Страсти по «Википедии»
Мечта любого пиарщика и маркетолога — разместить статью о своей компании на «Википедии», ведь это и авторитетность, и высокая поисковая выдача, а значит, и больше внимания со стороны потенциальных клиентов.
Но написать статью на «Википедии» — это только половина дела, нужно ещё и не допустить её удаления, что в случае, если вы маленький стартап или начинающий блогер, бывает непросто.
Требования «Википедии» понятны — это сетевая энциклопедия, для неё важна уникальность материала, а главное — его значимость для вики-сообщества, поэтому если на вас не ссылаются на «значимом» сайте, то и для энциклопедии информация о компании или персоне не нужна.
Вот что написано об этом в правилах «Википедии»:
Большинство малоизвестных компаний после удаления информации о них из «Википедии» начинают восстанавливать страницу в том же виде или заводят бесконечные споры, тем самым только ухудшая ситуацию и навлекая на себя гнев вики-сообщества.
Но если есть спрос, то будет и предложение.
Поэтому некоторые PR-агентства предлагают услуги по созданию и поддержке статей на «Википедии», самые честные так и пишут: «Мы напишем уникальный материал по вашей компании, отформатируем под нужный формат, проверим его на требования к статьям “Википедии” и дождёмся его проверки и публикации».
На рынке PR-услуг честным долго не проживёшь, ведь условия использования «Википедии» не допускают сокрытия сведений об аффилированности в случае, когда участник получает вознаграждение за свой вклад в энциклопедию, а оплачиваемые правки в статьях с целью продвижения компаний, продуктов и услуг в подавляющем большинстве проектов категорически не приветствуются или даже приводят к блокировке аккаунтов.
Такие уточнения в условия использования были внесены в 2013 году после скандала с американской компанией Wiki-PR, поставивший этот вид бизнеса на поток.
Всё началось с того, что информация об услугах, предоставляемых компанией Wiki-PR, просочилась в прессу. В ходе расследования выяснилось, что сотрудники компании размещали заказные статьи о бизнесе своих клиентов на различных сайтах, а потом ссылались на них в «Википедии», создавая тем самым видимость значимости.
Сайтов с заказными материалами было не слишком много, но ссылки на них обнаружились в самых разных вики-статьях.
По итогам расследования в адрес компании было направлено официальное письмо с требованием о прекращении нарушений, а 250 учетных записей её сотрудников были навсегда заблокированы.
Чего точно добилась Wiki-PR, так это собственной известности. Этот инцидент удостоился целой статьи в «Википедии». Wiki-PR существует и по сей день, но теперь позиционирует себя как консалтинговая компания, помогающая своим клиентам найти общий язык с вики-сообществом.
Однако у Wiki-PR нашлось немало последователей. В том числе и в нашей стране.
Например, сайт wikiadm.org, на главной странице которого прямо говорится о том, что они на возмездной основе пишут статьи для «Википедии».
Они не стесняются заявлять о том, что в числе их сотрудников присутствуют администраторы «Википедии».
О том, что такая деятельность напрямую нарушает условия использования «Википедии», они, естественно скромно умалчивают.
А вот случай, когда представляются не просто администраторами, а именно самой «Википедией», а точнее, её бизнес-подразделением: wikipedia.msk.ru. В подписи у её сотрудников так и значится: Wikipedia for Business.
Что нам на это скажет сама «Википедия»? То, что она является некоммерческой организацией и не имеет никаких бизнес-подразделений.
Это означает, что люди, предлагающие услуги от имени wikipedia.msk.ru, заведомо предоставляют потенциальным клиентам недостоверные данные, выдавая себя за представителей несуществующей организации, а также неправомерно используют зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации.
Давайте попробуем разобраться, кто стоит за этим бизнесом.
Сам сайт не представляет особого интереса, на нем стоит переадресация на «Википедию», а вот почтовый сервер активно используется для рассылок писем потенциальным клиентам.
Вот и мы получили письмо с адреса [email protected] от некоего Алексея Бородина, представившегося заместителем шеф-редактора несуществующей организации Wikipedia for Business и предложившего разместить статью на «Википедии» за скромные 9000 рублей. При этом Алексей сообщил, что статья будет защищена от правок третьими лицами, а её удаление будет возможно лишь по требованию заказчика.
Мы выразили заинтересованность, после чего Алексей прислал нам реквизиты для банковского перевода.
Деньги предлагалось перевести на счёт фирмы, зарегистрированной осенью 2018 года. В числе видов деятельности организации значились: деятельность рекламных агентств; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления; аренда и управление собственным или арендованным жилым недвижимым имуществом; оказание услуг в области бухгалтерского учёта, проведение финансового аудита, налоговое консультированию; и даже деятельность такси.
Юридический адрес — квартира в подмосковном Домодедово.
Немного странно для «Википедии», не находите?
Беглый поиск в сети показал, что генеральный директор этого ООО, видимо, не имеет прямого отношения к финансово-хозяйственной деятельности компании. Что ж, налицо признаки фирмы-однодневки.
Тем временем Алексей продолжал слать нам письма, настойчиво уговаривая как можно скорее оплатить услуги. При этом он прибегал к аргументации «если не оплатите сейчас, предложение станет недоступным», которую так любят использовать, например, мошеннические интернет-магазины.
Мы решили копнуть глубже и посмотреть, кто помимо Алексея использует почту в домене wikipedia.msk.ru. Быстро выяснилось, что мы не одиноки. Наши партнеры также получали предложения о размещении статей в «Википедии». Только вот поступали они с адреса [email protected] и были подписаны именем шеф-редактора Wikipedia for Business Глеба Архангельского.
Мы не стали выяснять, имеет ли шеф-редактор Глеб Архангельский отношение к гуру тайм-менеджмента Глебу Архангельскому.
Но, как видите, такой вопрос мучает не только нас.
Какой вывод можно сделать из этой истории? Проходимцев, прикрывающихся громкими именами, хватало во все времена. Перед тем как принять соблазнительное предложение и довериться представителю крупной международной организации, следует тщательно проверить своего контрагента.
Ведь в этом случае вы рискуете не только деньгами, на кону стоит ваша репутация, а её восстановить куда сложнее, чем написать статью для «Википедии».
Смвсл статьи? Сама википедиа за 6 тыщ пишет и размещает статью о тебе, с учетом поисковиков. Чю
Спасибо за коммент. Поржали. Смысл статьи в том, чтобы предупредить людей о мошенниках. Если найдете пруфы того, что википедия размещает статьи за деньги, мы и об этих левых людях статью напишем!
Дичь. Напишите им на сэйлз и продается под соусом мв пишем текст который гарантированно пройдет модерацию. Прчмо википедиа. Вам адркс википедии дать, с которой мее пишут их моп'ы или что?
Давайте адрес!
Ну и у фонда Викимедиа нет сейлзов - это НКО. А вот позиция Джимми Уэйлса по поводу платного участия: https://en.wikipedia.org/wiki/User:Jimbo_Wales/Paid_Advocacy_FAQ
Нативочка подъехала.
Если статья соответствует критериям значимости — какая разница, кто ее пишет и получает ли он за это деньги? По правилам ВП о "конфликте интересов" это не запрещено, а всего лишь "настоятельно не рекомендуется": https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F:%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%B2
Вот в OSM, функционирующей по вики-принципам, никому в голову не придет не наносить на карту коммерческие организации потому что они, о ужас, деньги берут за свои услуги. Причем осмеры и без всяких просьб от владельцев организаций массово это делают.
Ну и если уж вы затеяли "расследование", имело смысл довести его до конца: заплатить, дождаться, пока статью напишут и попытаться удолить. И посмотреть, кто ее создаст и кто откатит удоление. А так вы чуваков только спугнули.
Википедия обязывает раскрывать данные об оплачиваемом участии. Это не рекомендация, а требование.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F:%D0%9E%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B5
А касаемо расследования, кто вам сказал, что продолжения не будет?
седня один из таких прислал письмо , денис старовойтов типа