E-commerce дневник - день 1

Нейминг, ниша, исследования.

Предыдущий пост здесь.

Ни для кого не секрет, что с выбором названия бренда сейчас не всё так просто: вменяемый и произносимый домен .com практически невозможно найти, в социальных сетях тоже всё занято, но обо всём по порядку на основе собственного опыта.

.com

Что-то адекватное и зарегистрировать в зоне .com практически невозможно, даже с использованием инструментов. Даже Facebook купил домен fb.com за 2 млн. долларов.

Я собирал большой список из 2-, 3-, 4-, 5-символьных слов на основе словарей игры Scrabble, список самых используемых английских слов (1-5 символов). Списки искал на Github. Потом открывал GoDaddy, bulk domain search, выделял .com зону, вставлял по 500 слов (всего было около 10000) и видел неутешительные результаты - ни одного свободного домена. 4L, 5L домены все заняты.

Практически все занятые домены выставлены на продажу на том же GoDaddy аукционе. Цены разные - от 5 до 10000 долларов. После просмотра 5-6 страниц начиная с самых вменяемых, исключая домены с цифрами и прочими спецсимволами, результаты были такие же плачевные. Покупать что-то типа dafuwr.com пусть даже за $50-100 и строить на базе этого бренд совсем не хотелось.

New gTLD

Если кто не знает, то New gTLD это новые домены верхнего уровня. Домены .shop, .bike, .style и еще около 500 других. Слава Богу мы дожили до этого времени, открылись огромные возможности и все вздохнули с облегчением, вырвавшись из тисков .com, .net, .pro, .co.

Всё началось в 2014, новые домены стали появляться постепенно. Теперь не обязательно было придумывать название MyBestBikeShop.com, а купить best.bike и заниматься делом, а не поиском свободного домена.

Раньше я искал названия на namecheap.com, у них довольно большая база новых доменов, но динамическая подгрузка результатов и частые сбои просто выбешивали. Потом я перешёл на name.com. Выделил 470 доменов для поиска, исколючил домены второго уровня, например, com.nz и стал искать.

Выбор доменной зоны

После анализа 470 доменных зон я составил список наиболее подходящих для интернет-магазина: .shop, .shoes, .fashion, .style, .clothing, .boutique, . toys, .jewelry. Есть множество других, которые подходят для услуг или чего-то общего: .deals, .gifts, .cheap. На них тоже можно продавать, но модель немного другая. Хотел начать с самого простого: shoes - понятно, что продаю обувь; jewelry - точно ювелирные изделия. Всем всё понятно.

Platinum, premium или нишевый бренд

Встал вопрос что искать: премиум домен с не всегда говорящим названием или нишевый, но с говорящим (mi.shoes или sneakers.shoes)?

В первом случае можно продавать все типы обуви, но нужно больше работать над узнаваемостью бренда. Во втором случае понятно что магазин продаёт кроссовки, но продавать туфли будет как-то не к месту. Ниша сужается. Решил попробовать с премиум-именами и более широкой категорией товаров.

Platinum по версии регистратора считается 1-символьное или очень привлекательное имя. Цена начинается от $5000. Premium - 2-3 символьное.

Выбрав 8 доменов, я опять загрузил список из 1-3 символьных имён и начал поиск. Результаты получились намного лучше по сравнению с .com. Получилось около 200 свободных доменов. Цены разные - от 70 до 420 евро за год. Согласитесь, это намного меньшие инвестиции чем $5000 за более-менее читаемый .com (и это без проверки свободного имени в соц. сетях), тем более что опыта в бизнесе практически нет.

Социальные сети, торговые марки

Сейчас не достаточно иметь только домен для бренда. Если вы продаёте что-то "визуальное", то Instagram, Facebook жизненно необходим. Pinterest, Twitter желательно. Проблема в том что всё занято... вообще всё.

Ситуация даже хуже чем с .com, сейчас невозможно зарегистрировать имя в Instagram из 1-5 символов, даже с точкой. В Facebook еще меньше выбор. Боты, кругом боты.

Говорят, до покупки Facebook-ом Instagram-а еще было возможно получить аккаунт после долгих разговоров с техподдержкой. Сейчас это невозможно. Аккаунт получает тот кто его первым зарегистрировал. Так чёрным по белому и написано. Удаление или неактивность аккаунта не освобождает имя. Только если у вас торговая марка и текущий владелец что-то постит и наносит ущерб вашей репутации, то еще можно заполучить.

Моя последовательность была такая: найти свободный домен, свободный Instagram, свободный Facebook. Результаты оказались такими на август 2018:

  • 2-символьных в зоне .shoes - 4
  • 2-символьных в зоне .toys - 20
  • 2-символьных в зоне .jewelry - 11
  • 2-символьных в зоне .boutique - 2

Для этого написал специальный скрипт на Node.JS для проверки Instagram так как вручную практически невозможно проверять сотни названий. Не так просто было, Instagram не любит такую автоматизацию и блокирует частые запросы. Сумел только проверять свободно ли имя, без регистрации.

Далее решил проверить не являются ли названия зарегистрированными торговыми марками чтобы снять юридические риски. Проверял на trademarkia.com. Не забывайте про это. Иначе весь бренд можно легко потерять после судебного иска. Можно, конечно, скрываться, но большой и стабильный бизнес так не построишь.

Сложности с Facebook

Отдельно опишу сколько нервов ушло на Facebook. При создании страницы нельзя сразу присвоить ей имя. После изучения пришёл к выводу что Facebook проверяет поведение (не бот ли регистрировал) и только при соблюдении определенных условий (до сих пор загадка каких) разрешает присвоить имя.

Пришлось сделать по такой схеме: пригласил на роль администратора страницы другой свой аккаунт. Зашёл и только тогда появилась возможность изменить имя. Два раза так не сработает. На каждую страницу надо приглашать нового человека - администратора. Причем аккаунт не должен быть похожим на фейковый. Всё серьёзно.

Регистрация

После долгих сравнений и проверок выбрал следующие домены: oo.toys, xi.shoes, ox.jewelry. Ушел 1 день на всё. В крайнем случае сами домены потом можно будет продать с социальными профилями. Они premium, стоили не так дорого. Удивительно что вообще 2-символьные имена свободны в 2018 году.

Итак, имеются 3 премиум домена, 3 страницы в Facebook с соответствующими именами, 3 аккаунта в Instagram, Twitter, Pinterest. Всё зарегистрировано на имя фирмы которая у меня осталась с давних времен.

Юридическая часть и организация

Это важно. Советую перед покупкой уже думать как продавать это всё, даже если всё только начинается.

Страницы Facebook создавать из бизнес-аккаунта, а не из личного чтобы потом не путаться кто у кого администратор и будущему инвестору или владельцу было ясно кому что принаджедит.

Домены оформлять на фирму, везде указывать юридический адрес, чётко дать понять кому принадлежат активы. Лучше не спешить и сделать всё правильно.

Далее

В следующих постах расскажу о технической стороне. Если есть вопросы, готов ответить и помочь.

Следующий пост.

77
11 комментариев

У вам уже спрашивали, но я повторюсь. А что продавать-то будете?

Ответить

Как видно по доменам - обувь, ювелирку, игрушки. Скорее всего с полной автоматизацией процессов. Об этом напишу в следующем посте

1
Ответить

Интересно, ждем продолжения

Ответить

Продолжение здесь - https://vc.ru/44758-e-commerce-dnevnik-den-2
На самом деле приятно получать какой-то отзыв. Я хотел поделиться своим опытом, который приобретаю в процессе. Надеюсь, это поможет кому-то.

Ответить

Тема интересная. Продолжайте.
Сколько примерно нужно денег для старта?

Ответить

Немного на самом деле. Я пока иду по пути постороения бренда. Премиум домен (2 символа в зависимости от доменной зоны): $75 - 200; Шаблон для Shopify $50 - 80; Подписка на месяц Shopify $25. Эксперименты с рекламой (Facebook, Instagram, Google AdWords) $100 - 200 пока не сделаете первую продажу. Потом реинвестировать. Я напишу в следующих выпусках свои мысли :)

Ответить