10 способов придумать хайповую идею для PR-акции

Хорошая идея – это больше половины успеха взрывной PR-кампании. Что такое взрывной PR? Это когда про вас и вашу компанию за 1 день выходит 20-30-50-100 публикаций в топовых федеральных СМИ. Бесплатно, разумеется. Чисто на креативе. Значит, новость должна быть такой, чтобы ее захотелось напечатать, перепечатать, лайкнуть, репостнуть. Как сделать такую новость, я и расскажу в этой статье.

Хорошее секретное место для идей, никто не беспокоит
Хорошее секретное место для идей, никто не беспокоит

1. "Гадание по словарю". Способ придумал пиарщик из Питера, автор книги «Черный пиар» Антон Вуйма. Вы держите в уме бизнес, который раскручиваете. Берете словарь русского языка, открываете его на произвольной странице и тыкаете пальцем. Какое слово? Вот какое бы слово ни было – ваша задача совместить его с вашим клиентом и придумать PR-акцию. Пример, когда часы за 200 тыс евро «утопили» в Неве, описан Антоном в следующем видео - https://youtu.be/sJ1ybIkPQrs?t=3m57s

Как это работает? Я не знаю, но это работает. Возможно, психология мозга, возможно «помогают небеса», не могу точно сказать. Но… Это работает, как работало у детектива в фильме «Твин Пикс». Помните, он загадывал подозреваемых, ставил бутылки и метал в них камнями. Камень разбивал стекло тогда, когда он был прав. И сам этому удивлялся, но опять же – работает.

2. Парадоксальное мышление. Про взрывной пиар часто говорят так: «разрыв шаблона», «сшибка», «крышеснос». На факультете социологии, который я закончил, нам объясняли по-научному – «кентавристика». То есть, совмещение несовместимого. Тело лошади, а голова Ксении Собчак, лошади. Вам необходимо совместить то, что совместить нельзя в принципе. Известное выражение: «когда собака покусала человека, это не новость, а когда человек покусал собаку – это уже да, сенсация». Или человек пошел на охоту с собакой, а там его подстрелила… собака. Вы будете смеяться, но такая новость реально была где-то в Европе. И – во всех новостях.

Подумайте, кому вы в вашем бизнесе никогда не сможете оказать услугу? Какой товар вы никому не продадите ни при каких условиях? Какой клиент был бы для вас настолько странным, что заставил бы вас рассмеяться? Когда ответы на эти вопросы придут или вы что-то вспомните из реальной жизни и улыбнетесь – вы на правильном пути.

Пример. Мы раскручивали купонный сайт. Что нельзя продать со скидкой? Думали-думали, и придумали, что – индульгенции! Так появилась акция «Продажа индульгенций со скидкой. Предложение действует до конца света». Итог: более 10 ТВ-репортажей и 10-кратное увеличение посещаемости сайта в течение недели. «…До конца света» - такой дедлайн был выбран не случайно, а в четком соотвестствии с пунктом 3 «Повестка дня».

3. Повестка дня (ньюсджекинг). Ваша задача – вовремя «присобачить» события дня текущего к вашему бизнесу. Механика следующая. Смотрим источники: Яндекс.Новости, Тренды Твитера, топ Медиаметрикса, главную страницу ТЖ. Выбираем, что может подойди для вашего бизнеса? Стыкуем. Если получится «кентавр» из предыдущего способа – прекрасно.

Пример. Мы пиарили бюро переводов на Универсиаде в Казани. Идея была в том, что юная переводчица признается в любви на 68 языках мира… Но кому? Акция готова, осталось найти предмет обожания. Смотрим накануне новости и видим, что в больницу с малярией попал спортсмен из Уганды. Вот! Вот наш герой. Если бы в новостях была бы спортсменка, то наша акция носила бы лесбийский оттенок. Ну что, же, наверное повезло. Вот репортаж, который показали и по Первому каналу тоже - https://life.ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/116185. Плюс множество интернет-публикаций.

Для дополнительного погружения в тему советую изучить статью «Ньюсджекинг по-русски. Как малый бизнес серфит на больших новостях» - https://blog.pressfeed.ru/nyusdzheking-po-russki-ili-kak-malyj-biznes-serfit-na-bolshix-novostyax/

4. ТРИЗ-мышление. Я не являюсь мастером ТРИЗ, но посещал соответствующие семинары, читал книги Альтшуллера и Сергея Фаера. И мне этого более, чем хватило на то, чтобы понять: «Чем больше ты знаешь об условиях задачи, тем яснее становится решение». По сути, когда ты правильно формулируешь задачу, ты находишь более, чем половину решения. Однажды на крупную торговую сеть совершили «информационный наезд»: некий неопознанный гражданин пожаловался в СМИ на то, что отравился тем, что поел продукт, которого в продаже быть не должно. Себя он не раскрыл, представился от имени организации, которая его членство не подтвердила. Но он и его фото были во всех новостях. Что делать? Все вводные есть, обмусолены во всех СМИ. Методом перебора из нескольких вариантов пришло понимание, что если удар был по сути анонимным, то и контрудар может быть таким же. В итоге было разослано «письмо с покаянием», что «он это все подстроил ради дешевой славы». Через несколько часов новость оказалась в топе Яндекс.Новостей.

Еще пример, который я также узнал на ТРИЗ. Если не знаешь, что делать с конкурентами – делай наоборот. Именно так, следуя этому совету Сергея Фаера, девушка выиграла выборы мэра в одном турецком городе.

Еще пример. В одном городе шли митинги на социальную тему. Потом митинги запретили, а проблема осталась. На митинг вышли… куклы и детские игрушки. А потом и вообще был митинг без митинга – на виду стояли просто плакаты https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5&parent-reqid=1489669686935843-9130686635615737399110621-myt1-0782

5. Испорченный телефон и оговорки. Однажды я советовался с видео-продюсером по поводу акции «голая девушка за рулем». Из-за плохой связи, - я в тот момент находился за городом, - состоялся такой диалог:

- Дэн, что думаешь по поводу акции «голая девушка за рулем сервиса каршеринга»?

- Кто за рулем? За рулем чего?

- Голая девушка! Каршеринг!

- Голый гаишник?

- Какой еще голый гаишник?! Девушка! Голая! В каршеринге. Круто же?

- Нет, голый гаишник круче.

- А как его сделать?

- Думай сам.

И я придумал. Пиа-акция вошла в топ-5 новостей яндекса по Москве.

6. «Спасибо, стендап!» Известно, что юмористы и комики докручивают шутку, доводя обычные факты до абсолютного парадокса («новое шоу для шизофреников – «Голоса»). И это то, что нам надо! А еще они любят применять необычные обстоятельства к обычным товарам («У кассирши супермаркета был настолько властный голос, что пакет брали все без исключения»). Еще юмористы часто изобретают несуществующие товары, чтобы про них рассказать («накладная рука с пальцем в маникюре», «жопа в песке» и «ноги в шампанском», «руль от бентли» – товары для тех, кто хочет иметь хорошие фотки для инстаграма). В случае взрывного пиара, такие товары «изобретают», не чтобы их продать, а чтобы про них написали в новостях (те же «индульгенции со скидкой», «купон на жизнь с миллионером», и мн.др.).

Поэтому – наберите в поиске ютуба или канала ТНТ название вашего товара или бизнес плюс название программ на выбор «Убойной ночи», «Стендап», «Камеди клаб». Вот вам готовые идеи! Потом не забудьте поблагодарить стендапера за идею!

7. Ассоциации. Этот способ я давно описал в книге «Раскрутка Суперфирмы» и успешно применяю с 2006 года. Тогда я пиарил бюро синхронного перевода. И путем перебора ассоциаций, что же еще есть синхронного – я набрел на синхронное плавание. Как итог - синхронистки-олимпийские чемпионки стали почетными клиентами бюро переводов «Синхронист» http://stadium.ru/news/sinkhronistki-stali-pochetnimi-klientami-byuro-perevodov-sinkhronist-ru

8. Матрица Масленникова. Способ заключается в следующем. Делим лист на две колонки. В одну - вы выписываете интересные лично вам объекты: звезда, политик, трансвестит, порнозвезда, стриптизерша, и др. В другую колонку – действия, которые вас лично шокируют: сгорело, убило, изнасиловано, вляпалось в торт, подралось и т.п. Теперь – совмещаем произвольно слова из первой и второй колонок и затем приделываем сюда ваш бизнес. Через 10-20 комбинаций вы набредете на ту самую. А в «Матрице Масленникова» вы скомбиринуете более 200 таких комбинаций

9. А-ля Дали. Сальвадор Дали открыл такой способ креатива. Он просто считал себя гением креатива и вскоре стал таковым. Потом это явление переоткрыли психологи. И вам советую пользоваться таким способом. Несмотря на то, что я в пиаре больше 12 лет, и слышал много комплиментов, про свою гениальность я сам никогда не думал. Но недавно попробовал! Вы знаете, сработало – придумал и в тот же вечер реализовал две крутые акции, о которых пока рассказать не смогу. Спросите меня в комментариях к этой статье через 3 года – дам ссылку на публикацию!

10. Идеи на все времена. В мире взрывного вирусного креатива есть бронебойные идеи, которые работаю всегда. Это: дети, скрытая камера, экзотические животные (вараны, питоны, еноты и др., а также намек на секс). Поскольку идеи сами по себе крутые – рекомендую их ни в коем случае не смешивать друг с другом. Экзотические животные – да. Секс с ними – нет.

Вараны в качестве оплаты кредита https://www.youtube.com/watch?v=5Nes4buDYO0

Питоны в офисе переводчиков https://life.ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/112333

"Посевные работы"

Конечно, «посев» новости не менее важен, чем, сама идея. Был такой случай, когда клиенту посоветовали помыть памятник в центре Москвы своим чудо-пылесосом. Приехали, помыли. Дворники сказали «большое спасибо». Ни в одном СМИ репортаж не вышел. Этот же эксперимент повторили в одном из российских городов и просто отправили фото и видео в несколько городских редакций. Итог – десяток новостей, даже в федеральных СМИ. Но повторюсь, идея – это больше половины успеха взрывной PR-акции. Главное, чтобы про нее хотя бы одно СМИ узнало, а остальные перехватят. Но это уже отдельная технология, подробно описанная в моей книге "Оружие социального соблазнения".

5 советов для развития креатива

1. Придумывайте идеи! Каждый день. Тренируйте мозг. 5 идей в день, в месяц это уже более 100.

2. Посещайте семинары по креативности, читайте соответствующие книги, смотрите видео и фильмы о PR.

3. Советуйте взрывные идеи вашим клиентам, бизнес-партнерами и даже конкурентам.

4. Одну идею из 100 делайте хотя бы 1 раз в месяц. Чтобы понять вообще, то ли вы придумали или нет? Определить хорошую PR-идею можно так. Поделитесь с ближним кругом всеми вашими идеями. И отмечайте те, не про которые говорят, «о, вот это классно», а те, которые вызывают больше всего споров и мнений: от «огонь» до «общество нам этого простит!» Именно так и будет бурлить общество и возносить ваш бизнес к вершинам популярности. Много готовых к реализации инфо-поводов я публикую в закрытом телеграм-канале "1000 PR-идей".

5. Лично меня на ударный креатив вдохновляют подборки нокаутов в боксе, смешанных единоборствах и муай-тай, а также лучшие голы в футболе. Возможно, это вдохновит и вас тоже – https://www.youtube.com/watch?time_continue=228&v=JgRVnqdfZkY

Успехов! Хороших новостей должно быть много! Клянусь своей лысиной.

Роман Масленников, директор хайп-агентства #1, тот самый, что судился с "Яндексом", потому что облысел от "плохих новостей"

Хороших новостей должно быть много!

1212
44 комментария

Интересная статья. Правда, у меня после неё обострился синдром недоверия к СМИ.

6
Ответить

Ммм, а почему Вы называете синдромом, и откуда до этого взялось доверие?

Ответить

Спасибо.
Но теперь-то вы знаете чуть больше, чем все:)

Ответить

Студенту-зоологу сдавать экзамен на зимней сессии, а он пробухал все новогодние праздники и смог выучить только про блох. Ну, думает, что-нибудь придумаю.
Первый билет - собаки - он сразу рассказывает что основная проблема собак, это паразиты, среди которых выделяются блохи и дальше все про блох.
Второй билет - морские рыбы ... он делает паузу, потом говорит - рыбы одеты в чешую, у них нет меха или хотя бы шерсти. Но! Если бы мех у них был, в нем обязательно водились бы блохи, о которых я сейчас и расскажу.
 
Весьма похоже выглядят неизменные отсылки к примерам про бюро переводов в Вашей заметке, на фоне цифр 10, 100, и 1000 - одна из которых относится к Вашему опыту в PR, вроде бы.
 
PR ради PR "Они узнают! Обо мне все заговорят" (с) Попугай Кеша, вроде как перестал быть мейнстримом вместе с политическим PR, около 15-20 лет назад, на тему чего сняты и Осторожно Модерн про Светелкину - Зипун-Гору и конечно "День Выборов", и еще тот фильм где московские политтехнологи наезжают в провинцию на желтом Хаммере, сорри, забыл название.
 
Веселье, шутки, смех за деньги клиента - не совсем тот результат, который гарантирует продажи. И упоминания в СМИ греют ЧСВ заказчика, но не всегда освежают его расчетный счет или хотя бы освобождают склад от неликвида.

4
Ответить

Вы правы в чем-то.
На самом деле, пиар и не должен впрямую влиять на продажи. Хотя я такие методы нашел, и скоро здесь опубликую. Надо будет адаптировать статью, которую сейчас можно скачать тут piar.bz

Еще немного ликбеза.
На продажи влияет отдел продаж. ЦКП (ценный конечный продукт) пиара -- "Широкая известность компании и ее признание среди клиентов и партнёров".

Но. Опытным путем, за 12 лет в пиаре классическом и 5 лет во взрывном, я понял, что такие пиар-акции -- влияют на эмоциональное состояние собственника. А это весьма немаловажно, кто-то даже считает, что первостепенно. В бизнес идут, как я заметил, не только за деньгами.

3
Ответить
Комментарий удалён модератором

Про методы посева все подробно описано в книге "Оружие социального соблазнения" (pr-soblazn.ru). Если коротко, все уместилось у нас в следующую внутреннюю инструкцию:

1. По личным связям в СМИ.
2. В специальную вацап-группу, где у меня собраны журналисты, которые в свое время обратили внимание на одну или несколько наших пиар-акций.
3. Рассылка на общие адреса федеральных и региональных СМИ.
4. Рассылка через релизо-рассыльщики, обзор которых я делал тут -- https://vc.ru/6667-free-pr
5. Предложки "Подслушано..." в ВК, фейсбук-группы -- зависит от темы или города, где идет акция.
6. Яплакал, Пикабу, и т.п., иногда ТЖ.
7. Совсем редко, но бывает, что заходит из Чейндж.орг или Ютуба.

Также советую скачать мобильное приложение LifeCorr.

Успехов Вам в посеве хороших новостей!

1
Ответить