Оформите возврат: как Skillbox вернул 205 тысяч рублей

это выше стоимости самого курса почти в два раза

В ушедшем году ИТ-профессиям на курсах обучились 2,5 млн человек, то есть более 1,5% от населения России. На долю тех, кто учился на онлайн-курсах, приходится 56% или 1,4 млн россиян, их средний чек за обучение превышает 45 тыс. рублей.

Обучение в сфере ИТ и переобучение в программистов и аналитиков находится на пике популярности и это не столько следствие потребности рынка в ИТ-специалистах, сколько результат маркетинговых усилий гигантов EdTech.

Онлайн-курсы могут быть эффективными, но для этого должны сочетаться две вещи – очень высокая мотивация обучающегося и высокое качество образовательного контента. Часто нет ни первого, ни второго, но даже если не хватает чего-то одного – процесс будет сложным и, скорее всего, обречен на провал.У онлайн-школ в офертах предусматривается возврат средств в случае преждевременного прерывания договора о прохождении курса. Например, у Skillbox, о котором речь пойдет далее, студенты могут прервать прохождение курса и написать заявление на возврат средств, после чего компания обязуется вернуть часть стоимости курса. По данным текущей оферты, проценты по кредиту возврату не подлежат возврату, так же в документе не описано, можно ли вернуть деньги за весь курс, если он оказался неэффективным.

Из тех 2,5 млн людей, которые обучились ИТ-процессиям, до конца дошли не все: по данным исследования Нетологии, завершают курс в онлайн-школах лишь 18% от тех, кто оплатил и начал обучение. Большая часть тех, кот кто не доходит до конца курса, просто забывает о нем. Единицы просят поставщика обучения вернуть средства и в этом случае действия провайдера обучения однозначны и должны соответствовать положениям оферты: часть средств возвращается, но какая часть - неизвестно.
Для некоторых стоимость курса оказывается слишком высокой, чтобы свободно выделить ее и забыть о ней после завершения обучения и очень яркий кейс по этой теме произошел совсем недавно.

Обучающийся курса Skillbox по ИТ-профессии с нуля направил претензию платформе и попросил вернуть деньги за курс и возместить убытки — уплаченные по кредиту проценты. Через несколько дней на счет пришла часть средств — 49,8 тыс. руб. Почему вернули такую сумму — неизвестно, но, вероятно, эта сумма как раз была выделена на основе положений оферты. После чего обучающийся обратился в суд с просьбой взыскать с образовательной площадки стоимость услуг по договору в размере 55,1 тыс. руб., компенсацию морального вреда — 10 тыс. руб., неустойку за просрочку исполнения требований истца — 105 тыс. руб., а также убытки в размере уплаченных процентов за кредит — 33,5 тыс. руб. Этот спорт был основан на доказывании и применении положений закона о защите прав потребителей, при этом отрицательные факты (отсутствие полученных навыков) не доказываются, бремя доказывания надлежащего оказанию услуг в таких спорах лежит именно на ответчике (в данном случае на Skillbox). По решению суда в итоге он отсудил у Skillbox 205 тыс. рублей (почти в 2 раза больше стоимости самого курса – 105 тыс.).

В действительности этот кейс демонстрирует много всего важного и интересного как для тех, кто обучается, так и для тех, кто учит.

  • Очень важна высокая мотивация обучающегося и его готовность доучивать, дочитывать, досматривать что-то самостоятельно. При освоении новых профессий или навыков совершенно точно будут сложности. Ни один провайдер обучения не может собрать контент, необходимый и достаточный одному конкретному обучающемуся и упаковать его в онлайн-курс, потому что это ломает бизнес-модель провайдера: курс для него не окупится.
  • Таких претензий будет только больше, если гиганты EdTech продолжат продавать не образовательный контент, а идею безоблачного будущего и кратного роста в зарплатах (а обучающиеся продолжат радостно эту идею покупать).

Чем субъективно дороже для людей продукт, тем большую ценность они от него ожидают получить и тем больше они готовы делать для возврата своих денег в случае неудовлетворенности результатом.

Сегодня для провайдеров сотни тысяч рублей – не деньги, но если эта практика станет массовой, то важным будет добавление в оферту положений о порядке действий провайдера курса в таких случаях. В долгосрочной перспективе, очевидно, возникнет необходимость разработки маркеров эффективности курса, мотивации и затрат усилий обучающегося, потому что эффективное обучение – это всегда взаимовыгодное сотрудничество того, кто учится и того, кто учит.

TeachMe – блог о том, как учить и учиться быстро и эффективно
Мы в Telegram

55
8 комментариев

Важна не только мотивация, но и качество самого курса. Если он как огурец на 90% состоит из воды, то мне бы тоже захотелось вернуть деньги

5
Ответить

Недавно смотрела разбор ситуации с SkillFactory где клиент так же был недоволен услугами организации и поняла, что в большинстве своем, их условия возврата средств описаны очень странно, а возникающие вопросы, чаще всего, решаются еще в досудебном процессе. Сами себе палки в колеса ставят, особенно в период кризиса, когда люди, хочется верить, стали тщательнее следить куда тратят деньги

Ответить

Никто сам себе палеты колеса не вставляет.
Есть ЗОПП и практика, которая почти всегда против инфоцыган.
Но им тоже хочется денег, а законы им пока тяжело поменять.
Поэтому они пишут незаконные условия возврата денег, точно подсчитав при каком количестве тех, кто не пойдет в суд или писать досудебную эти правила будут приносить больше денег, чем выплаты по суду.

Ответить

Это тот случай когда отмазка «Деньги не вернём, т.к средства пошли на развитие платформы» не работает. И договор-оферта вода как и сами продукты

Ответить

Меня вообще развели на то, что курс продали путем обмана, когда я заранее менеджера поставил в известность о своих навыках.

Ответить

А сейчас добиваюсь от них возврата денег через суд, так как проучился три дня пока не выяснилось что этот курс не соответствует моим требованиям

Ответить

Хорошо написано - что представители образовательной индустрии часто сегодня продают идею безоблачного будущего и будущую зарплату.
Сложно понять, чем этот курс за 100000 лучше пары толковых книжек, тематической группы в телеграмме и кратно меньшего бюджета на оплату сопровождения от человека, которому ты доверяешь.
Ну и технологии продаж добавляют конечно - продают всем, "скидки только сегодня", "зато потом вы станете богаты".
Более безопасно для людей было бы продавать такие вещи по подписке на месяц.

Ответить