Оформите возврат: как Skillbox вернул 205 тысяч рублей

это выше стоимости самого курса почти в два раза

В ушедшем году ИТ-профессиям на курсах обучились 2,5 млн человек, то есть более 1,5% от населения России. На долю тех, кто учился на онлайн-курсах, приходится 56% или 1,4 млн россиян, их средний чек за обучение превышает 45 тыс. рублей.

Обучение в сфере ИТ и переобучение в программистов и аналитиков находится на пике популярности и это не столько следствие потребности рынка в ИТ-специалистах, сколько результат маркетинговых усилий гигантов EdTech.

Онлайн-курсы могут быть эффективными, но для этого должны сочетаться две вещи – очень высокая мотивация обучающегося и высокое качество образовательного контента. Часто нет ни первого, ни второго, но даже если не хватает чего-то одного – процесс будет сложным и, скорее всего, обречен на провал.У онлайн-школ в офертах предусматривается возврат средств в случае преждевременного прерывания договора о прохождении курса. Например, у Skillbox, о котором речь пойдет далее, студенты могут прервать прохождение курса и написать заявление на возврат средств, после чего компания обязуется вернуть часть стоимости курса. По данным текущей оферты, проценты по кредиту возврату не подлежат возврату, так же в документе не описано, можно ли вернуть деньги за весь курс, если он оказался неэффективным.

Из тех 2,5 млн людей, которые обучились ИТ-процессиям, до конца дошли не все: по данным исследования Нетологии, завершают курс в онлайн-школах лишь 18% от тех, кто оплатил и начал обучение. Большая часть тех, кот кто не доходит до конца курса, просто забывает о нем. Единицы просят поставщика обучения вернуть средства и в этом случае действия провайдера обучения однозначны и должны соответствовать положениям оферты: часть средств возвращается, но какая часть - неизвестно.
Для некоторых стоимость курса оказывается слишком высокой, чтобы свободно выделить ее и забыть о ней после завершения обучения и очень яркий кейс по этой теме произошел совсем недавно.

Обучающийся курса Skillbox по ИТ-профессии с нуля направил претензию платформе и попросил вернуть деньги за курс и возместить убытки — уплаченные по кредиту проценты. Через несколько дней на счет пришла часть средств — 49,8 тыс. руб. Почему вернули такую сумму — неизвестно, но, вероятно, эта сумма как раз была выделена на основе положений оферты. После чего обучающийся обратился в суд с просьбой взыскать с образовательной площадки стоимость услуг по договору в размере 55,1 тыс. руб., компенсацию морального вреда — 10 тыс. руб., неустойку за просрочку исполнения требований истца — 105 тыс. руб., а также убытки в размере уплаченных процентов за кредит — 33,5 тыс. руб. Этот спорт был основан на доказывании и применении положений закона о защите прав потребителей, при этом отрицательные факты (отсутствие полученных навыков) не доказываются, бремя доказывания надлежащего оказанию услуг в таких спорах лежит именно на ответчике (в данном случае на Skillbox). По решению суда в итоге он отсудил у Skillbox 205 тыс. рублей (почти в 2 раза больше стоимости самого курса – 105 тыс.).

В действительности этот кейс демонстрирует много всего важного и интересного как для тех, кто обучается, так и для тех, кто учит.

  • Очень важна высокая мотивация обучающегося и его готовность доучивать, дочитывать, досматривать что-то самостоятельно. При освоении новых профессий или навыков совершенно точно будут сложности. Ни один провайдер обучения не может собрать контент, необходимый и достаточный одному конкретному обучающемуся и упаковать его в онлайн-курс, потому что это ломает бизнес-модель провайдера: курс для него не окупится.
  • Таких претензий будет только больше, если гиганты EdTech продолжат продавать не образовательный контент, а идею безоблачного будущего и кратного роста в зарплатах (а обучающиеся продолжат радостно эту идею покупать).

Чем субъективно дороже для людей продукт, тем большую ценность они от него ожидают получить и тем больше они готовы делать для возврата своих денег в случае неудовлетворенности результатом.

Сегодня для провайдеров сотни тысяч рублей – не деньги, но если эта практика станет массовой, то важным будет добавление в оферту положений о порядке действий провайдера курса в таких случаях. В долгосрочной перспективе, очевидно, возникнет необходимость разработки маркеров эффективности курса, мотивации и затрат усилий обучающегося, потому что эффективное обучение – это всегда взаимовыгодное сотрудничество того, кто учится и того, кто учит.

TeachMe – блог о том, как учить и учиться быстро и эффективно
Мы в Telegram

55
8 комментариев

Важна не только мотивация, но и качество самого курса. Если он как огурец на 90% состоит из воды, то мне бы тоже захотелось вернуть деньги

5

Недавно смотрела разбор ситуации с SkillFactory где клиент так же был недоволен услугами организации и поняла, что в большинстве своем, их условия возврата средств описаны очень странно, а возникающие вопросы, чаще всего, решаются еще в досудебном процессе. Сами себе палки в колеса ставят, особенно в период кризиса, когда люди, хочется верить, стали тщательнее следить куда тратят деньги

Никто сам себе палеты колеса не вставляет.
Есть ЗОПП и практика, которая почти всегда против инфоцыган.
Но им тоже хочется денег, а законы им пока тяжело поменять.
Поэтому они пишут незаконные условия возврата денег, точно подсчитав при каком количестве тех, кто не пойдет в суд или писать досудебную эти правила будут приносить больше денег, чем выплаты по суду.

Это тот случай когда отмазка «Деньги не вернём, т.к средства пошли на развитие платформы» не работает. И договор-оферта вода как и сами продукты

Меня вообще развели на то, что курс продали путем обмана, когда я заранее менеджера поставил в известность о своих навыках.

А сейчас добиваюсь от них возврата денег через суд, так как проучился три дня пока не выяснилось что этот курс не соответствует моим требованиям

Хорошо написано - что представители образовательной индустрии часто сегодня продают идею безоблачного будущего и будущую зарплату.
Сложно понять, чем этот курс за 100000 лучше пары толковых книжек, тематической группы в телеграмме и кратно меньшего бюджета на оплату сопровождения от человека, которому ты доверяешь.
Ну и технологии продаж добавляют конечно - продают всем, "скидки только сегодня", "зато потом вы станете богаты".
Более безопасно для людей было бы продавать такие вещи по подписке на месяц.