Наш ответ Чемберлену: народное финансирование военных расходов в межвоенный период

Наш ответ Чемберлену: народное финансирование военных расходов в межвоенный период

Первая и вторая мировые войны все чаще рассматриваются многими историками как единое целое. В период интербеллума ведущие мировые державы активно готовились к следующему этапу крупнейшего вооруженного конфликта в истории человечества.

Не оставался в стороне от этого процесса и Советский союз. Значительная часть бюджета первого в мире государства рабочих и крестьян выделялась на финансирование армии и военно-морского флота. Для снижения нагрузки на бюджет в стране советов в те годы широко практиковалось привлечение средств населения на военные и околовоенные нужды.

Наш ответ Чемберлену: народное финансирование военных расходов в межвоенный период

Проводились различного рода краудфандинговые кампании как локального, так и общегосударственного масштаба. Например, 100 лет назад в 1923 году в Минске по призыву газеты «Звезда» и Белорусского Общества друзей воздушного флота была развернута широкая кампания по сбору денежных средств на приобретение самолета. У истоков этой кампании стояли сотрудники редакции газеты «Звезда». Сбор средств происходил в довольно оригинальной форме. Граждане, а зачастую и целые трудовые коллективы, вносившие средства, публиковали в прессе сообщение о своем взносе и обращались к другим потенциальным участникам кампании с призывом последовать их примеру. Такое сообщение носило название вызов. Те, кому бросали подобный вызов, в свою очередь вносили свои средства, и бросали вызов другим потенциальным коспонсорам. Краудфандинговая кампания сопровождалась масштабными народными гуляниями, в ходе которых проводились демонстрационные полеты с показом фигур высшего пилотажа.

На собранные триста тысяч рублей в Германии был приобретен самолет фирмы «Юнкерс» названный «Савецкая Беларусь». В торжественном мероприятии по случаю приобретения аэроплана принял участие будущий "красный маршал" М. Н. Тухачевский.

В том же году был объявлен сбор средств на авиаэскадрилью "Ультиматум" в ответ на ультиматум британского министра иностранных дел лорда Джорджа Натаниэла Керзона от 8 мая 1923 года, предъявленный Советскому правительству с требованием прекращения «антибританской подрывной деятельности» в Иране и Афганистане.

В 1927 году в ответ на ноту другого британского министра Джозефа Остина Чемберлена от 23 февраля 1927 года с требованием прекратить «антибританскую пропаганду» и военную поддержку революционного гоминьдановского правительства в Китае и угрозой разрыва дипломатических отношений между Великобританией и Советским Союзом ОСОАВИАХИМ начало кампанию по сбору средств на оборону и строительство воздушного флота под названием "Наш ответ Чемберлену!". На собранный средства были построены авиаотряд и танковая колонна, носившие название "Наш ответ Чемберлену!"

Согласно воспоминаниям выдающегося советского авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева на средства, собранные населением в ходе этих двух кампаний, было построено 100 военных самолетов.

Наш ответ Чемберлену: народное финансирование военных расходов в межвоенный период
Наш ответ Чемберлену: народное финансирование военных расходов в межвоенный период

В 1925 году на собранные членами «Общества друзей воздушного флота» на Дальнем Востоке полмиллиона рублей были построены восемь самолетов, получившие собственные имена: «Рабочий Приморья», «Дальневосточный рабочий», «Дальневосточный крестьянин», «Красный Дальбанк» (был построен на средства сотрудников Дальневосточного банка) и т.п. Самолеты были зачислены в разведывательную эскадрилью «Дальневосточный ультиматум» и приняли активное участие в вооруженном конфликте на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 году.

Во время гражданской войны в Испании под эгидой ВЦСПС был организован сбор средств для помощи испанскому народу. Решение об оказании материальной помощи озвучивалось на многочисленных митингах солидарности с народом Испании.

В Госбанке СССР был открыт специальный счет, на который поступило в общей сложности 277 614 тысяч рублей. Энтузиазм населения в вопросе сбора средств превзошел все ожидания. Многие трудовые коллективы приняли самостоятельные решения о ежемесячном отчислении от 1 до 25% заработной платы в фонд помощи детям и матерям Испании (здесь безусловно возникает вопрос о том в какой степени добровольными были подобные отчисления?)

Активное участие в сборе средств принимали не только простые граждане, но и писатели, артисты и другие деятели искусства. Добровольные взносы сделали А. Фадеев, А. Толстой, Д. Бедный, М. Шолохов, М. Светлов, И. Эренбург. За счёт пожертвований населения Советского Союза до конца 1938 года Испанской республике было поставлено 300 тыс. пудов пшеницы, 100 тыс. банок мясных и молочных консервов, 1 тыс. пудов сливочного масла и 5 тыс. пудов сахара.

Организация подобных широких краудфандинговых кампаний и сбор средств на оборонные нужды был одной из немногих форм разрешенного гражданского активизма: в Советском союзе в описываемый период времени с большим недоверием относились к инициативам простых граждан, не получившим предварительного одобрения «сверху», в том числе и к инициативам по сбору пожертвований.

Сбор денежных средств в благотворительных целях, как и вся благотворительная деятельность внутри страны в целом, находились под негласным запретом: считалось, что государство способно обеспечить нуждающихся всем необходимым и организованная помощь со стороны частных лиц им не требуется. Вся социальная политика была монополизирована государством, благотворительных фондов как таковых не существовало.

Наш ответ Чемберлену: народное финансирование военных расходов в межвоенный период

Таким образом, народное финансирование весьма активно использовалось для снижения нагрузки на бюджет в молодом советском государстве период между двумя мировыми войнами. Широкие краудфандинговые кампании 20-х - 30-х годов предшествовали широкой общенациональной кампании по сбору средств населения на нужды фронта уже непосредственно в ходе войны.

1 комментарий

Бедные зомбированные пропагандой люди...

1