Как создать Super app и для чего он нужен

В каждом смартфоне установлены десятки мобильных приложений. С их помощью мы переводим деньги, измеряем число пройденных шагов, играем с дополненной реальностью. Но есть на экранах наших телефонов и особенные иконки. За ними целые экосистемы цифровых сервисов – Super app. Как они появились и зачем нужны?

Новая версия мобильного приложения «МегаФон Life 3.0». Superapp от компании «МегаФон Таджикистан».
Новая версия мобильного приложения «МегаФон Life 3.0». Superapp от компании «МегаФон Таджикистан».

На все случаи жизни

Мобильным приложениям (mobile app) столько же лет, сколько самим смартфонам. Часто они создавались как «телефонные» версии веб-сайтов и ограничивались какой-либо одной услугой или сферой. Это, к примеру, игровые приложения, платёжные сервисы, «аппы» для проверки электронной почты или организации онлайн-совещаний. Набор иконок у каждого свой, но факт остаётся фактом: мы используем множество приложений, которые помогают работать, общаться, развлекаться, решать самые разные бытовые вопросы. Теперь можно не запоминать, когда поливать комнатные растения или кормить кошку – смартфон напомнит. Одним словом, приложений появилось столько, что потребовались «магазины», где их можно выбрать и скачать.

Среднестатистический абонент пользуется смартфоном 3 часа 10 минут каждый день. Приложения занимают примерно 90% этого времени.

Кстати, знаете, сколько вообще mobile app существует сейчас в мире? В App Store доступно 1,96 млн приложений, в Google Play – 2,87 млн. Итого – почти пять миллионов!

Конечно, далеко не всем владельцам смартфонов нужно столько «аппов», тем более что некоторые фактически дублируют друг друга. А иные выглядят не более чем шутка. Так, сильно на любителей рассчитано приложение, предлагающее подбросить свой смартфон как можно выше и измеряющее высоту полёта. Называется оно многообещающе – S.M.T.H., что означает send me to heaven, «отправь меня в рай». Хотя лучше не рисковать. Но и без учёта таких «перегибов» число приложений, реально полезных и нужных, весьма велико. Неудивительно, что в один прекрасный момент появилась идея объединить хотя бы несколько «аппов» в суперапп.

По оценкам экспертов, к 2023 году мировой рынок мобильных приложений достигнет $935 млрд.

Кто «выращивает» супераппы

Первые суперприложения появились в странах Азии. Среди пионеров – Alipay, созданный группой Alibaba ешё в 2004 году, китайский же суперапп WeChat, индонезийский Gojek для финтех-платежей и «транспортный» сингапурский Grab. То есть начиналось всё с безналичных расчётов, общения, заказов такси и еды, в дальнейшем обрастая новым функционалом вплоть до телемедицины.

Опыт показал, что решать разные вопросы «в одном окне» намного удобнее, чем переключаться между приложениями. Да и для компаний появляется новый стимул к развитию и открытию дополнительных направлений бизнеса. Скажем, кроме бронирования в ресторане столика на двоих можно предложить клиенту цветы для спутницы и такси для доставки домой после ужина. Видя такие перспективы, свои Super app начали запускать крупные компании по всему миру. В России, например, этим занялись Сбербанк, «ВКонтакте» и Яндекс. А в странах Центральной Азии пионерами стали мобильные операторы.

Последнее вполне объяснимо: услуги телеком-компаний давно не ограничиваются голосовой связью и другими «простыми» сервисами типа SMS. На базе мобильного интернета создаются сложные экосистемы цифровых услуг. Нужно пополнять баланс? Логично появляются финтех-сервисы и мобильные кошельки, функционал которых намного шире первоначальной задачи простого пополнения счёта. Клиенты хотят самостоятельно менять тарифы, подключать дополнительные услуги, контролировать расходы? Пожалуйста – вот для этого личный кабинет. Хочется звонить через интернет, экономить на международных вызовах? И это решаемо – в приложение добавляется мессенджер. Так из отдельных дополняющих друг друга функций и вырастает настоящий Super app.

В 2021 году в число самых скачиваемых приложений в Таджикистане на платформе Android вошли Expresspay, «Somon Объявления», AlifMobi и «Эсхата Онлайн». На iOS – «Somon Объявления», DC Wallet, Alif Mobi, Formulla 55. На обеих платформах ТОП-5 возглавил Super app «МегаФон Life».

Сложно создать, непросто повторить

Итак, суперприложение – это удобно, потому что оно открывает доступ ко всем сервисам цифровой экосистемы. Больше не нужно «прыгать» между разными «мини-приложениями», периодически обновлять каждое из них, запоминать пароли, расположение кнопок и разделов. Кроме того, Super app – это выгодно, потому что их создатели предлагают бонусные и партнёрские программы. Можно получать скидки, кешбэк или баллы, которые затем обмениваются на что-нибудь нужное, например, на мегабайты интернет-трафика. И удобство использования, и всевозможные бонусы – явное конкурентное преимущество для компаний. Почему же супераппов пока так мало, в частности, в Таджикистане?

Во-первых, эпоха суперприложений только начинается. Даже словари пока не определились, как правильно писать это название – по-английски или на родном языке, слитно или раздельно. Во-вторых, чтобы запустить Super app, требуются серьёзные вложения и сильные команды разработчиков. Достаточно сказать, что одному из таджикских операторов для создания новой версии суперприложения собственными силами потребовалось полтора года и 20 000 рабочих часов. В дальнейшем тестировании версии 3.0 участвовали более 80 сотрудников компании. Далеко не у всех операторов есть такие финансовые, временные и человеческие ресурсы. Зато абоненты получают не просто мобильное приложение, а уникальный многофункциональный продукт, который будет сложно скопировать конкурентам. А тот, кто хочет оставаться лидером, должен стремиться именно к этому.

В 2021 году по всему миру мобильные приложения скачали более 218 миллиардов раз. В среднем на одном смартфоне установлено около 80 приложений.

11
1 комментарий

По поводу супер аппов двоякое мнение, вроде как и надо, но вроде как и в банковском приложении это не надо, вопрос удобства

1
Ответить