронов, попал ли ты в цель, а также связывается с командиром, и тот видит состояние своего отряда. Только это не игровые автоматы.

Ответы на возможные вопросы

• Что дальше? Когда будут позволять ресурсы, все разработчики перейдут в проект полностью и потребность в «хакатонах» отпадёт. Мы продолжим экспериментировать — это у нас хорошо получается.
  • Море не отвлекает? Наоборот. Сидишь и пишешь кода. Если устал — вышел, нырнул в воду. А потом снова писать.
  • Что с визой? Израиль — безвизовый режим. Проблем нет.
  • Как вы там общаетесь? В Израиле каждый пятый говорит на русском, каждый второй на английском. Особенно в Тель-Авиве. Проблем нет.
  • Что на счёт погоды? Там жарко? Это миф. А если кодить до утра, потом спать в самую жару, то получается идеально.
  • Акклиматизация? Это не миф. Три-четыре дня ходишь с лёгкой температурой, потом всё нормализуется.
33 комментария
Devil

А есть ли возможность добавлять mp3-шки по точкам и использовать приложение как аудиогид? Если да, то можно монетизировать через турагенства и частных гидов они делают и помещают в платформу экскурсии, а за использование экскурсии копеечка и им и вам.

Прочел это-потратил время зря

Это еще более усовершенствованная идея! Щас мы тут коллективным разумом вырастим единорога!)

Автор

Собственно это один из путей монетизации, к которому мы идем. Фокус следующего хакатона у нас как раз оплата и удобности для гидов. А аудио можно будет наговаривать и добавлять.

Egor Yakovlev

Андрей, для этого есть, например, izi.TRAVEL :-)

Dmitry Izvolsky

Огонь!

Make Luv

Клево, захотелось поюзать, скорее пилите под ведро!
Вообще не хватает чего-то подобного, чтобы не думать как добраться - включил и поехал.
Кстати, там же не только пешие маршруты?
Было бы удобно видеть маршрут по шагам: тут едем, тут оставляем машину, тут идем пешком до места.

Автор

Так уже есть первая версия на Android =)

А маршруты любые есть и комбинированные тоже. Как раз, как вы пишете.

Дмитрий Распопов

Крутая история. Ребятам респект !

Velemir Hasidov

Очень круто :) Энергия так и прёт, удачи вам!

Серега Таратынов

Отличная статья! Отличная проделанная работа! Отличные ребята! желаю вам уддачи

Автор

Фокус не на работе, не на деятельности фрилансеров, а на стартапинге командой, на том, как мы, обладая небольшими ресурсами, стараемся двигаться вперед.
А напишите про ваш опыт? Было бы интересно почитать.

Прочел это-потратил время зря

Крутой рассказ и хорошая идея! Автор, скажите, а есть уже подобные проекты где-то в мире, и кто является лидером рынка?

Автор

Спасибо =) Да. На удивление, когда мы начинали, казалось, что мы одни. Но в разных формах конкуренты есть и много. Причем в сторону сведения пользователя с гидом смотрят многие - вот из недавнего на РБК был сюжет, Maps.me что-то делают.
Складывается ощущение, что мир приближается к экскурсиям через телефон, что время пришло :)
А так из прямых - это wishtrip и izi.Travel, например. Решая проблему обмена опытом, шаринга эмоций от твоего путешествия - это уже Instagram наш главный конкурент.

Egor Yakovlev

Илья, приятно познакомиться! Будучи одним из со-основателей упомянутого тобой выше izi.TRAVEL хочу поменять твое отношение к нам, как к конкуренту, на партнера. Так как это всегда продуктивнее. В частности, у нас есть открытый API, по которому PINSTEPS может получить все 8500+ готовых аудиогидов и использовать их как для расширения предложения вашим пользователям, так и авторам, которые могут включать эти гиды как часть предлагаемой экскурсии. Будет интересно поговорить - пиши)

Автор

Егор, очень приятно! Пишу в fb =)

Egor Yakovlev

ничего не получил – если что-то писал, отправь еще раз.

Вот теперь успех

Сергей Артеменко

Орел и решка, раньше была прилага, но очень убогая

Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Автор

Нет. Ребята в отпусках. Зарплат мы не платим. Так что нет, проблем не наблюдается.

Игорь Кравченко

Прикольная статья и идея) пожмите картинки на сайте! (10,5 мб это очень много, а https://static.tildacdn.com/tild6162-6464-4630-b431-616538393361/05.png можно пожать как минимум на 72%)

Автор

Принято! Спасибо, жмем =)

Игорь Кравченко

вам бы еще сделать импорт данных Gps трекеров и\или истории перемещения из гугл - тогда, пользователь сможет начать не с пустого приложения, а сразу с набором путешествий.
Посмотрите как работает гугл и эпл с альбомами путешествий :)

Ага. Планируем это сделать

Misha Shklyar

Респект!

Volodymyr Fedorovych

Из аэропортов, советую добавить в первую очередь те которые позволяют выходить в город без получения визы на сутки или пару: Пекин, Шанхай, Дубай

Автор

Спасибо, обязательно учтем! Мы пока делали фокус на Франкфурт и Стамбул, будем расширяться и в Китай.

Олег Бабаков

Илюха, ты суперкрут!

Помню как в году так 15-ом на матмехе ты рассказывал что ушел из контура и рассказывал про прототип приложения ThatDay, мне тогда казалось "как можно уйти из такой крутой конторы"))

Удачи вам, крутых идей и энергии ;)

Автор

Спасибо =) Будем стараться!

Anton Ilabanau
> Мы сделали возможность записи маршрута с помощью одного нажатия. Вышел из отеля, нажал запись и иди куда глаза гледят. На выходе получаешь детальный маршрут с местами, где останавливался, историческими данными, фотографиями — всем, что связанно с твоим путешествием.

все ок, но разве tripadvisor не делает этого автоматически при разрешенном доступе к гпсу? отличные маршруты и истории вроде предлагает по окончании поездки, я правда вырубил это чтоб батарею не жрал.

Автор

Как я не старался, но Tripadvisor мне подобного не предлагал =(

Автор

Ну тут еще вопрос мотивации - то есть, как показывает практика, она крайне сильно влияет на скорость работы.