Должен ли у бизнес-тренера быть собственный бизнес?

Если хорошенько потереть любого из топовых бизнес-спикеров, в анамнезе обнаружится блистательное отсутствие собственного бизнес-опыта. Такие спикеры раз за разом пересказывают один и тот же набор придуманных профессорами бизнес-колледжей благоглупостей, которые не только не помогают в реальном деле, а скорее мешают.

На самом деле это прекрасно понимают все организаторы бизнес-ивентов и стараются разбавлять спикеров-мотиваторов, которые заставляют аудиторию делать массаж соседям, нормальными практиками, которые делятся собственным опытом. Есть только одна проблема. Нормальные практики, которые по уши погружены в собственное дело, не обладают навыком саморефлексии и по большей части не понимают, что именно и как они делают. И проблема даже не в том, что они не умеют выступать и их невероятно скучно слушать. Проблема в том, что они говорят не то. Они сами не понимают, какие именно действия принесли им результат. Они прошли свой путь, но не запомнили его.

Получается как в сказке про дудочку и кувшинчик. Те, у кого есть информация, не умеют с нею работать. А те, кто умеет работать с информацией, ею не обладают.

И еще один любопытный момент, который заметил совсем недавно, связанный с отношением аудитории. Клиенты не просто хотят, чтобы у тренера был личный опыт в том, чему он учит. Они этого категорически требуют.

Но когда у тренера такой опыт есть – это ПОНИЖАЕТ его ценность в глазах клиента.

Как это может быть?

А вот так. Наличие собственного бизнеса понижает ценность бизнес-тренера в глазах клиента. Как и наличие собственных творческих достижений понижает ценность писательского коуча в глазах его учеников. Это звучит странно, парадоксально, но это так.

Возможно, клиент подсознательно чувствует, что тренер является его конкурентом. И не будет вкладываться стопроцентно в его дело, будет оставлять что-то про запас, «для себя».

Короче, еще раз. Клиент всегда хочет и требует, чтобы у тренера были собственные результаты в том, чему он учит. Однако наличие этих результатов понижает стоимость тренера в глазах клиента.

В обучении и делании заложен скрытый конфликт интересов, который клиенты чувствуют.

И получается такая штука. Потенциальные клиенты говорят – не пойду учиться к «А», у него нет своих результатов. Я бы пошел к «Б», он практик. Правда он никого ничему не учит. «Б» это слышит, приосанивается и запускает свой курс. И к нему никто не приходит. Потому что клиенты хотели не учиться у «Б», а «хотеть учиться у «Б». И как только эта возможность действительно появилась, «Б» сразу стал им противен (продался паскудному инфобизнесу:).

Что с этим делать? Не очень понятно. Как можно одновременно и иметь и не иметь результаты? Выход, который я вижу сейчас – это разведение делания и обучения по времени. Условно говоря, летом писать, зимой учить, как это делает Арабов.

Серьезно, не знаю.

У американцев, кстати, с этим гораздо проще. Там если ты тренер, ты не можешь выходить на поле. Это не то чтобы не принято, это запрещено. То есть консультант или тренер реально может сесть в тюрьму, если использует какую-то бизнес-возможность, которая откроется ему при общении с клиентами.

33
9 комментариев

У коучей, скольких не читал, очень плавный и гибкий язык. В бизнесе не бывает дрейфа, о котором говорят коучи: рынок растёт, вы получаете прибыль и так будет всегда. Кризис - ваша возможность заработать. У компании есть активы и пассивы, которые обесцениваются в кризис - об этом скромно умалчивается. Происходят изменения в структуре потребления из-за экономии или устаревания продукта. Более того, когда начинаешь проверять их слова, копать подноготную коучера, то получается, что 90% его речи - откровенный пиздёж. Один коуч на недвижимости вырос, а на деле у него никогда её не было. Или эффективность управления от человека, который никогда в жизни никем не управлял. Ответственность за свои советы он не несёт.

Это всё, что нужно знать про коучей. Впрочем, это касается не только бизнеса.

5
Ответить

Дополню, что человек от бизнеса и практик, вряд ли даст вам совет, так как в его модели это будет работать, а в вашей - он не берётся об этом судить. Всё очень индивидуально, что в нашей стране, что за рубежом.

ЗЫ: ещё очень нравятся Евангелисты, приходящие в компанию с миссией, не изучив её, начинают перестраивать по тому, как надо, т.е. "двигать кровати". Дальше всё как в анекдоте "Милки, тут до вас публичный дом был. И когда дела шли плохо, то не кровати двигали..."

1
Ответить

Для бизнес тренера именно эта профессия должна быть основным бизнесом. Это скорее психолог, чем инфобизнесмен. И аргумент про конкуренцию притянут за уши.

1
Ответить

Я вообще не понимаю людей которые ходят слушать это пустое сотрясение воздуха!
Сначала создай свое, а потом расскажешь как ты это сделал!

1
Ответить

Почему у тренера есть бизнес это его курсы. Которые он пытается продать и иногда у него это получаеться.
Также все бизнесы по своей сути полностью одинаковые и даже смысл у них один(генерировать прибыль собственнику).
Отсюда можно сделать простое заключение. Если у бизнесмена предположим бизнес с оборотом в 100 млн. То слушать человека у которого было 10 не интересно. Точно также как и общаться с начинающими. И 90% тренингов рассчитаны на пионеров которым раскатывают как за вечер заработать на товарке 1000%.
Следующим этапом идут курсы « как выйти из операционки» на тех у кого получилось из предидущего тренинга.
Но больше всего добивают ценники на эти курсы. Как бы все.
Если нужен специалист проще взять с рынка его чем пытаться освоить новый навык.
Если не хватает мотивации можно в ашан на месяц утстроиться.

1
Ответить