Verisign: Налог на имя

Как Verisign, Inc. пользуется монополией на домены и "печатает" деньги

Verisign: Налог на имя

История создания

Компания Verisign была основана 12 апреля 1995 года, как филиал компании RSA Security, которая занималась сетевой безопасностью и аутентификацией.

В 2000 году Verisign купила компанию NetworkSolutions за 20,8 миллиардов долларов, которая была монопольным оператором для .com, .net и .org доменов. Другими словами, собирала комиссию с регистрации каждого домена в соответствии с соглашением с ICANN (гос. организацией США).

Verisign: Налог на имя

Чуть позже, в сентябре 2003 года компания запускает Site Finder Service. Каждый раз, когда пользователь заходил на любое незарегистрированное доменное имя в зоне .com, он перенаправлялся на собственную поисковую систему Verisign. Конечно, такое развитие событий не могло продолжаться долго. Уже в октябре сервис закрывается путем судебного постановления.

Период расцвета:

В феврале 2004 года Versigin подает в суд на ICANN за то, что последние запретили делать «новые особенности для .com и .net доменов» в виде Site Finder Service. Судебное разбирательство заканчивается новым «примиряющим» соглашением, которое продляет монополию на управление доменными зонами с 2005 до 2012 года.

В 2012 году условия изменяются таким образом, что теперь Verisign платит ICANN $0.25 за каждую регистрацию, продление или перенос домена. Но при этом Verisign получает от регистраторов увеличенную комиссию с каждого действия с доменом, а именно $9.02 (акт. данные) за .net домен и $7.85 за каждый .com домен. (Секция 7.2 и 7.3.d соглашения с ICAAN)

В добавок Verisign имеет право увеличивать на 10% стоимость сборов для .net доменов и на 7% для .com доменов (правда во втором случае, если докажет разумность повышения) каждый год.

Если посмотреть на распределение доменов по количеству, то станет видно, что Verisign является «держателем» самой распространенной доменной зоны. Имея 149,7 миллионов .com и .net доменов в своей базе и 9,6 миллионов вновь зарегистрированных доменов во втором квартале 2018 года.

Verisign: Налог на имя

Также, посмотрев на финансовую отчетность компании, можно сказать, что она фактически «печатает» деньги. За последние 12 месяцев компания получила $1,189,669,000 дохода и $480,559,000 чистой прибыли (экв. 40 процентам). При этом по отчетности явно видно, что компания не отказывает себе в трате денег, а практически все излишки хранит в гос. облигациях США.

Вопросы и перспективы

Первый вопрос, который настигает любую компанию с монопольным преимуществом, что делать, когда закончится преимущество.

Verisign не единственная в таком положении (как, например, Google), которая всеми силами пытается разрабатывать и выводить новые решения на рынок. Одно из таких – защита от DDoSатак.

Но, как признается сама компания в квартальном отчете, «выручка от Security Service недостаточна в отношении нашей общей прибыли, чтобы учитывать её отдельно». (стр. 14 отчета за второй квартал)

Второй вопрос, контракт, который на данный момент действует до ноября 2024 года. Если посмотреть на историю, то Verisign всегда удавалось продлять контракт заранее, но это не гарантия успешного продления в будущем.

Если компания не сможет вывести новый продукт на рынок, используя свои разработки или приобретения других компаний, то это может коренным образом отразиться на её будущем.

Интересный момент

В 2016 году ICANN проводила аукцион на право управления доменным именем .web. В аукционе принимали участие шесть компаний, в том числе Nu Dot Co LLC и Charleston Road Registry Inc. (Google).

К удивлению многих, Nu Dot Co выиграла аукцион, предложив 135 миллионов долларов и оставив Google позади. Через несколько дней стало известно, что Verisign «одолжила» эту сумму молодой компании. Начавшееся судебное разбирательство закончилось безрезультатно, поэтому Verisign так и владеет доменной зоной через Nu Dot Co. В данный момент .web не пользуется большим спросом, поэтому "инвестиция" остается под сомнением.

Акции компании

Компания торгуется на бирже, является участником индекса S&P500 и показывает отличные результаты. Но, как уже упоминалось ранее, положение может измениться, если возникнут проблемы в отношениях с ICANN.

Verisign: Налог на имя
22
Начать дискуссию