Реально ли провести 8000 вебинаров за 3 года?
Олег Брагинский, основатель Школы Траблшутеров, написал, что провел за 3 года 8000 вебинаров.
Нам стало любопытно, как он это сделал. Поэтому мы взяли интервью у Олега.
Первый вопрос - почему Олег перешел в онлайн?
Оффлайн занятия проводил в режиме трёх дней в неделю:
- мастер-класс на три часа в четверг вечером на Арбате, в центре Москвы
- камерные десятичасовые занятия на выходных в пределах Садового кольца.
Офлайн мастер-классы задумывал для популяризации траблшутинга. Задача решена и необходимость отпала. Надо было остановиться чуть раньше - начал понимать почему известные люди так не любят папарацци. Теперь половину времени провожу в Сети.
- Прочитал, что вы провели 8’000 часов вебинаров и консультаций. Как вам это удаётся?
С 1983 года живу без выходных. Регулярное вещание знаний выглядит так:
- подкасты пишу по два 30 минутных ролика во вторник и четверг
- вебинар на 1 час в четверг
- занятия по 10 часов в субботу и воскресенье.
С 15 сентября 2015 года (момента запуска Школы траблшутеров) накопилось 5’200 часов. Ещё 2’900+ часов - сольные выездные мастер-классы, конференции, внешние вебинары и обучение по скайпу.
- Какие инструменты используете кроме Скайпа?
Скайп использую для подключения иногородних и занятых на занятия в Москве до пяти человек.
Вебинары, бизнес-разборки и интервью пишем через Google Hangouts.
Индивидуальные занятия провожу через Zoom.
Вебинары с демонстрацией презентаций и групповым чатом - ClickMeeting.
- Что делаете сами, а что делегируете?
Отличный вопрос! Когда был наёмным начальником делегировал много. В обучении стараюсь всё делать сам. Мечтаю не о помощниках, а коллегах, слежу за тем, чтобы у всех членов команды был свой Продукт и свой Процесс.
- Как вовлекаете студентов?
Они делают самостоятельные работы:
- Даниил - руководит питерским филиалом, ведёт переписку Школы, формирует расписание, учитывает финансы, отчитывается перед налоговой
- Александр - пишет сайт, интегрируется, решает технические вопросы
- Евгений - отвечает за визуальное представление Школы в Сети
- Андрей - систематизирует учебные материалы в Каталоги и Видеопедию
- Максим - редактирует аудиозаписи, осуществляет переводы
- Сергей - закрывает разовые задачи по программированию.
На мне:
- выступления и личные консультации
- написание презентаций и статей
- ведение занятий и вебинаров
- начитка аудиоматериалов.
- Есть ли в ваших курсах домашние задания? Сколько занимает их проверка? Как проверяете?
Во время первых трёх наборов давал ученикам задания, но столкнулся с классикой общеобразовательных школ: даже на платном обучении не все готовы заниматься дома. Очередные три набора получали задачник как обязательное условие для участия в ежегодном кубке траблшутеров.
И вот уже три набора, как домашние задания ученики делают в группах со стажёрами, не вовлекая меня в процесс.
- Как готовитесь перед началом вебинара?
Задумывая вебинары, размышлял: “Что бы сделать не так, как все?” Придумал фишку: на сайте Школы проводим голосование из 10 тем. Сажусь вещать, включаю камеру, при всех узнаю тему и начинаю говорить. Первые минут пять собираюсь с мыслями, затем идёт легче.
- Как составляете программу обучения?
Над программой обучения размышлял 18 месяцев в 2014 и 2015 годах. Составил матрицу из 625 навыков. Теперь ежедневно пишу:
- пару десятков слайдов - их уже 12’200+
- статью - накопилось 920.
Т.е. создав план, выполняю его, не задумываясь. По каждому навыку создаю:
- три статьи по 6’000+ символов
- презентацию на 100+ листов
- интервью
- вебинар
- подкаст.
Пока всё идёт согласно задумке.
- Как добиваетесь доходимости студентов до конца курса?
Ничего специального не делаю. У нас слишком много навыков, чтобы каждый ученик осваивал все. Индивидуально прорабатываем план занятий, передаём Даниилу, который напоминает школьникам о приближении даты обучения.
Наши сертификаты устроены как карта метро - видны линии основных интересов и пройденные навыки, как станции подземного транспорта. Визуально видны пропуски, которые подсознательно хочется заполнить.
- Как продаёте свои курсы? Что работает лучше всего?
Продаж нет категорически. Я против маркетинга во всех проявлениях. Речь не о пирожках, а навыках сверхэффективности. Найти Школу - квест, удержаться - вызов, отсев - 99%. Благодаря ажиотажу отбираем лучших. “Продаёт” личный пример, публикации кейсов, выступления в закрытых клубах.
- Как тестируете аудиторию? Как знаете, что им нужно?
Принципиально не тестирую. Все хотят бесплатно или дешевле скоронавыки и прочую банальщину. Большинство людей даже не догадываются, чему можно научиться. Когда-то Генри Форду задали вопрос: “Вы спрашивали, что нужно клиентам?” Магнат среагировал так: “Они бы сказали, что мечтают о более быстрой лошади!” Предпочитаю не идти за рынком, а формировать волну. Победитель получает всё ;)
- Какие тренды онлайн образования прогнозируете на 2019-2020?
- Пошла очередная волна влюблённости в онлайн образование. Не верю, что можно учить нестандартности и мышлению таким образом. Опытным путём мы пришли к выводу, что группы более 10 человек не обучаемы. Каждому достаётся слишком мало внимания и шансов проявить себя.
- Второй негативный тренд - инфоцыгане, работающие с эмоциями, обучающие в танце. Избегаем их как чёрт ладана. Сторонимся всеми силами, хотя заманивают коврижками. Похожи на клонов Чумака.
- Третий - блокчейн. Придумываются журналы успеваемости, валюта вместо оценок, учеников поощряют материальными подарками. Жаль, учиться нужно для себя, а не для получения очередного гаджета.
- Четвёртый - виртуальная реальность. Вроде бы неплохо, но качество графики утрировано, поэтому дети не могут определить животных в зоопарке. Им кажется, что ёжик должен быть в шортиках, а пони - розовыми.
- Где видите своё онлайн образование через 5 лет? Что это будет?
План развития Школы составлен до 2028 года, поэтому знаем, что и когда делать. Каждый набор добавляются навыки, подкреплённые презентациями, вебинарами и подкастами. Работаем над расширением географии, переводом на другие языки. Строим славянский Гарвард.
- Есть ли опыт перевода/вещания на других языках? Насколько это успешно?
С 2020 года планируем вещать всё больше не на русском. Пока готовим плацдарм. Четверть статей и несколько сборников учебных материалов уже переведены на многие языки. Лучше всего получается с Китаем. Там наши знания востребованы и ценны.
- Ваши личные лучшие практики онлайн образования? Лайфхаки.
- давать выбор будущего вебинара из 10 тем и вести его влёт - повышает вовлечённость, ведёт к созданию коалиций голосователей
- отвечать на вопросы не по теме - привносит в эфир страсть, вопросы и желание попасть в онлайн
- закрывать доступ к вебинару при появлении очередного - аудитория торопится изучить видео пока есть шанс
- вести разные передачи для различных возрастов - кому-то нравится темп в 160 слов в минуту, кто-то желает узнавать меньше деталей
- информировать о будущих событиях исключительно на сайте - возникает ажиотаж, чтобы узнать где, когда и что произойдёт.
- Как общаетесь со студентами во время курса между занятиями? Рассылки, подкасты, видео-обращения?
Общение со студентами между занятиями исключено. В Школе я доступен для общения на учебные темы, в рабочие дни - общаюсь только с клиентами “Бюро Брагинского”.
У нас две рассылки:
- академическую ведёт Даниил - сообщение о предстоящих занятиях и полезные материалы для самостоятельного обучения
- мотивирующейся занялся Максим - пытает меня по ночам на тему того, почему поступаю так или иначе в проектах и излагает это письмами.
- Почему студенты выбирают именно вас?
Причин несколько:
- к нам тяжело попасть, многим отказываем, скидок не даём
- выпускники демонстрируют рост доходов, карьеры, мудрости
- нигде более лектор не читает две сотни навыков “в одном флаконе”.
- Где берете материалы для своих курсов?
Крупнейшие издательства и лучшие авторы присылают книги до их печати на рецензии. Читаю до 10 штук в неделю. Уже освоил 18’600. На каждый навык отведена папка, куда складываю подходящие книги. Компилят книжных знаний + опыт проектов = основа презентаций. Безусловно, плагиата много, но мы и не заявляем, что придумываем методики. Аристотеля упоминаем каждые 5 часов.
- Как добиваетесь того, чтобы студенты действительно получили знания.
С каждым студентом знакомимся: узнаём сферу интересов, индустрию занятости, намерения и ожидания от Школы. Презентации перекраиваю на ходу, чтобы давать не теорию, а информацию немедленного применения. Если излагать сочно, подкрепляя материалами проектов, а не абстрактными графиками, глаза загораются так, что свет можно выключать.
- Какие ваши курсы наиболее популярны?
Есть две статистики: оплаченные занятия и просмотренные подкасты.
Популярные навыки очного посещения:
- Траблшутинг, Big Data, Личная эффективность
- Продажи, Провокация, Типизация
- Стартапы, Криптовалюта, Мотивация
- Стратегия, Выступление, Здоровье
- Личные финансы, Коммуникация, Бренд.
Топ в онлайне иной:
- Скорочтение, Геймификация, Скоронавыки
- Траблшутинг, Лояльность, Фотография
- Личная эффективность, Инвестиции, IQ
- Блокчейн, Воспитание, Коммуникация
- Бренд, ТРИЗ, “Бирюзовые организации”
- Как вы думаете, почему именно они?
Даже думать не хочу. Статистику смотрю ретроспективно. Задача - научиться преподавать 625 навыков. Не готов подстраиваться под интересы аудитории. Те, кому нужна “быстрая лошадь” могут учиться в другом месте. Сосредоточусь на взращивании успешных, а не популистов.
- Какие 10 советов вы бы дали начинающим авторам курсов?
Михаил, узнаю ваш фирменный стиль ;)
Поехали:
- Не делайте ставку на две-пять тем - времена монолайнеров прошли. Формируйте повестку из 16 навыков сразу.
- Учитесь говорить быстроразборчиво - рекомендую довести темп до 160 слов в минуту.
- Проводите занятия регулярно, даже если никто не приходит - дисциплина бьёт класс.
- После каждого урока в тот же день пересматривайте презентацию, припоминая, что пошло не так и меняйте слайды постоянно.
- Не платите за рекламу. Никому. С допинга не слезть. Известность ищите другими путями: благотворительные лекции, выступления в ВУЗах.
- Готовьте материала в 10 раз больше требуемого - могут прийти суровые эксперты, которые попытаются ногами забить вас при всех.
- Читайте непрерывно, ведите вебинары, пишите статьи, доказывайте экспертность ежедневно.
- Отвечайте на каждый пост в социальных сетях: назвались груздем - держите марку.
- Не обижайтесь на хейтеров, но прислушивайтесь к тому, что излагают - есть ли хоть доля истины, требующая перестройки.
- Думайте о победе, пользе, известности: “Не гордости ради, а поддержки для”.