Cloud native: облако — дом для новых бизнес-моделей

Доступность виртуальной инфраструктуры предопределила появление новых бизнес-моделей, подробнее о которых мы поговорим в этом материале.

В последние годы приставка «облачный» сопровождает практически каждое описание популярного сервиса или приложения. Но, несмотря на агрессивный маркетинг, облачные стеки и построенные на них платформы поменяли действительно многое в том, как работают современные компании.

<i> Фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.flickr.com%2Fphotos%2Fanieto2k%2F8624484494%2F&postId=45826" rel="nofollow noopener" target="_blank">Andrés Nieto Porras</a> CC BY-SA</i>
Фото: Andrés Nieto Porras CC BY-SA

JIT-сервисы: «сотрудник на час»

Одно из фундаментальных качеств облака — абстракция его инфраструктуры от конечного пользователя. Пользователи (как отдельные люди, так и компании) не обязаны разбираться в виртуализации и в том, как автоматизированы сервера. «Железная» форма отходит на второй план, остаётся только результат.

Именно такая идеология дала нам стартапы категории «Uber для X». Большая часть из них опирается на мобильные приложения как на «окна доступа» в облако, где производится основная часть «работы».

Uber и его многочисленные аналоги ввели в панику рынок городского такси. Сервисы доставки еды, работающие по аналогичной модели, создали открытый рынок для малого ресторанного бизнеса. Проекты вроде TaskRabbit и Handy сделали рынок физического труда чуть более прозрачным и доступным.

Эти стартапы положили начало так называемой gig economy, в основе которой — люди, зарабатывающие на жизнь решением большого количества мелких задач. Фактически их нельзя назвать сотрудниками компаний, через которые они берут заказы, что делает эту модель еще более привлекательной и упрощает работу HR. Пользователей подобных сервисов также радует низкая стоимость представляемых услуг. И хотя реальность таких проектов далека от фриланс-утопии, которую эти компании рекламируют, gig economy в связке с облаком позволили небольшим проектам составить серьезную конкуренцию крупным и известным сервисам.

Хостинги: «умная тарификация»

Хранение данных: freemium сервисыЕсли говорить простыми словами, облачные технологии — это комплект программ, позволяющих автоматизировать серверную виртуализацию. С их помощью можно за секунды создать новый виртуальный сервер и начать его использовать для решения задач бизнеса, хранения данных или даже поддержания личного сайта с самым обыкновенным Wordpress-блогом.

Раньше заказ хостинга был достаточно длительным и мучительным занятием. Облачная автоматизация ускорила процесс, высвободила дорогостоящее время системных администраторов, и, тем самым, снизила цены для конечного пользователя. Так как создание, удаление и копирование серверов стало практически моментальным, облачные хостинги ввели «умную тарификацию».

<i>Фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.flickr.com%2Fphotos%2Fter-burg%2F8969255657%2F&postId=45826" rel="nofollow noopener" target="_blank">Sebastiaan ter Burg</a> CC BY </i>
Фото: Sebastiaan ter Burg CC BY

Виртуальная инфраструктура избавляет пользователя от необходимости покупать оборудование и обслуживать его. Здесь вы платите только за те ресурсы, которые использовали для решения своих вычислительных задач, или только за тот трафик, который пришел на ваш ресурс: например, в приложение, медиа, блог или корпоративный сайт.

Хранение данных: freemium сервисы

Многие из вас, должно быть, помнят файловые хранилища нулевых. Файлы загружались целую вечность, автоматически удалялись в случае невостребованности, а скорость скачивания ограничивалась. К счастью, особенности облачной архитектуры поменяли ландшафт этой индустрии.

Виртуальные машины изолированы от железа, на котором они «живут». В то время, как физический сервер в ходе эксплуатации требует ручной замены компонентов, облачные ресурсы можно масштабировать автоматически, пока есть откуда их черпать.

Эта модель позволила таким бизнесам, как Dropbox, адаптировать freemium модель монетизации. Стоимость премиум-подписки фиксирована и не зависит от того, сколько ресурсов потребляет пользователь. Разницу между подпиской и актуальными затратами в Dropbox используют, чтобы обеспечивать окупаемость сервиса и предоставлять доступ к части услуг бесплатно. Такой подход к монетизации — исключительно «облачное» новшество.

Онлайн-видео: гибкость и независимость

Одной из главных «звезд» облачных технологий был и остаётся Netflix. Он является идеальной иллюстрацией возможностей новых облачных архитектур и формата подписки. Конечно, «телевидение на компьютере» существовало и до Netflix, но назвать его полноценным или удобным было сложно.

Еще в 2015 году в прайм-тайм Netflix занимал больше трети американского трафика. При старой технологической парадигме стриминговый бизнес подобных масштабов был бы невозможен — постоянно поддерживать такое количество ресурсов было бы попросту убыточно.

Кроме того, модель подписки обеспечила Netflix ранее невиданную свободу в производстве ТВ-контента. Независимость от больших медиа-групп и отсутствие традиционной рекламы привели к тому, что рейтинги индивидуальных программ потеряли свою важность. Пока на платформе присутствует несколько массовых «хитов», создатели оригинального контента могут идти на творческие риски. Благодаря этой свободе появилось намного больше некоммерческих сериалов с высокой художественной ценностью. Многие критики считают это свидетельством «телевизионного ренессанса».

Реалити-медиа: сам себе «Дом-2»

Облачные технологии сделали прямые видеотрансляции доступными любому желающему. Если у вас есть доступ к скоростному интернету (или просто 4G смартфон), у вас есть и шанс прославиться. Кто-то стримит онлайн-игры, кто-то постит свой ужин, кто-то — шахматные партии.

Приложения для «казуального» стриминга, вроде Musical.ly, пользуются большой популярностью среди подростков. Но и Facebook возлагает на свой live-streaming функционал большие надежды.

Людей, прославившихся в Сети, за неимением более точных терминов называют «влиятельными» (influencers), и их на удивление много. Звезды стриминга зарабатывают на пожертвованиях фанатов. Если хочешь, чтобы твой кумир обратил на тебя внимание, можно послать ему донат в форме внутренней валюты того или иного сервиса.

Стоимость этих виртуальных денег вполне реальная, а с учетом сумасшедших фанатов, раскидывающихся родительскими деньгами, популярные видеостримеры зарабатывают приличные суммы.

Облачный гейминг: аренда 2.0

Подписчики онлайн-сервисов Sony и Microsoft бесплатно играют в релизы, стоящие десятки долларов при обычной покупке. Такие сервисы позволяют геймерам разнообразить свою библиотеку за небольшую месячную плату, и являются отличным источником дополнительного дохода для самих компаний. Это — фактически «клубные» продукты, которые вовлекают подписчиков в корпоративную культуру, что, в свою очередь, приводит к повышению их заинтересованности в продукции бренда.

Набирает популярность и полноценный стриминг компьютерных игр. Такие сервисы, как LiquidSky и PlayStation Now превращают офисные компьютеры в игровые, исполняя весь код «в облаке». Вместо покупки дорогостоящих консолей и видеокарт можно просто купить подписку на один из этих сервисов. Правда, для того, чтобы ими пользоваться, нужно иметь высокоскоростное интернет-соединение.

Стриминг: музыка звезд

Аудиостриминг современных масштабов и объемов был бы также невозможен без облачной инфраструктуры. Многие больше не видят смысла покупать музыку (один альбом стоит как месяц доступа к сотням песен) или слушать радио (где невозможно отключить рекламные блоки или повлиять на эфирную сетку).

Стриминг стал последнем гвоздем в гробу компакт-дисков, превратившихся в эзотерические предметы. И даже несмотря на возрастающую популярность винила, можно смело заявить, что именно стриминг-данные будут главной метрикой музыкального рынка будущего.

<i>Фото: Pixabay, <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcreativecommons.org%2Fpublicdomain%2Fzero%2F1.0%2F&postId=45826" rel="nofollow noopener" target="_blank">CC0</a> </i>
Фото: Pixabay, CC0

Сервисы такого типа распределяют деньги в зависимости от количества прослушиваний, чем многие недовольны. Запись альбома — дорогое удовольствие, и для многих нишевых исполнителей коммерческий успех стал ещё менее достижимым. Центр власти музыкальной иерархии сдвинулся ещё дальше от самих музыкантов.

С другой стороны, эти платформы для глобальной дистрибьюции с низким порогом входа практически убили музыкальное пиратство. Ранее каталоги такого масштаба были недоступны как независимым музыкантам, так и слушателям. Лицензионные ограничения стали намного более либеральны, а доступность облачных серверов превратилась в общую доступность музыки.

О чем еще мы пишем в блоге Mail.Ru Cloud Solutions:

77
2 комментария

При чем тут облака, совершенно непонятно — ведь "облако" это фактически хостинг и все. Если ты убер или дропбокс то тебе все равно нужно будет держать команду людей которые хорошо разбираются в сетях и железе, даже если ты хостишься на AWS.
Большинство сервисов перечисленных в статье хостятся на AWS, так что лучше статью переименовать в "AWS для новых бизнес моделей". Но ведь AWS — это не только и не столько облачный хостинг, сколько дополнительные сервисы, такие как VPC, S3, SQS и тд. Для того чтобы стартап запустить вам не обязательно нужно "облако", вполне можно жить на своем железе. Именно AWS сделал революцию в облачных платформах и все остальные, а остальных всего двое — это GCP и Azure оказались в положении (до сих пор) догоняющих.

Netflix это вообще очень отдельная история, это один из крупнейших заказчиков AWS и действительно они считают что тратиться на свою инфраструктуру нет смысла (в основном из-за человеческого ресурса который потребуется на миграцию), это исключительный кейс, их счета за AWS достигают десятков миллионов $ в месяц. Так же не забываем что биллинг у них хостится в своих датацентрах.
Еще, например, Dropbox уехал в свои датацентры. Etsy тоже жили в своих датацентрах но переезжают в GCP. GitHub жили и живут в своих ДЦ уже десять лет и им это вовсе не мешает успешно делать бизнес.

В частности, мейл.ру, насколько я помню (не берем хостед k8s) не предоставляет VPC и вообще ни один из российских провайдеров облачных услуг не дает VPC (кроме Яндекса который пока что в бете).

В целом я бы сказал что для бизнеса хороши не IaaS а PaaS типа Heroku которые позволяют до определенного порога спокойно добавлять себе железок не задумываясь об администрировании вообще от слова совсем.
IaaS современные требуют уже разработчиков которые хорошо в них разбираются чтобы это все работало как надо.

Ответить

На Mail.Ru Cloud легко построить VPC, как для Kubernetes, так и для всех остальных сервисов IaaS-уровня и Big Data (Hadoop + Spark). Фактически вы можете создать несколько виртуальных частных сетей (https://help.mail.ru/infra/settings/networks) без белых IP-адресов, а также настроить VPN (https://help.mail.ru/infra/settings/vpn) для подключения к машинам в этих сетях из офиса или другого ЦОД.

1
Ответить