«Наемные сотрудники − не котята», или 5 признаков того, что стартап не проживет и года

В отличие от корпорации, стартап тестирует новые идеи, и не все из них оказываются жизнеспособны. Спрогнозировать, насколько перспективен замысел, пока он не протестирован на реальном рынке, почти невозможно.

Фотосток Pexels
Фотосток Pexels

Кстати, статистика Кремниевой Долины, где условия еще более суровые, показывает, что из 1000 стартапов лишь 1−2 вырастают в солидную компанию. Чтобы оказаться в числе «выживших», перед стартом надо взвесить все «за» и «против», осознанно подходить к этому шагу и идти в бизнес с четким планом действий на каждом этапе. Проблема в том, что многие начинают предпринимательскую деятельность, не имея определенного опыта, под влиянием каких-то факторов: например, надеясь, что раз у кого-то получается, значит, получится и у них. Так бывает, но далеко не всегда.

Хотя у каждой ниши бизнеса индивидуальные особенности (и их надо учитывать), есть ряд признаков, которые лишают проект шансов.

Клиенты не возвращаются

Если вы предлагаете «одноразовый» продукт, купив который, клиент к вам больше не возвращается и не приводит друзей, выжить проекту будет непросто. Потому что в любом бизнесе существует небольшая разница между тем, сколько вы зарабатываете на одном клиенте и сколько тратите на привлечение нового. Заработок основан на том, что ваш клиент приходит повторно и рекомендует вас знакомым, благодаря чему вы экономите на рекламе. Это обеспечивает рентабельность: вы продаете то, что клиентам нравится.

Например, привлечение клиента на подготовительные курсы в Москве может обходиться в 10-12 тысяч руб., обучение по одному предмету стоит в среднем 6-7 тысяч руб., обычно клиенты берут два предмета, т.е. те же 12-13 тысяч руб. Если бы оплачивался только один месяц обучения, компания бы оказалась в минусе, т.к. вся сумма уйдет на привлечение нового клиента.

Другой пример — сезонный товар: скажем, предприниматель начинает бизнес подарков, заходит в октябре-ноябре, переживает бум, потому что в эти месяцы люди покупают все, что видят. А потом сталкивается с реальностью: весь последующий год подарки никому не нужны (в лучшем случае можно рассчитывать еще на несколько праздников).

Ошибка вот в чем: надо сразу предусмотреть, что активные продажи будут только 3 месяца в году и акцентировать всю работу в этот период, но не снимать площадей, не нанимать сотрудников на круглогодичную работу и т.д. Или заранее продумать, чем в течение года занимать арендованные площади и персонал.

Не ведется учет показателей

В подавляющем большинстве у начинающих предпринимателей нет четкой системы учета: не фиксируются доходы и расходы. В результате можно оказаться в ситуации, когда вы только предполагаете, что деньги у вас есть.

Например, клиенты оплачивают абонемент в фитнес-клуб на год вперед. От эйфории (сразу столько средств на счету!) вы даете рекламу на телевидении, а в конце года (или в один из последующих месяцев) оказывается, что выплатить зарплату сотрудникам нечем , т.к. денег, поступивших в сентябре, уже нет. Причина — неспрогнозированные расходы на последующие месяцы.

Чтобы понять, что вы можете себе позволить и в бизнес-расходах, и в личных (если выводите средства из бизнеса на собственные нужды), надо вести учет финансов и считать бизнес-показатели:

- на сколько вы в плюсе или в минусе

- сколько приносит каждый клиент

- какова стоимость привлечения одного клиента и т.д.

В будущем учет показателей подскажет, удалось ли добиться того, что ваш бизнес стабильно приносит доход и можно ли масштабироваться. В противном случае начнете масштабировать проект, убыточный по своей бизнес-модели.

Отсутствие целей в бизнесе

Если хотите достичь результатов, их необходимо планировать и четко представлять, как вы к ним придете. Причем цели должны быть измеримые и достижимые. Не имея цели, вы не сможете заразить идеей других и собрать команду.

Когда я разговариваю с сотрудниками, рассказываю, к чему мы стремимся, что будем делать на следующем этапе, какое направление развиваем. У нас есть цель, которую я часто озвучиваю: создать 250 филиалов в России и странах СНГ.

Страх нанимать сотрудников

Он знаком многим начинающим предпринимателям: это связано с опасением, что наемному сотруднику нечем будет выплачивать зарплату. Получается замкнутый круг: нечем платить — нет развития — нет денег — нечем платить. В таком случае бизнес остается в формате ремесленничества: человек все делает сам.

Чтобы преодолеть барьер, надо совершить над собой усилие. Определите, какой функции вам не хватает, и ищите сотрудника на условиях, которые можете себе позволить. Пока предприниматель работает один, он делает всю работу по наитию, и появление первого подчиненного для него — стимул систематизировать процесс. А это путь к тому, чтобы бизнес рос. В одиночку добиться серьезных результатов вам вряд ли удастся, потому нужна команда.

Страх увольнять

Еще один страх новичков в бизнесе — уволить человека, который на него работает. Его тоже придется преодолеть, и для этого надо изменить отношение к вопросу. Например, недавно услышал мнение, что нанять сотрудника — все равно что взять в дом котенка: если решишь его выгнать, обязан найти нового хозяина. Я же всегда сравнивал найм с добычей золота: его намывают, набирая горсть песка и извлекая драгоценные крупицы, и в этом вся разница.

Здесь надо понять, что когда работник вам не подходит, абсолютно нормально попросить его уйти. Гораздо хуже, если человек не на своем месте, и вы ему делаете одолжение тем, что он у вас работает, а он — работая на вас. Сотрудник не будет делать хорошо то, что не нравится: подтолкните его к поиску дела жизни и тем самым помогите ему и себе, ведь в такой ситуации страдают все и, в первую очередь, ваш бизнес. Не стоит думать, что человек изменится: если он работает плохо, его надо увольнять. Не ждите, когда он сделает что-то ужасное, и тогда у вас будет на это моральное право.

Придерживайтесь правила: нанимайте долго, увольняйте быстро. Ищите команду единомышленников, тогда вы сможете построить крутой бизнес!

1010
3 комментария

Если самая идея стартапа гг, то ничего не спасет))

Ответить

Согласен с вами. Поэтому первый пункт - "клиенты не возвращаются". Это как раз хороший показатель качества бизнеса.

2
Ответить

Почти готовая инструкция,особенно "нанимайте долго ,увольняйте быстро".Полезная статья

Ответить