Диверсификация интеллектуальной собственности: зачем компании регистрируют непрофильные патенты

С одной стороны сфера интеллектуальной собственности с начала века значительно выросла. Одни только доходы от её распространения лицензионные договора с 1990 до 2009 года выросли с 27 миллионов до 180 миллиардов долларов.

Существует обоснованное мнение о том, что большая часть патентов компаний не используется. В частности, из 10 000 патентов высокотехнологичных компаний только 5% будут иметь реальное применение. Тем не менее, фирмы продолжают активно подавать патентные заявки, причем не только по профильным, но и по непрофильным заявкам. Попробуем разобраться, почему они это делают.

Значение непрофильных патентов

Объемные патентные портфели рассматриваются в рамках стратегии защиты от конкурентов, так и возможного нападения на них. Одно другому не мешает. Даже непрофильные патенты могут иметь большое значение в борьбе за долю рынка:

  • Они снижают зависимость, в том числе от поставщиков. Зачастую организациям, например, удобнее зарегистрировать за собой собственное программное обеспечение, чем покупать его у сторонних компаний по лицензии. Как показывает практика, свои программы регистрируют многие российские компании из самых разных отраслей, включая нефтяную промышленность.
  • Непрофильные патенты создают возможность для манёвра в будущем. Если общество быстро перейдёт на электромобили, патенты в этой области у традиционных автопроизводителей не будут лишними. Прогресс непредсказуем, поэтому отказ от патента — всегда риск.
  • Получение прибыли. Некоторые специалисты рекомендуют не прибегать к продаже патентов, если они связаны с основной деятельностью компании. Однако этот способ получить довольно крупную единоразовую выплату отлично подходит для непрофильных патентов. Так делает, например, IBM.
Диаграмма 1. Причины, которые компании чаще всего называли в качестве мотива к выдаче лицензии на патент по <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.technopolis-group.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2020%2F02%2FA-Survey-on-Patent-Licensing-Activities-by-Patenting-Firms.pdf&postId=608584" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">данным</a> Европейской комиссии 2014 года.
Диаграмма 1. Причины, которые компании чаще всего называли в качестве мотива к выдаче лицензии на патент по данным Европейской комиссии 2014 года.

Наконец, случаи столкновения с патентными троллями и фактическое узаконивание судебных патентных исков в качестве бизнес-модели привело к тому, что некоторые действуют по принципу «лучше запатентовать, чем нет», даже в отношении бесполезных на первый взгляд для бизнеса технологий.

Поэтому компании, если в ходе разработок у них появляется возможность получить патент, пусть и непрофильный, часто используют этот шанс. При этом многие патенты могут не поддерживаться в будущем уже после успешного завершения первичной регистрации.

Реально ли получить прибыль от непрофильных патентов

Многие компании пытаются реализовать свои непрофильные патенты в периоды кризисов. Например, такое происходило в 2008 году и ожидалось в период пандемии. Одно время за рубежом вообще было принято призывать компании не упускать из виду непрофильные патенты и максимально извлекать из них прибыль.

Согласно одному из исследований-опросов, предприятия в целом склонны рассматривать интеллектуальную собственность не столько как средство защиты, сколько как средство повышения доходов путём прямой монетизации. Из опрошенных компаний только 43% ответили, что использовали патенты путём внедрения новых технологий. В то же время 57% указали, что используют патенты для продажи (и даже отмечали это как фактор растущего дохода). Каждая опрошенные фирма называла в качестве одной из причин монетизации патентов повышение выручки, но только 14% указали также на стремление улучшить собственное положение на рынке.

То есть патенты сами по себе во многом имеют ценность скорее как собственность, чем как потенциал для внедрения технологий. При таком раскладе сама по себе профильность этих патентов теряет значение. Причём в отношении монетизации непрофильных патентов представители компании не отметили никакого негативного эффекта — они могли свободно использовать прибыль с непрофильных патентов до тех пор, пока это не мешало основному бизнесу.

В то же время у предприятий есть склонность переоценивать свои выгоды от лицензирования интеллектуальной собственности.

Последствия выдачи лицензии на патент
Последствия выдачи лицензии на патент

Диаграмма 2 показывает, как компании из исследования Европейской комиссии оценили успешность выдачи лицензии на патент. Как видно, во всех случаях фактические выгоды по большей части оказывались ниже ожидаемых. Хуже всего показала себя стратегия доступа к технологическим ноу-хау — только два позитивных случая. Тем временем наибольшее число удачных случаев наблюдается именно в категориях получения дохода — как от профильных, так и от непрофильных патентов.

Как отказы от патентов приводят к убыткам

Дополнительной мотивацией для регистрации на первый взгляд непрофильных патентов служит непредсказуемость будущего и неочевидность того, в какой сфере разработка сможет найти применение. Различные опасения подтверждаются рядом случаев, когда отказ от, например, продления патента, позже оказывался проигрышным решением. Вот некоторые из них:

  • В 2000 году Delphi Technologies получала патент №US6249106B1, описывающий систему защиты аккумулятора, поддерживающую уровень его заряда на минимальных значениях. Патент в перспективе мог пригодиться не только в электромобилях, но и в мобильных телефонах. Однако в 2005 году его действие было прекращено из-за неуплаты пошлин за продление.
  • В 2004 году Hewlett Packard зарегистрировала патент US6707921B2. Он описывает устройство слухового аппарата и в своей области патент относится к одним из ключевых. В перспективе производители слуховых устройств могли бы выкупить патент или согласиться на хороший лицензионный договор, но от права собственности решили отказаться, просто не продлив его.

В то же время появляются новости о том, как компании намереваются продать свои непрофильные активы вместо того, чтобы просто переставать продлевать их. Например, в 2018 году Intelligent Energy Ltd. выставила на продажу свои непрофильные патентные активы из 1100 наименований. На тот момент это было одно из крупнейших технологических предложений в сфере топливных систем на рынке интеллектуальной собственности. Ожидаемая стоимость не уточнялась.

В 2022 году с указанием суммы было объявлено о продаже непрофильной интеллектуальной собственности в ходе сделки BlackBerry Limited и Catapult IP Innovations Inc. Стоимость активов — 600 млн долларов. Для BlackBerry, переживающей сейчас не лучшие времена, это может стать хорошим шансом выжить.

Итоги

Непрофильные патенты связаны с целым рядом трудностей — их потенциал сложно оценить, а ещё сложнее понять, будет ли технология актуальна в перспективе срока действия патентной защиты. Тем не менее компании, опасаясь патентных троллей, упущенной выгоды и исходя из других факторов, регистрируют и продолжают поддерживать непрофильные патенты. Как оказывается, в ряде случаев такое решение себя более чем оправдывает.

Начать дискуссию