Почему рождественские ярмарки - образцовый пример для выставочной деятельности?

Немного о рождественских ярмарках, атмосфере и фестивализации.

Рождественская ярмарка в Праге (Чехия)
Рождественская ярмарка в Праге (Чехия)

Новый год и Рождество - волшебное сказочное время, подготовка к которому начинается задолго до самих праздников. По всему миру еще в ноябре открываются рождественские ярмарки и базары, которые украшают главные площади Москвы, Вены, Праги, Нюрнберга, Амстердама, Мадрида, Чикаго и других городов. Яркие огни, пряничные домики, рождественские вертепы, ароматы глинтвейна и имбирного печенья, разноцветные карусели и множество подарков, на любой вкус и кошелек.

В этом году в конце декабря мне посчастливилось оказаться в Москве. Я гуляла по Красной площади, подолгу останавливаясь у деревянных домиков с новогодними игрушками, подарками, узорными варежками, ароматными пряниками, и думала, что вновь приду сюда завтра, потому что обойти все за одним раз - невозможно, а еще очень хочется заглянуть на мастер-класс по изготовлению рождественского печенья и покататься на коньках на главной площади страны.

И вдруг подумалось, что рождественские и новогодние ярмарки - яркий и очень показательный пример того, какими должны быть современные успешные выставки. Это не просто выставочная площадь, заполненная экспонентами, желающими продвигать и продавать свои товары и услуги, это атмосферное событие, которое полностью соответствует модному сейчас слову - фестивализация.

Конечно, место сосредоточения самых красивых и масштабных рождественских ярмарок и выставок - Европа, ведь даже маленький швейцарский город Люцерн известен своим рождественским вкуснейшим хлебом из печи, эльзасским пирогом Flammenkuchen с хрустящей корочкой и начинками, необычным глинтвейн с добавлением облепихи и пьянящим пуншем.

А знаете ли вы что…

Одной из самых старейших и популярных ярмарок в Европе является Венская рождественская ярмарка, которая ведёт свою историю с 1296 года, по праву считаясь образцовым примером подобного мероприятия. Первая рождественская ярмарка, которая сотни лет назад называлась «декабрьский базар», была открыта в Вене по указу императора Альбрехта I более 700 лет назад, и с тех пор с середины ноября до самого Рождества город наполняется сказочной атмосферой. Основные торжества, ежегодно притягивающие миллионы человек (сотни тысяч из которых – иностранные туристы), с 1975 года проходят на площади Ратуши (Rathausplatz) перед потрясающе красивой венской Ратушей.

На рождественской ярмарке на Сенатской площади в Хельсинки можно пообщаться с самым настоящим Санта-Клаусом (который, как утверждают финны, родился именно здесь), выпить стаканчик согревающего глёга под звуки праздничного духовного оркестра.

А вот рождественская ярмарка Сибиу в Румынии — очень романтичное место. Здесь можно покататься на катке, посетить детский ярмарочный парк, увидеть волшебное световое шоу и послушать рождественский концерт.

Ярмарку Манчестера (Великобритания) на Альберт-Сквер нельзя пропустить хотя бы потому, что она состоит из 300 киосков, разделенных на тематические секции: мировой рынок, французский рынок, немецкий рынок и семейный квартал с катком в Кафедральных садах. Здесь можно провести весь день и даже не заметить!

У организаторов рождественских ярмарок-выставок никогда не возникает проблем с наполняемостью - ни с участниками, ни с посетителями. А для туристов ежегодные ярмарки являются не только значительным поводом посетить ту или иную страну, но и одним из самых ожидаемых событий в году. Например в Германии в период с ноября по декабрь проходит более двух тысяч выставок, в одном только Берлине их открывается около 80, а в Гамбурге - 16. Самая знаменитая и старейшая ярмарка проходит в средневековом Нюрнберге: каждый год она привлекает примерно 2 миллиона посетителей и гостей со всего мира, а на праздничный рынок в Штутгарте ежегодно приходят от 3,5 до 4 миллионов человек.

Почему люди из года в год приезжают на рождественские ярмарки?

  • атмосфера;
  • тематические товары и услуги;
  • развлечения;
  • возможность отдохнуть всей семьей (и каждому найти занятие);
  • традиции, сложившиеся на протяжении многих лет.

Если тематическая выставка станет атмосферным событием, которое объединит единомышленников, соберет на одной площадке не просто продавцов и покупателей, а людей, являющихся профессионалами своего дела и их целевую аудиторию, если помимо выставки экспонентов в программу войдут тематические события, встречи, конференции и коворкинги, relax-зоны и интерактивные площадки, то успех гарантирован.

Это кажется очевидным, но вот пара моментов, которые я отметила для себя, гуляя по рождественским ярмаркам.

Целевая аудитория. Даже если выставка узко специализированная, она чаще всего предполагает продажу не только b2b сектору, но и частным клиентам, которым важно видеть выгоду от покупки и преимущества товара или услуги на фоне сотни других предложений. Для изучения стендов потребуется не один час, поэтому заранее нужно продумать на выставке места для отдыха, кейтеринговые точки, а также детские зоны, где родители могут оставить детей под присмотром, чтобы спокойно познакомиться с экспонентами. Это могут быть игровые комнаты, интерактивные развлекательные программы, мастер-классы по лепке/рисованию, детский кинотеатр, зона с компьютерными играми или виртуальной реальностью. Если выставка посвящена машиностроительной отрасли, пригласите клуб робототехники, которые устроят эпичную и зрелищную битву. Правда, тогда есть шанс "потерять" и взрослых посетителей :)

Атмосфера и событийность выставки. Даже тематической выставке нужна своя концепция или история, которая объединит все события. Атмосфера может сложиться из фирменного стиля, девиза или слогана выставки, подтемы (да, даже у тематической выставки может быть отдельная подтема), околовыставочных мероприятий (например, pre-party и after-party, оригинальное конкурсное соревнование среди экспонентов), единой концепции оформления всех стендов.

Специалисты Всемирной ассоциации выставочной индустрии советуют, например, организовать место, где посетители могли бы отдохнуть от выставки на самой выставке. Причем, это не должно быть просто помещение со стульями/диванами и кафе. Можно пригласить диджея, поставить фотобудку или организовать конкурс караоке, пригласить с презентацией продавцов массажных кресел или мобильный планетарий.

Будет здорово, если вы придумаете оригинальную брендированную фотозону и хэштег выставки, чтобы позже отследить отзывы и впечатления посетителей по социальным сетям.

Кроме того, можно заранее выбрать дату проведения тематической выставки, совпадающую с тематическим праздником работников той или иной отрасли. Например, Всемирный день туризма 27 сентября, День работника сельского хозяйства - 13 октября, а День работника легкой промышленности - 9 июня. Если проводить выставку в эти дни, в программу можно включить церемонию награждения лучших работников отрасли или конкурс профессионального мастерства, что привлечет и зрителей, и средства массовой информации, и государственную поддержку, в т.ч. финансовую.

Повторюсь, кажется, что всё это слишком очевидно, но даже такие мелочи могут сыграть не последнюю роль, когда экспоненты и посетители будут принимать решение - участвовать в вашей выставке в следующем году или попробовать что-то новенькое. Кстати, именно эти мелочи чаще всего забываются, когда организаторы с головой окунаются в процесс подготовки.

С наступающим Новым годом и Рождеством! Успешной и творческой работы!

55
Начать дискуссию