iPhone за год подорожал на 10%. А как доллар влияет на цены в российских интернет-магазинах?
Росстату бы не понравились такие цифры
+6,9%
При чем здесь iPhone
Его удобно взять за пример. Новый базовый iPhone XS после презентации стоит $999. Столько же год назад стоил базовый iPhone X. Для российского официального рынка цена выросла на 10%: было 79 990 руб., стало 87 990 руб. Похоже, причина в росте доллара: за год он подорожал на 17,3%.
Официальная годовая инфляция в сентябре 2018 года ожидается в пределах 3,2–3,3% (сентябрь к сентябрю). При расчётах Росстат смотрит в том числе на стоимость «смартфона» (возможно, что и iPhone), «компьютера планшетного», одежды, обуви и даже кормов для животных. То есть на то, что многие покупают в интернете.
Стало интересно, как меняются цены исключительно в интернет-магазинах — без учёта условной «говядины бескостной» и «газа сжиженного», которые Росстат тоже считает. Ну и как эти цены зависят от скачков валюты.
Как мы считали
Посмотрели чеки, которые пробивали курьеры интернет-магазинов при доставке. На онлайн-кассах и планшетах курьеров установлено наше «кассовое» приложение Grotem / Express.
Потом сравнили цены на товарные позиции, которые были в чеках в сентябре 2017-го и сентябре 2018-го. Среди них товары для детей и животных, спорттовары, инструменты, автомобильные аксессуары, медицинская продукция, электроника, включая смартфоны. Всего около 5 тысяч товарных позиций (SKU).
Отдельно сравнили сентябрьские и августовские цены с июльскими. Ведь в августе–сентябре 2018-го был скачок валюты из-за очередных санкций: средневзвешенный сентябрьский курс доллара выше на 7,6%, чем в июле. В этот раз в выборке оказалось 10 тысяч SKU.
Что получилось
Выяснилось, что за год цены в российских интернет-магазинах выросли на 6,9% (сентябрь к сентябрю). Ситуация грустнее, чем с потребительской инфляцией.
На резкий скачок курса интернет-магазины отреагировали повышением цен почти на 1,6% (сентябрь к июлю 2018-го). Это же половина годовой потребительской инфляции от Росстата!
А как вы ощущаете инфляцию в российских интернет-магазинах?
Автор — директор по развитию Grotem.