{"id":13836,"url":"\/distributions\/13836\/click?bit=1&hash=b61ea41d40ef5596d91409ad89303e69391b638d48696dedc08253272b41c2c3","title":"\u041a\u0430\u043a \u043f\u0435\u0440\u0435\u043d\u0435\u0441\u0442\u0438 \u043d\u0430 \u0441\u0432\u043e\u0438 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0435\u0440\u044b \u0430\u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0438 Google Workspace \u0438 Slack","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"728ad728-b270-5f6e-aa5a-d8a9339fb1b2","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как устроена сеть Wi-Fi в автобусе

Автобусный рейс между Петербургом и Хельсинки. Скорость 100 км/ч. На борту автобуса (и даже за его бортом) работает Wi-Fi. Как это происходит?

Технические и другие подробности раскрывает Игорь Иванов, специалист по сервису российского подразделения международного автобусного перевозчика Lux Express Group.

Как устроено оборудование Wi-Fi в автобусе?

Это специальное устройство (можно назвать его хабом), в котором находится до 8 sim-карт операторов тех стран, в которых наши автобусы совершают свои маршруты. Оборудование оснащено специальными модемами - они отвечают за соединение с нужным оператором связи с помощью антенн, расположенных на крыше автобуса.

Но это еще не все. К основному хабу подключены другие устройства, обеспечивающие непосредственно раздачу Wi-Fi в салоне автобуса. Они работают на двух частотах 2.4 ГГЦ/5 ГГц в основных беспроводных стандартах. Эти же устройства (точки доступа) производят сбор и анализ информации о качестве соединения или случившихся разрывах, проводят мониторинг всех подключенных устройств, распространяют интернет-соединение на мультимедийные системы, установленные около каждого сиденья пассажира.

Конечная скорость соединения всегда зависит от устройства пользователя, поэтому скорость соединения (или скачивания файла) может очень сильно отличаться у двух людей, подключенных к одной сети Wi-Fi.

А где находится основной хаб?

В зависимости от модели автобуса и года его выхода на линию расположение основного хаба отличается. Как правило, он находится в начале или средней части автобуса, но суть или функционал устройств практически не зависит от местоположения. Главное при установке оборудования - его приватность и возможность быстрого доступа для водителя или технического специалиста. Также необходимо питание для различных его компонентов. Например, из-за различия аккумуляторов напряжение, которое подается в микроавтобусах (12 В), отличается от того, что подается в больших машинах на 54 пассажира (24 В). И это тоже вносит свои коррективы в установку устройств Wi-Fi.

Не секрет, что на всем протяжении пути Wi-Fi работает не идеально. Какие факторы могут влиять на перебои в подключении к сети?

Это могут быть такие внутренние факторы, как неисправность или перегруженность сети, так и внешние - например, плохая погода или перебои у оператора связи. Нужно понимать, что при движении автобуса постоянно происходит смена базовых станций оператора (их точное количество даже сложно назвать), и все ли они одинаково хорошо работают - это еще вопрос. А, если говорить о реально бесперебойном интернете в автобусе, то тогда нужен хороший оператор связи с уверенным сигналом на всем маршруте.

Стоит отметить, что за последние пару лет нам удалось добиться того, что пассажиры могут смотреть видео и даже прямые трансляции. Раньше у нас были ограничения по трафику данных. Сейчас они сняты, и открыт стриминг. Теперь можно спокойно просматривать видео в таких приложениях как Youtube или Facebook. А недавно, по словам наших сотрудников, на маршруте Таллин-Петербург некоторые пассажиры смотрели в онлайне футбольный матч между Россией и Испанией.

Пассажиры этого автобуса смотрели победный футбольный матч сборной России с Испанией. Самое забавное, что страна производства автобуса как раз Испания.

Если все 54 пассажира подключатся к сети, то как среагирует оборудование? Рассчитано ли оно на такую нагрузку?

Да, мы подбираем именно такое оборудование, которое рассчитано на подобную нагрузку. Хотя при 54 пассажирах в сети скорость соединения может замедлиться, особенно, если начнется передача «тяжелых» данных. В этом случае многое зависит от оператора связи и силы сигнала от его сети. Точно могу сказать, что в городской черте в ситуации «все онлайн» проблем не возникнет, тогда как за городом падение скорости вы заметите. При этом мы надеемся на разумность наших пассажиров в отношении использования объема трафика.

Есть ли какие-то слабые места в салоне автобуса, где у пассажира подключение к сети не будет идеальным?

В автобусе такого места нет, чаще всего проблемы возникают со стороны мобильных устройств при попытке подключения. Например, оно может не видеть сеть, или выдавать ошибку подключения - в таких случаях помогает перезагрузка устройства пользователя или интернет-оборудования в автобусе, в крайнем случае - смена устройства выхода в интернет, например планшет или ноутбук вместо телефона.

Какая зона покрытия у Wi-Fi от автобуса?

Для открытого пространства техническими характеристиками оборудования задано максимальная дальность связи 122 метра. Конечно, это значение нельзя применить для наших автобусов, но в радиусе 10 метров от автобуса точно можно подключиться к сети. Например, часто на границе между Россией и другими странами водители других автобусов или автомобилей пользуются этой возможностью.

За первую половину этого года в наших автобусах на территории России было использовано более 10 терабайт интернет-трафика

Игорь Иванов

Есть ли какая-то специфика в работе Wi-Fi на территории разных стран? Или при переезде на границе с территории одной страны на другую?

Оборудование переключается автоматически между операторами связи разных стран - одновременно могут работать до трех разных операторов.

Что касается границы, то, например, эстонский и российский операторы вместе могут работать до того момента, пока автобус находится в зоне действия этих сетей. Если по какой-то причине при пересечении границы переключение на другую сеть не произошло автоматически, то от водителя просто требуется перезагрузить устройство.

Какого еще прогресса можно достичь в развитии Wi-Fi на борту автобуса?

Мы с нетерпением ждем развития 5G сетей, но, к сожалению, от нас это не зависит. В принципе, мы максимально пытаемся следовать последним технологиям в этом вопросе. Что касается беспроводного интернета, то, наверное, лучший прогресс в развитии будет, если каждый пользователь получит от Wi-Fi то, чего он ожидал, и останется довольным его использованием. А для нас будет важно, если за просмотром фильмов, чтением или рабочими процессами пассажир не заметит того времени, которое требуется для путешествия из одного города в другой. То есть почувствует телепортацию.

0
5 комментариев
Nikolay Kenig

Пишу этот коммент из самолета краснодар-москва. Счас взлетать будем. Вот где вайфая не хватает :(

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Было много установок wifi на бортах самолетов - как правило, международные линии!

Ответить
Развернуть ветку
Сильвестр Здановский

Не путай доступ в интернет автобусный, получаемый с наземных базовых станций, и авиа, получаемый по спутниковой связи. Сложность реализации, оборудования и стоимость передачи данных различаются на порядок(и).

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Куц

Ставил себе в автобус вот такой интернет https://3gstar.pro/wifibus/. Езжу с России в Грузию. Полет нормальный!

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Розный

Да, тоже ездили с таким Wi-Fi в командировку - скорость хорошая, удобно

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 5 комментариев
null