Как создать франшизу из своего бизнеса

Если вы хотите разработать качественную франшизу из своего бизнеса, обязательно дочитайте статью до конца!

Франшиза – это так называемый объект определенного договора франчайзинга: комплекс, состоящий из благ и прав на пользование брендом и специально созданной бизнес моделью, а также методы и правила ведения бизнеса на основе уже функционирующего проекта, представляющаяся на фиксированной платной основе и с введением взаимных обязательств.

Многие известные компании занимаются франчайзингом, однако спрос на франшизу того или иного бренда зависит от нескольких причин, на основании которых будущие франчайзи принанимают решение о приобретении франшизы. К ним относятся:

  • Известность бренда. Будущий предприниматель, который планирует начать или продолжить бизнес, осознает, что предпринимательская деятельность, основанная на франшизе известного бренда компании и ее бизнес-плане, окупится куда быстрее, обойдя многие «подводные камни», которые приходится проходить компаниям-новичкам. Конечно, и стоимость такой франшизы соответствующая, да и условия работы и приобретения бизнес-планов таких компаний весьма агрессивные, что, тем не менее, не мешает им успешно продвигаться в индустрии франчайзинга.
  • Уникальность продукта. Куда проще купить уже готовый бизнес-план с наработанной базой, чем открывать новый проект даже в самой известной бизнес-сфере.
  • Отлаженность бизнес-модели. На принятие решения о приобретении франшизы известного бренда немаловажную роль играет уверенность в наработанном проекте, который уже не раз был проверен в разных городах, имеет точную сумму входа и сроки окупаемости вложенных средств.
  • Стоимость приобретаемой франшизы. От стоимости франшизы зависит и спрос на нее. Естественно, чем ниже будет ее стоимость, тем больше будет спрос и шире рынок продаж. Однако, это не значит, что дорогая франшиза не будет пользоваться спросом – на нее есть свой покупатель.

Проверка востребованности бизнес-плана

Прежде, чем задуматься об упаковке франшизы и продажи ее на рынке, стоить ответить на ряд важнейших вопросов, которые помогут дать адекватную оценку успешности бизнес-модели и, соответственно, ее востребованности на рынке франчайзинга.

Итак, ответьте честно на следующие вопросы:

  • Известна ли Ваша фирма?
  • Зарегистрирована ли Ваша торговая марка (бренд)?
  • Имеется ли у Вас оригинальный продукт, предлагаемый в уникальной сфере?
  • Имеются ли у Вас необходимые расчеты по инвестициям, а также финансовый расклад в случае как позитивного, так и негативного расклада ситуации?
  • Имеется ли у Вас наработанная бизнес-модель, которая гарантирует получение устойчивого дохода?
  • Есть ли в Вашем списке франчайзи те, кто успешно реализовал бизнес-план в различных городах?
  • Имеется ли у Вас наработанная клиентская база?
  • Имеется ли у Вас в наличии проработанная документация, необходимая при работе с персоналом?

Вот основные вопросы, ответы на которые помогут раскрыть важнейшие детали бизнес-проекта и дадут здоровую, непредвзятую оценку бизнеса перед продажей франшизы.

Упаковка и продажа бизнес франшизы

В том случае, если Ваш бизнес-план полностью наработан и более того, уже начал успешно работать на Вас и приносить стабильный доход, а бренд компании стал узнаваем за пределами Вашего региона – это очень хороший знак. Теперь встает вопрос об упаковке франшизы и выгодной ее продажи. Эксперты утверждают, что весь процесс упаковки и реализации бизнес-франшизы включает в себя 5 шагов. Все эти пункты состоят из большого количества небольших действий, доработка и усовершенствование которых будут крайне важны в том случае, если Вы планируете продать не один десяток франшиз. А, следовательно, и рассчитывать на повышение цен на них.

Итак, рассмотрим 5 основных пунктов упаковки и продажи франшизы.

Шаг 1. Предварительная подготовка

Упаковать бизнес в франшизу – это значит подготовить все важнейшие процессы бизнеса, которые в купе помогают систематизировать проект. Будущий франчайзи, у которого не будет Вашего опыта и знаний в данной бизнес-сфере, просто не сможет разобраться в действиях и вполне резонно потерпит фиаско, если Вы не позаботитесь об упаковке бизнес-проекта в надлежащем виде.

  • Проведение аудита

Начинать нужно, конечно, с оценки нынешнего состояния бизнеса. Поэтому, весьма нелишним будет начать подготовку франшизы к продаже с полного аудита предприятия. Только непредвзятый анализ деятельности компании позволит дать объективную оценку финансового положения бизнеса и «сырых» мест, которые нужно проработать.

Помните, даже если Вы захотите обойти этот момент, ни одно агентство, которое занимается оказанием услуг в данной сфере, не пройдет на следующий этап, пока вопрос с аудитом не будет решен.

  • Подготовка документации

Крайне важно составить юридически грамотный и полный договор между покупателем (франчайзи) и продавцом франшизы. Поэтому, в данном вопросе желательно проконсультироваться с квалифицированным юристом, который хорошо разбирается в данной сфере. Это очень важно, поскольку есть большое количество тонкостей и «подводных камней», игнорирование которых в последствии может «стоить» Вам очень дорого.

В бухгалтерской документации стоит обратить внимание на создании двух (!) финансовых планов. Соответственно, один из них будет передан будущему франчайзи – он необходим для финансовой оценки и окупаемости будущего бизнеса, которым они планируют заниматься. И в данном вопросе также стоит обратиться к специалисту – профессиональному бухгалтеру. Второй экземпляр остается у продавца франшизы – это своего рода финансовый план, который поможет продавцу оценить все риски, доходы и паушальные взносы, а также проценты от оборота в виде ежемесячных платежей от франчайзи.

  • Подготовка стандартов

Данный этап подразумевает подготовку фирменного стиля согласно руководства по использованию. Здесь же стоит обратить внимание на оформления патента на логотип и бренд в том случае, если они уникальные и еще не зарегистрированы.

Также, важно составить корпоративный регламент по должностным инструкциям и стандартам работ, по системе найма персонала и способам адаптации новых работников. Отлично, если это есть в качестве наработок, однако, важно эти регламенты прописать на бумаге. Приветствуется наличие подробного видео инструктажа.

  • Подготовка системы

Здесь важно выяснить, какой системой (CRM или ERP) будет пользоваться Ваш будущий франчайзи. Вполне возможно, что он в этом совсем не разбирается. Поэтому, очень важно проработать подробную и понятную для покупателя систему учета, в которой будут вестись все продажи. Не лишним будет добавить к системе обучающий материал.

Привлечение клиентов. Проработанная маркетинговая стратегия привлечения клиентов – это Ваше преимущество над конкурентами. Очень важно, чтобы эта система работала!

Ну и конечно, важным моментом для покупателей франшизы будет слаженная система обучения будущих предпринимателей азам управления бизнесом на базе купленной франшизы. Никто не захочет лишних проблем с долгим и нудным изучением нового бизнеса.

Шаг 2. Упаковка

Вот и ключевой момент продажи бизнес-плана. Однако, и здесь стоит рассмотреть несколько этапов действий.

2.1. Анализ целевой аудитории

Когда вы знаете сильные и слабые стороны своего бизнеса, Вам будет легче найти целевую аудиторию, то есть потенциальных покупателей.

2.2. Подготовка концепции

Это своего рода краткий рассказ о выгодных сторонах франшизы, почему она лучше, чем у конкурентов, каковы сроки ее окупаемости. Иногда, именно от выгодной подачи концепции бизнеса зависит «как корабль поплывет».

2.3. Подготовка маркетинговой презентации

Презентация (или франчайзинг-кит) – это медиа-сопровождение Вашей концепции, которая отправляется потенциальным франчайзи. Ее смысл заключается в более полном представлении бизнес-проекта покупателю, передачи корпоративного «духа» и концепции.

ШШаг 3. Продажа

На данном этапе важно в любом случае пройти несколько обязательных этапов, которые в итоге приведут к заветному результату:

  • Создать сайт и презентацию (специально для продажи франшизы);
  • Продвижение (контекстная реклама, директ-реклама на различных сайтах, продвижение через известные видео-ресурсы);
  • Подключить CRM систему для ведения истории по заявкам, взаимодействия с отделом продаж и хранения базы данных потенциальных клиентов;
  • Создать отдел продаж, который будет отвечать за обработку заявок и продажи.

ШШаг 4. Оптимизация

Запуская франшизу, крайне важно оптимизировать суммы вложений в привлечение клиентов. Для этого хорошо подходят уже упомянутая CRM-система и сквозная аналитика. Здесь стоит помнить, что цена ошибки слишком велика, поэтому данному процессу всегда нужно уделять много времени.

ШШаг 5. Масштабирование

Если бизнес пошел и франшизы продаются успешно, потребуется расширение масштабов Вашего бизнес-проекта. С ростом продаж появится потребность в формировании соответствующего отдела, найме отдельного маркетолога и расширении штата линейного персонала.

Правильное выполнение всех вышеперечисленных этапов гарантирует практически 100%-ый успех в продаже франшизы, а проданная франшиза окупает вложенные в ее упаковку денежные средства. По статистике, трудности возникают при продаже первых трех франшиз, а дальше – дело за малым.

Автор: Маркеев Александр, управляющий партнер Центра Развития Франчайзинга

0
3 комментария
Aleksey Klimov

и получится Макдональс!

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Панков

Хотел написать комментарий, а получилась статья на тему юридических аспектов "упаковки" франшизы.
https://vc.ru/legal/47172-franshiza-bez-tovarnogo-znaka-vozmozhno-li

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Карташев

Отличная статья! Если интересна эта тематика, то здесь перечислил все этапы и материалы которые нужно создать при упаковке франшизы https://vc.ru/marketing/715241-kak-upakovat-franshizu-ili-5-shagov-k-ee-sozdaniyu

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда