{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что такое идеальное государство по Платону

Статья, которую меня попросили написать, будет достаточно сложной.

Чтобы это понять я приведу простой пример, и из него вы поймете мой посыл.

Наверное, самый сильный труд Платона — это его «Государство» И то что попытаюсь сейчас сделать – это положить этот труд в ZIP архив в формате статьи.

Вы должны понимать, что смыла вы извлечете из нее столько же сколько бы извлекли из архива без его распаковки.

Это, наверное, очень поверхностное и слабое объяснение для такого труда (Платона) .

Надеюсь, что эта статья подтолкнет вас попробовать прочитать сам труд, или ему подобные.

Начнем.

Идеальное государство трудно описать какими-то терминами, но можно попытаться его построить по тем принципам, которые в него будут заложены.

Что же закладывает в него Платон?

Мудрые поступки/мысли, заложенные с детства в каждого гражданина. Отсутствие двух разлагающих человека факторов – жажда денег и власти. Не допущение/максимальное ограничение соблазнов в государстве (Платон пишет, что не допустит/ограничит наличие поэтов и музыкантов) . Выкорчевывание всего частного (у стражей, например, нет своего дома, и жены у них общие, детей забирают и неизвестно кто их родители) у жителей- максимально общая собственность.

Основное разделение жителей в государстве происходит по прем сословиям (направлениям) . Правители, стражи и обычные граждане.

Давайте разберемся в чем роли выше перечисленных сословий.

Первыми будут правители. У Платона это философы. Описать кто такой философ с точки зрения Платона трудно, но можно пойти от противного, кто не является философом.

По Платону есть три вида желаний – желание истины, желание денег и желание власти. Именно в такой последовательности он ставит их по важности. Жажда власти самая порицаемая, желание денег по середине (даже олигархический строй Платон ставит выше чем демократию и тиранию) .

Что такое желание познать истину я, пожалуй, разбирать не стану (во-первых, это сделать достаточно тяжело, и во-вторых, даже попытка сделать это развернет эту статью на порядочную книгу) . Скажу только, что познать истину можно развивая мудрость и подчиняя свои желания.

Дальше разберем сословие стражей. Их воспитанием заниматься с самого детства забирают их у родителей, и никто не знает кто его семья (в дальнейшем к всем жителям у него должно быть равное отношение) , отбирая на каждом этапе самых лучших. Делают это правители.

У стражей нет никакой личной собственности. Абсолютно. Живут они в общих домах, едать в общих столовых. Жены или мужья общие. Простые жители обеспечивают их всем необходимым.

Ну и как следствие обычные граждане, не имеющие в государстве особых привилегий – не обременены особыми рамками.

Порядки, принципы, законы идеального государства.

Альфа и омега принципов Платоновского государства – это мудрость.

Для этого с малых лет детей тренируют морально и физически. Если с физическими тренировками (гимнастикой) все более или менее понятно, то с моральными не все так просто. По Платону детям сначала на мифах (сказках) рассказывают, как делать нужно как не нужно. И с возрастом меняется только подход к образованию. Но сам принцип четкого разделения на хорошо и плохо будет неизменен до самого конца обучения. И по Платону человек становиться только тогда достойным быть руководителем (страж, правитель) – когда от него уходит Эрос (пропадает/ослабевает тяга к противоположному полу) .

У Платона не разобран только один немало важный момент. Так как рыба гниет с головы, так и государство рушиться от правителя. Так вот Платон говорит, что правителей нужно назначать из самых достойных (именно не выбирать) , а как это делать, и каков принцип не сказал. Из чего я делаю вывод, что эта собственно самая важная часть государства и самая тяжелая по исполнению.

Еще один немаловажный этап, который описан, но не рассмотрен в книге.

В государстве быт надо построить так чтобы граждане не хотели вступать в управление. То есть это как бы повинность и гражданин понимает, что это надо.

И описание как это сделать у Платона строится только на воспитании у гражданина высоких нравственных стандартов. Чтобы ему были чужды желание денег или власти. А варианты с соблазнами описаны как-то вскользь и в контексте –запретить/не пущать.

То, что часто Платон упоминает и к чему подводит- это то, что, если в каждом гражданине воспитать мудрость – эти граждане построят идеальное государство.

Мудрость человека- это возможность трезво понимать какие из его желаний естественные, а какие нет. И в пример он приводит еду. Когда голодный ты ешь и тебе хочется это естественно. А когда ты кушаешь потому что это вкусно – ты не ешь для насыщения (истинный смысл еды) а ешь для удовольствия (что является ложным) . Ты хочешь на должность потому что можешь сделать это лучше, чем другие (истинный смысл) или потому что можешь больше наворовать (ложный) потому что мало.

Кирпичами не кидайте. Сжать книгу до размера статьи это не реально. Я попытался. Уверен, что не очень.

Поправите, добавите, уточните. Буду рад.

Читайте книги, думайте.

0
154 комментария
Написать комментарий...
MONAR

Кажется ислам это попытка идеального государства. Только там жены не общие, а их просто никто не должен видеть. Все время рассказывать о хорошем и плохом. Итд. Насчёт общих жен и мужей, кажется это нереальным, потому что кто-то кому то все равно больше нравится. Ревность нельзя из человека вытравить. Не знаю как у мусульман назначают правителей. Три желания ислам пытается перебить верой в бога. Мол все остальное ложно.

Ответить
Развернуть ветку
MONAR

Ещё кажется такое государство не развивается. По крайней мере если нет частной собственности нет и желания эту собственность преумножить. То есть принести обществу благо и обменять блага на деньги. Сейчас наука стала очень капиталоемкой, там где ресурсы всегда интриги. Тогда это казалось реализуемым. Сейчас управляемый хаос выглядит более реалистично. Использовать то что нельзя предотвратить для развития цивилизации.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Гришин

Желание приумножить частную собственность не единственный мотив желания принести обществу благо

Ответить
Развернуть ветку
MONAR

Мы знаем что эгоизм в итоге побеждает

Ответить
Развернуть ветку
Артем Гришин

В реальности, к сожалению, да

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Blackrock

В исламе право частной собственности неприкосновенно. Это по шариату, а то как фактически происходит в исламских странах не всегда сходится с шариатом

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Кобец
Автор

Вы как мне кажеться путаете быть и казаться.
Ислам. Да и как любая религия - без изминиея человека изнутри даёт тольк видимость.
Ну а про общих жён или мужей))))
Если в кратко.
То что человек завет жертвенностью или жертвами. Тоесть то что человек может отдать своё и не попросить в замен ничего. Тоесть просто отдать. Такого в обычной жизни нет.
Вы можите отдать то что не нужно или не представляет ценности. И только это. За остальное вы захотите равный ( по вашему мнению) возврат.
Давайте для понятия возьмём пример денег.
Подумайте.
Вы пожертвуете( тоесть не захотите в замен) только то что вам не нужно. Если у вас денег больше чем вам нужно, вы достаточно легко их отдадите( пожертвуете) если ваши желания постоянно вам говорят что вам чего то нехватает. Вы никогда не пожертвуете.
С жёнами и мужьями мне кажеться тоже самое. Просто прийти к этому как к тому что это вам не пренадлежит безмерно тяжелее.
Вы же не будите ревновать вашего друга если он пойдёт с другой девочкой? Почему?
Он не ваша собственнность)))))

Ответить
Развернуть ветку
151 комментарий
Раскрывать всегда