Удаление негативного контента — этично или не очень?

С ходу зададим вопрос: насколько этично оставлять негативный отзыв о компании, основываясь только на своих эмоциях? Не решить проблему, не помочь другим пользователям или компании стать лучше, а именно выплеснуть свои эмоции и оставить субъективное мнение. Согласитесь, не очень-то этично и нормально.

Удаление негативного контента — этично или не очень?

Приветствуем! Мы — «Репутация Москва», агентство, удаляющее негативные отзывы, видео и клевету из интернета.

По опыту можем сказать, что такое происходит очень часто, авторы пишут отзывы с целью поплакаться или специально навредить компании бесцельным отзывом. Они не хотят извинений или каких-либо решений от компании. Они пишут отзыв на эмоциях здесь и сейчас, исчезают, не оставив своих данных для связи, или просто больше не заходят на сайт. А зачем? Они уже отвели душу, удовлетворили свою потребность в высказывании личного мнения, а в остальном им начхать.

В 95 % случаев, когда мы находим автора, оказывается, что у него изначально был плохой день, а (условно) затянувшиеся сроки заказа стали последней каплей.

Чаще всего конфликт происходит не с целой компанией, а с отделом или даже определенным сотрудником. Вам доставили не тот товар — и вы побежали писать негативный отзыв о том, что компания «Рога и копыта» обманывает клиентов, специально привозя им не то, что нужно. Хотя косяк, возможно, произошел на этапе сборки или при доставке, но по шапке получили все. Авторы редко задумываются о том, что в компании кроме директора или сотрудника, с кем произошла конфликтная ситуация, могут работать десятки людей и этот отзыв также сказывается на их работе. А какой-нибудь айтишник Иван или уборщица тетя Зина даже не в курсе происходящего. Непришедшие клиенты — это не минус деньги директору, как бы этого ни хотелось, это минус з/п многих специалистов.

Что удалять этично и законно?

Негатив за деньги. Есть сайты, на которых можно написать отзыв — и ты получишь свою копеечку. А если напишешь отзыв, который наберет кучу лайков и просмотров — копеечку побольше. А какие отзывы наиболее резонансные? Верно, негативные. Люди так устроены, всем нужно хлеба и зрелищ, негатив всегда интереснее. Да и с другой стороны, вспомните, на какие отзывы вы обращаете внимание в первую очередь, когда совершаете покупку в интернете? Поэтому не стоит забывать про площадки и авторов, которые изначально топят компании с целью подзаработать чеканных монет.

Наше любимое: псевдоблогеры, обзорщики и разоблачители. Все мы знаем этих мамкиных Шерлоков Холмсов, которые делают видосики или посты о том, кто как кого обманул, кто новый Мавроди, почему эти носки приводят к раку кончиков ваших волос и так далее. Справедливости ради просим учесть, что мы не обобщаем, есть и профессионалы, к которым действительно стоит прислушаться. Как понять, что контент проплачен конкурентами или делается для поднятия просмотров и лайков? Изучите их соцсети, если более 90 % контента на их сайте — это негатив, особенно без каких-либо пруфов, то можно сделать простой вывод: тут вы не найдете правды, только шоу, как один человек любит поливать всех и вся. И да, на это бывает весело смотреть.

Сайты-помойки: специально создают или парсят негатив с целью продать вам его удаление. На таких сайтах если вы оставили отзыв, то уже не сможете его удалить. Не важно, негативный или положительный, так как в правилах прописано: «Все права на отзыв после публикации переходят к администрации сайта». Дальше админ сидит и ждет, когда придет компания с запросом на удаление и выложит кругленькую сумму. Кстати, не факт, что через год этот же сайт не восстановит контент. Или его не распарсят по другим порталам. Мы уже не говорим, что отзывы могут не соответствовать действительности, быть старыми, это может быть клевета или мнение, которое не несет в себе никакой полезной информации. Вот что аморально и неэтично.

Мы правда топим за урегулирование таких ситуаций на государственном уровне и ждем создания действенных рычагов давления или блокировки подобных сайтов. Потому что в текущей реальности получение решения суда на блокировку ресурса занимает от нескольких месяцев до нескольких лет. А развернуть тот же сайт с тем же контентом на новом домене можно за 24 часа + пара дней, чтобы занять плюс-минус те же позиции в выдаче.

Мы считаем: купить положительные отзывы — вот более сомнительная история. Такие отзывы отражают мнение компании о самой себе, что противоречит концепции клиентского мнения. Разве не это обман?

Наш вывод

У удаления, как и у всего в мире, есть как минимум 2 стороны. Можно ошибочно полагать, что удалить часть негатива = обмануть клиентов. И вообще, о всех пишут отзывы, и негативные тоже, поэтому удалять бессмысленно и неэтично. Но важно помнить, что бизнесу свойственно меняться и признавать свои ошибки, а удаление как раз помогает их исправлять. Поэтому какими бы аморальными ни считались репутационные агентства, на самом деле мы пытаемся помочь персонам и компаниям, которые осознали свои ошибки и готовы исправляться или попали под клевету. Да и наш опыт показывает: сколько ни подчищай, если человек не меняется сам или не совершенствует свой бизнес — все равно за ним придут. Если не авторы негатива, то люди в форме.

На этом все. Всего доброго, и хорошей вам репутации!

Наш YouTube-канал и VK, на которых мы размещаем лайфхаки, пошаговые инструкции и советы по управлению репутацией в интернете. Полезно предпринимателям и медиаперсонам.

44
13 комментариев

Эээ, а что, мониторинг интернета и своевременную работу с устранением проблем в сервисе, и ответами клиентам по проблемам отменили?
Явную клевету можно оспорить.
Статья выглядит, как помощь в удалении негативных отзывов. Как удаление помогает бороться с недостатками работы - тема не раскрыта.

5

Оспорить — это хороший инструмент, но не всегда рабочий. Не каждая площадка даст вам такую возможность, к сожалению. А к опровержениям на сайтах компании или в соц. сетях клиенты относятся скептически.

Но вы правы, на любое упоминание в интернете надо стараться ответить, и на позитивное тоже. Вас похвалили – скажите спасибо. На вас негатив – выскажите свою точку зрения на это. Ваши потенциальные клиенты будут видеть, что вы активны, открыты и готовы решать проблемы, которые случаются. В нашей статье мы говорим о немного других упоминаниях.

3

Комментарий недоступен

3

Уважаемые читали, этот автор как раз похож на тех, о которых мы пишем в статье)

У каждой ситуации есть несколько сторон. И в статье мы разобрали одну из сторон негатива в интернете. Мы не говорим, что все авторы хейтеры, пишут на заказ, и не говорим о том, что можно не отвечать за свои ошибки перед клиентами. Мы лишь хотели донести, что не все отзывы описывают реальность, и как с ними можно работать.

Комментарий недоступен

1

Осторожнее, мало ли, вычислят по IP и приедут просить удалить коммент

Цель была показать другую сторону рынка. Все описанное реальные случаи из нашей практики, не было цели их приукрашивать, просто как есть.