Искусство и война: полотна, к предостережению которых мы не прислушались

Текст о художниках, сделавших под впечатлением от гуманитарных катастроф свои главные картины. И об этих картинах, которые мы, по всей видимости, забыли.

«Апофеоз войны» Василия Верещагина, 1871
«Апофеоз войны» Василия Верещагина, 1871

Веками мировое искусство фиксировало ужасы войны. Художники по своей природе являются очень сопричастными людьми, поэтому когда они становились свидетелями чудовищных событий – они старались выразить своё отношение к ним через искусство. Для некоторых это был метод сублимации, чтобы свою боль закупорить в определённом художественном образе. Другие же осмысленно высекали чудовищные сюжеты, чтобы предостеречь – не дать катастрофе вернуться в нашу жизнь.

«Апофеоз войны» Василия Верещагина, 1871

Написанию этого полотна, которое иллюстрирует текст и представляет собой гору человеческих черепов, предшествовала поездка Верещагина в Туркестан в 1867 году, где он состоял прапорщиком при генерал-губернаторе К. П. Кауфмане. Россия тогда покоряла эти земли, и Верещагин насмотрелся на смерть и трупы, вызвавшие у него сострадание и человеколюбие.

Также в 1869 году Верещагин побывал в Западном Китае, где поднявшиеся в 1864 году на борьбу против власти империи Цин повстанцы-мусульмане зверски вырезали местное китайское население, оставляя на своем пути груды непогребенных скелетов.

На раме этой картины сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим».

«Герника» Пабло Пикассо, 1937

Искусство и война: полотна, к предостережению которых мы не прислушались

«Герника» – одна из самых известных картин Пикассо, символ жестокости и бессмысленности войны. Работа была написана под впечатлением от бомбардировки баскского городка Герника одним из подразделений Немецкой авиации, поддержавшей генерала Франко во время гражданской войны в Испании. За три часа на Гернику было сброшено несколько тысяч бомб; шеститысячный город горел три дня и был полностью уничтожен.

Существует легенда, что во время оккупации Парижа к Пикассо однажды пришли немецкие офицеры. Они увидели на столе репродукцию «Герники» и спросили: «Это вы сделали?». На что Пикассо ответил: «Нет, это вы сделали».

«Триумф смерти» Питера Брейгеля Старшего, 1561–1563

Искусство и война: полотна, к предостережению которых мы не прислушались

В середине XVI столетия карательные отряды испанцев под предводительством фанатика герцога Альбы «огнём и мечом» прошлись по территории Нидерландов (в те времена – испанской колонии), чтобы истребить протестантизм и ереси. После них остались пепелища костров и горы трупов, счет которых шёл на тысячи. Король Испании и ярый католик Филипп II Габсбург заявлял: «Я скорее пожертвую ста тысячами жизней, чем перестану преследовать еретиков!».

Доподлинно неизвестно был ли сам художник католиком или протестантом и чья правота была для него очевидной. Под впечатлением от этих событий Питер Брейгель создал одну из самых страшных и одновременно самых впечатляющих своих картин – «Триумф смерти».

«Бедствия войны» Франсиско Гойи, 1810–1820

Лист 18: Хоронить и молчать (Enterrar y callar). Зверства, голод и человеческая деградация как «удивительный цвет ярости».
Лист 18: Хоронить и молчать (Enterrar y callar). Зверства, голод и человеческая деградация как «удивительный цвет ярости».

Историки искусства рассматривают эту серию гравюр (коих всего 82) как протест против жестокости подавления антифранцузского восстания второго мая, последовавшей за ним войны на Пиренейском полуострове и реакционной политики восстановленной династии Бурбонов.

Выше находится гравюра из военной серии по номер 18, всего в серии 47 гравюр. Большая часть изображённых событий происходит после битвы; это изуродованные тела и конечности, развешенные на деревьях. И французские, и испанские войска позволяли себе издеваться над пленниками, многие гравюры содержат детальное изображение подобных бесчеловечных актов. Смерть мирных жителей тоже нашла место в серии.

В отличие от большинства ранних испанских художников, Гойя отказывается от идеала геройской гордости, портретизируя войну как ад на земле.

«Фашизм» Петра Горбаня, 1979

Искусство и война: полотна, к предостережению которых мы не прислушались

Подытожить решил работай Ставропольского художника Петра Семёновича Горбаня, восемнадцатилетие которого совпало с сорок первым годом. Художник прошел подготовку в танковом училище, после воевал в десятом Краснознаменном танковом корпусе. Во время войны получил ранение и контузию.

В 1982 году состоялась первая персональная выставка Горбаня, в которой фигурировала ранее невиданное полотно «Фашизм». У зрителей, у которых ещё не зарубцевались шрамы от Великой Отечественной, работа вызвала искренние эмоции жалости и глубокой боли.

Эпилог

После 24 февраля я не был в музеях и галереях вплоть до 12 мая. Раньше я регулярно посещал разные институции, но после я очень боялся своей реакции, потому решил избрать путь эскапизма. 12 мая я решил прервать этот цикл и сходить в Эрарту: мне казалось, что я напрасно переживаю и я уже оправился от потрясения – чрезмерной реакции быть не должно. Я ошибся.

Увидев работу Петра Горбаня у меня будто почву из под ног выбили. Слезы наступили на глаза и я уже не мог рассматривать ничего другого – меня будто отбросило ударной волной. Затем я в беспамятстве дошёл до ещё какой-то работы с [анти]военным мотивом, и тогда мне уже ничего не нужно было – только сесть и воды. В этом состоянии я понял, что если бы люди принимающие решения хотя бы раз в год смотрели на эти работы – сегодня мы бы не пребывали в этом кошмаре.

1717
реклама
разместить
6 комментариев

@В этом состоянии я понял, что если бы люди принимающие решения хотя бы раз в год смотрели на эти работы – сегодня мы бы не пребывали в этом кошмаре.@ Уверен что ничего бы не изменилось...

4

Спорить не буду, возможно я слишком наивен)

1

Забываете что люди разные бывают, для некоторых созерцание подобных работ это наслаждение. А по большей части мы живем в таком времени где люди визуально пресыщено и человека среднего возраста уже мало чем можно шокировать даже зрелищем реальных смертей, а сейчас этим переполнен интернет, а это будет по сильнее картин.
Почему то вспоминается анекдот как Никос Сафронов в помощь голодающим Африки нарисовал 10 кг мяса...

3

Хорошо, что люди, принимающие решения, руководствуются не эмоциями.

1

Один принимающий решения ничем другим не руководствуется. Его фамилия путин

3

А, блин, точно, это же я принимала решение. Забыла совсем, что нас предостерегали уже сотни лет, а тут такое. Ну, сорри.