Повсеместная уберизация: какой бизнес теряет человеческое лицо, и какие сферы тренд пока не затронет?

С каждым годом все больше причин полагать, что со временем обществу будет требоваться все меньше специалистов — будь то рабочий, секретарь или руководитель средней руки. С одной стороны, все больше развивается робототехника (в японских гостиницах клиентов встречают “бессердечные” метрдотели, а в квартирах по всему миру поселились самостоятельные пылесосы), с другой — все больше сфер бизнеса уберизируется. Автоматизированные программы получают детальные заказы, обрабатывают их и передают исполнителям: живой контакт между сторонами уже не нужен, потому как все решается в считанные секунды.

Термину “уберизация” мы обязаны международному агрегатору такси Uber, разработавшему мобильное приложение, которое позволило клиентам в течение нескольких секунд находить водителей с личными автомобилями.

Повсеместная уберизация: какой бизнес теряет человеческое лицо, и какие сферы тренд пока не затронет?

Однако, если транспортные вопросы очевидно решать проще через специализированные приложения, то, к примеру, уберизация аграрного бизнеса казалась еще вчера необычной. Так, в 2017 году для аграрников стало ноу-хау появление IT-платформы для автоматизации перевозок сельскохозяйственных грузов Smartseeds. Работающий по примеру Uber сервис оперативно соединяет заказчиков, владельцев транспорта и водителей. Последнее сокращает временные затраты на логистику. При этом стоит отметить, что в том числе обновление законодательной базы дало толчок для появления подобной технологии в аграрном секторе: сегодня игроками рынка подписана хартия в сфере оборота сельскохозяйственной продукции, и ее участники заявили, что будут избегать посредников при закупках.

Повсеместная уберизация: какой бизнес теряет человеческое лицо, и какие сферы тренд пока не затронет?

Уберизированный сервис дает потребителю ощущение надежности, он такой, какой может предоставить “машина”, у которой есть лишь четко прописанная программа. Одна из проблемных сфер — это строительство и ремонт. Как показывают опросы, большинство россиян все еще хотят делать ремонт своими руками, либо привлекая мастеров “по знакомству”. Другими словами, проблема в том, что потребители бояться быть обманутыми (например, получить не тот результат или узнать о дополнительных расходах, несмотря на то, что ранее оговаривалась сумма) или не получить по каким-то причинам работу в срок. Еще одна проблема — безопасность, так как клиент может остаться со специалистами один на один, и это также одна из причин, почему услуга “по знакомству” лучше.

Решения этих проблем предложила также уберизация, избавив клиентов от лишних встреч с рабочими и переживаний за дедлайны. Сейчас компании на рынке предлагают отслеживать работы с помощью фото. Например, сервис ремонтов под ключ “ТНОМЕР” позволяет при желании также отслеживать процесс в режиме реального времени. При этом как сроки работы, так и цена уже определены — в общем, как с такси или покупкой билетов в кино онлайн. Кроме того, клиентам предлагаются уже готовые дизайн-решения (включающие строительные материалы с полным описанием).

Повсеместная уберизация: какой бизнес теряет человеческое лицо, и какие сферы тренд пока не затронет?

В то же время за рубежом строительный бизнес предложил автоматизацию не только в сегменте B2C. Шведская компания NCC разработала приложение Loop Rocks для быстрых сделок на вторичные строительные материалы: с его помощью можно оперативно отслеживать спрос и предложение на материалы-отходы, остающиеся на строительных площадках (это может быть, например, грунт или щебень).

Отдельные услуги “через клик” можно получить с помощью сервисов, типа YouDo: от прогулок с собакой до строительства дачи. Тем не менее, в отличие от вышеуказанных примеров, работа специалистов никак де-факто не централизована.

Сегодня есть онлайн-сервисы для того, чтобы найти склад для вещей на время ремонта, заказать одежду, полив, перевозку, передержку животного, найти стрингера для сюжета и даже отследить очереди в магазинах и на автомойках...Однако все еще остаются сферы, для которых уберизация, если и возможна, то частично в силу эксклюзивности предоставляемых услуг. В том числе свадебные и event-агентства, PR-агентства, рынок недвижимости (так или иначе необходимо личное присутствие клиента). Также сложно уберизировать предоставление индивидуальных услуг по пошиву платьев, изготовлению обуви и пр., так как в большинстве случаев есть риски ошибки.

Повсеместная уберизация: какой бизнес теряет человеческое лицо, и какие сферы тренд пока не затронет?

Со временем попытки к автоматизации будут прослеживаться во всех сферах бизнеса, однако для того, чтобы услуги, подразумевающие личный контакт, были качественны дистанционно, необходимо, чтобы технологии позволили среднестатическому потребителю делать 3D-измерения и высылать точные данные изготовителю. Самое ценное — эксклюзивные услуги, ведь какой бы ни была повсеместной уберизация, уникальное предложение всегда будет стоит дороже унифицированного.

55
Начать дискуссию