Как запустить продукт и не облажаться или 5 шагов к успешному запуску

Запуск любого продукта как на B2B, так и на B2C рынке, это долгий, сложный и затратный процесс, и чем правильнее и грамотнее вы настроите этапы его реализации от идеи до запуска, тем больше вероятность, что ваш запуск будет успешным.

Ниже мы обсудим как запускать проект на примере процессов крупных международных FMCG компаний.

Любой запуск можно разбить на следующие этапы:

  1. Поиск идеи
  2. Ее проверка
  3. Написание брифа
  4. Реализация и тест индустриального прототипа
  5. Ценообразование

Давайте пройдемся по каждому этапу более подробно.

1) ПОИСК ИДЕИ

Откуда взять идею, которая будет приносить миллионы? Это самый часто задаваемый вопрос, который можно услышать. Бывает довольно сложно придумать идею с нуля, обычно у любой гениальной мысли есть история. Это те моменты в жизни, случаи, опыт, знания, которые привели нас к данной мысли. Главное правило здесь, как и в бизнесе: любая идея должна решать проблему вашего клиента, устранять ту боль, которую он испытывает. И только в этом случае у вас есть шанс завоевать мир и получать прибыль от повторных покупок.

И так, откуда же нам черпать вдохновение? Первое и самое главное - это тренды. Одним из основных факторов успеха запуска потребительского продукта являются именно они. Тренды можно черпать без затрат для бизнеса, для этого рекомендую использовать вам профессиональные сообщества, близкие к вам Instagram и Pinterest каналы. Обязательно будьте открыты ко всему новому: общайтесь с коллегами, слушайте друзей, которые могут посмотреть на проблему незамыленным взглядом, встречайтесь с партнерами, поставщиками и агентствами.

Очень полезно раз в год устраивать дни, когда к вам приезжают все ваши партнеры и рассказывают, да еще и показывают все свои разработки и ноу-хау, которые вы первые на рынке сможете применить у себя в бизнесе и обойти конкурентов.

Не бойтесь собираться со всеми партнерами в одной комнате и брейнштормить. Именно коллективный ум способен рождать и создавать гениальные и сумасшедшие идеи.

Смотрите по сторонам, смотрите на примеры других стран и бизнесов и учитесь прикладывать сначала в голове, а потом в реальности их модели на ваш бизнес.

И вы всегда можете инвестировать в исследования определенной тематики, которые покажут вам инсайты, основываясь на которые у вас получится не только найти и решить проблему, но и грамотно реализовать маркетинговую кампанию. Так, например, сделав глубокое исследования о том, как люди завтракают, был обнаружен инсайт, что мамы тратят много времени на приготовление завтрака детям, мешая обычный творог со сметаной или сгущенкой, чтобы сделать его мягким и вкусным. Появилась идея: запустить готовое решение для потребителей - мягкий творог, чей рекламный ролик основывался именно на данном инсайте.

Факторы успеа запуска
Факторы успеа запуска

Очень полезно раз в год устраивать дни, когда к вам приезжают все ваши партнеры и рассказывают, да еще и показывают все свои разработки и ноу-хау, которые вы первые на рынке сможете применить у себя в бизнесе и обойти конкурентов.

Не бойтесь собираться со всеми партнерами в одной комнате и брейнштормить. Именно коллективный ум способен рождать и создавать гениальные и сумасшедшие идеи.

Смотрите по сторонам, смотрите на примеры других стран и бизнесов и учитесь прикладывать сначала в голове, а потом в реальности их модели на ваш бизнес.

И вы всегда можете инвестировать в исследования определенной тематики, которые покажут вам инсайты, основываясь на которые у вас получится не только найти и решить проблему, но и грамотно реализовать маркетинговую кампанию. Так, например, сделав глубокое исследования о том, как люди завтракают, был обнаружен инсайт, что мамы тратят много времени на приготовление завтрака детям, мешая обычный творог со сметаной или сгущенкой, чтобы сделать его мягким и вкусным. Появилась идея: запустить готовое решение для потребителей - мягкий творог, чей рекламный ролик основывался именно на данном инсайте.

2) ПРОВЕРКА ИДЕИ

После того, как вы накидали дюжину идей, а меньше и быть не может, если вы сделали выше перечисленные шаги, то их нужно проверить на жизнеспособность. Для этого вам необходимо будет провести исследования, как минимум на своих знакомых. Но лучше для этого взять агентство и выбрать определенный профиль людей. Например, если вы тестируете новый питьевой йогурт под брендом «Ромашка», то вам нужны люди, которые хоть раз в месяц потребляют питьевые йогурты и не являются реджекторами вашего бренда.

На данном этапе проверяется концепция. Страничка с описанием продукта, состоящая из следующих блоков:

  1. Инсайт (проблема, которую решает продукт)
  2. Основная часть (пара фраз про сам продукт)
  3. Преимущества (отличительные черты от конкурентов, плюсы продукта)
  4. Имидж (примерное изображение упаковки финального продукта)

Пример концепции
Пример концепции

Для получения максимальной эффективности советую показывать не только концепт, но и пилотный продукт, который можно сделать на коленке. Его спокойно можно давать потребителям на пробу в «no name» упаковке.

В итоге после такого теста вы получаете ранжирование всех ваших концепций от высоко до низко-потенциальной. После чего начинайте реализовывать запуск.

Обязательно используйте полученные выводы и обратную связь от потенциальных потребителей для улучшения продукта. На этом этапе вы еще можете менять все, что захотите без ущерба для проекта.

3) БРИФ

Только у вас как у GM проекта есть в голове полная картинка, каким вы хотите видеть финальный продукт и ваша задача донести это до вашей команды, чтобы все были на одной волне, иначе их видение может отличаться от вашего. И здесь на помощь приходит отлично всем известный бриф. В нем вы должны максимально подробно описать проект, его задачи, продуктовые характеристики, примерную дату запуска, упаковку, расписать тайминг проекта с этапами и датами, распределить роли и задачи в команде. В брифе фиксируются все вводные, изменение которых может замедлить реализацию проекта, поэтому к этому нужно отнестись максимально серьезно.

Настоятельно советую назначить проектные встречи раз в неделю, на которых каждый будет рассказывать о проделанной работе и вся команда будет знать, как двигается проект. Таким образом вы сможете помогать друг другу и в случае необходимости корректировать тайминг.

Обязательно после каждой встречи высылайте на всю команду «минутки», о чем вы договорились на встречи и что каждый член команды должен сделать к следующей встрече. Все должно быть законспектировано, это добавит ответственности команде.

4) ТЕСТ ГОТОВОГО ПРОДУКТА

После того как вы потратили кучу времени от написания брифа до реализации и производства индустриальных прототипов, вам нужно финально убедиться, что продукт соответствует всем вашим ожидания и является идеальным как для вас, так и для потребителя. Для этого вам нужно сначала внутри компании вместе с коллегами прийти к общему мнению, что продукт удался, это делается через дегустации и внутренние тесты. И только после этого вы можете тратить деньги на исследования с потребителями. Продукт отдается группе людей на домашнее использование на недельный срок с анкетой, в которой они оценивают его по всем возможным параметрам. В итоге у вас есть средний бал оценки от 1 до 10 и подробнейшая оценка всех характеристик продукта, от кусочков ягод в йогурте, до удобства его проглатывания и уровня кислоты или сладости.

Если по результатам такого теста продукт набрал высший бал, то его можно запускать. Если же тест провалился и потребителю не понравился продукт, то нужно посмотреть по каким именно параметрам есть недочет. Иногда проблемные места можно доработать быстро и не откладывать запуск, но иногда решение проблемы может занять месяца и в этом случае лучше сделать шаг назад и перенести запуск, чем облажаться.

5) ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

В итоге чем более уникальный и трендовый продукт у вас получился, тем проще и дешевле вам будет его продвигать. Посмотрите на свою категорию и постарайтесь придумать такой продукт, в такой упаковке, которая будет выделяться на полке. Например, если это полка питьевых йогуртов, где все баночки с крышкой, сделайте продукт без крышки, в другой упаковке, например в виде стакана с трубочкой и в этом случае упаковка продаст сама себя.

Помните, что новый продукт не должен быть по маржинальности ниже других продуктов этой же категории внутри компании, иначе получится, что люди будут просто переключаться и вы потеряете деньги. Не забывайте сохранять ценовую иерархию внутри компании, категории и бренда.

При расчете цены не полке, старайтесь не превышать психологические ценовые барьеры. Для какой-то категории это может быть каждые 5 рублей, а для другой каждые 1000 рублей, именно поэтому все мы так часто видимо ценники, заканчивающиеся на 99.

Не бойтесь рисковать и создавать новое. Только создавая, а не следуя, у вас есть шанс быть впереди и занять нишу.

Начать дискуссию