Синтез театра и новых медиа технологий — кейсы из мировой и российской практики

Инновации уже давно проникли в сферу искусства, затронув в том числе театральные постановки. Видео-проекция, LED-приборы, нейросеть, трекинг-система — сейчас это уже «база» современной сценографии. На примере четырех постановок рассмотрим, как объединение мультимедиа и классического искусства создают уникальный опыт и для зрителей, и для артистов!

Фото с оперы «Турандот» в Санкт-Петербурге

Сны спящей красавицы

Главная звезда постановки - медиаискусство

KentGBecker

От классического здесь осталось только непревзойдённое балетное мастерство Дианы Вишнёвой и Marcelo Gomes.
В 2017 году Нью-Йорк увидел премьеру спектакля румынского хореографа Edward Clug «Сны спящей красавицы» по мотивам балета Чайковского, только:

🔸 вместо узнаваемой музыки зрители услышали нечто в стиле современных Берлинских ночных клубов от Thijs De Vlieger участник коллектива Nosia

🔸 вместо привычных физических декораций - LED-экраны

🔸 за интерактивное взаимодействие с «декорациями» отвечали технологии захвата движений motion capture от Noitom и трекинга мультимедиа от BlackTrax.

🤖Всё аудио-визуальное содержание - от небезызвестного Tobias Gremmler. Часть контента готовилась заранее, но в основном он жил своей жизнью. Движение аватаров на экранах осуществлялось через:

▪ технологию Perception Neuron, где движение всех частей тела танцоров отслеживалось 17-ю инерционными датчиками

▪ трекинг BlackTrax, где ИК-датчики определяли местоположение танцоров и их ориентацию на сцене, чтобы: обеспечивать авто-подстройку контента на экране, управлять светом и даже 3D звуком!

Можно смело сказать, что это экспериментальный и очень любопытный пример синтеза 🎭театра и 🔮мультимедиа. Риск оправдался: «Сны спящей красавицы» имели успех по всему миру, в РФ премьера состоялась 20.09.2019.

Opera Australia

Opera Australia — крупнейшая оперная труппа Австралии, представляющая более 600 постановок в год. С 2012 года они организовывают проект «Handa Opera on Sydney Harbour» — open-air театр, расположенный в самом центре Сиднея.

Каждая постановка сопровождается невозможной красоты сценографией и впечатляющим пейзажем!

Одна из самых захватывающих опер на открытом воздухе!

газета Time Out

🔸За все годы были поставлены такие оперы, как: Травиата, Кармен, Аида, Турандот, Призрак оперы

🔸Сцену «Кармэн» освещало 1320 метров LED освещения

🔸Люстра в центре сцены «Травиаты» весила 3,5 тонны и поднималась в воздух 22-тонным краном. Девятиметровую красавицу усыпали 10 000 кристаллов Сваровски.

🔸В «Турандоте» для дракона и башни создавался моушн-дизайн и 3D мэппинг компанией flora&faunavisions — по ссылке подробное описание этого кейса

Handa Opera — замечательный пример того, как открытая площадка дает по-новому взглянуть на театральные постановки, реализовать идеи, которые ранее ограничивались стенами залов, и использовать мультимедиа технологии в большем масштабе, привлекая аналоговые спецэффекты ✨

Эйнштейн на пляже

✨«Воплощенная мечта сюрреалиста» — театр Базеля воссоздали знаменитую оперу «Эйнштейн на пляже», представив новую версию на Берлинском и Венском фестивалях.
Еще в 1976 году композитор Филипп Гласс и режиссер Роберт Уилсон впервые представили эту постановку — она нарушала все правила оперы и не соответствовала классической структуре, тем самым погружая зрителей в некий транс.
⏳А уже в 2022 году режиссер Сюзанна Кеннеди и художник Маркус Селг, используя свой неповторимый стиль, стерли границы между реальностью и симуляцией, дав возможность вновь пережить время как нелинейное, чувственное явление.

Этого удалось достигнуть в том числе с помощью мультимедийных технологий:

🔸LED-экраны, проекция на стену и 3D-мэппинг на «портал» с аутентичным контентом Маркуса Селга — дополняют общую арт-композицию оперы;

🔸Башни со световыми приборами - свет играл большую роль: обратите внимание, как подобранные цвета поддерживают настроение каждого акта, а направление света буквально управляет вниманием зрителей.

📌 Стоит отметить уровень иммерсивности постановки — каждый зритель мог подняться на сцену, и либо ходить по вращающемуся сценическому кругу, либо присесть на «камушек» прямо рядом с актерами.

Поистине удивительная опера, с длинной историей, актуальными смыслами, которые успешно раскрылись благодаря артистам Базеля, музыкальным композициям, и, конечно же, мультимедиа! 🔮

Русские «Шахматы»

«Бродвей Москва» представила свою версию постановки Бенни Андерссона, Бьёрна Ульвеуса (ABBA, Mamma Mia!) и Тима Райса в Театре МДМ. Это эпическая музыкальная драма о захватывающем соперничестве русского и американского гроссмейстеров во время холодной войны между СССР и США.

Борьба за шахматную корону и закулисные политические игры становятся фоном для волнующей истории любви, в которой герои вынуждены принимать непростые решения.

⚡С момента премьеры «Шахматы» посетили более 500 тысяч зрителей, а сыграли его уже 500 раз!

⚡Мюзикл получил 3 премии «Золотая маска», и множество восторженных отзывов зрителей и критиков

Отдельно выделяют масштаб и зрелищность постановки, которая была достигнута в том числе благодаря мультимедийной трехуровневой сценографии:

🔸250 квадратных метров LED и проекционных экранов, снабженных трекинг-системой

🔸200 акустических систем мощностью 100 киловатт

🔸500 элементов одежды!

Кстати, техническим супервизором «Шахмат» является Стано Кушик, который работал над созданием церемоний открытия и закрытия Сочи-2014, конкурса «Евровидение» и концертов Бейонсе.🎉

Коллаборация мультимедиа и театрального искусства с каждым годом наращивает свои обороты, в России уже реализованы сотни совместных проектов и увидеть вживую новую, технологичную оперу можно во многих крупных городах нашей страны!

А как вы относитесь к современным тенденциям в тетральной сфере? Если вам уже удавалось посещать оперу с использованием новых технологий — поделитесь впечатлениями и фото в комментариях 🙌🏻

Больше кейсов синтеза театра и мультимедиа, а также новости о конкурсе для мультимедиа-художников и режиссеров — в Telegram-канале Digital Opera

0
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда