Как принятие своих ограничений помогает нам развиваться

Спойлер: это лонгрид от психотерапевта, содержащий умеренную долю погружения в психоаналитическую теорию развития психики. Если вам причиняет боль факт того, что далеко не все в своей жизни мы контролируем и осознаем - пройдите мимо, не мучайте себя:) Всем остальным приятного чтения и жду вас в комментариях.

«Быть взрослым - значит научиться принимать свои ограничения без страданий» - эта идея сильно отличается от современного популярного дискурса о том, что ограничений нет и именно к этому и надо стремиться ("любой может быть любым" и прочие лозунги).

Но это не так. Ограничения есть у каждого. Более того - именно ограничения являются организаторами нашей психики. Без них она не может окончательно сформироваться и именно вокруг того, как она их воспримет, будет складываться вся структура личности.

Все, даже далекие от психоанализа, думаю слышали выражение Эдипов конфликт или Эдипов комплекс. Этот конфликт является краеугольным в психоаналитической теории личности.

Расскажу вкратце: эдипальная стадия происходит в возрасте 3-5 лет. Это очень важный период в жизни человека. Там решается множество задач, но главные из них - принять разницу полов, разницу поколений и закон.

Ребенок должен понять, что есть родительская пара и он в нее не включен. Мальчик не может быть с мамой, побеждая папу; девочка не может быть с папой, исключая маму (Спойлер - дети, которые в этом возрасте до сих пор спят с родителями или в духе современных тенденций мать по-прежнему их кормит грудью - практически стопроцентно во взрослой жизни будут иметь серьёзные проблемы в личных и социальных отношениях).

Мальчики не могут быть девочками и наоборот ( с этим в мире уже случился коллапс, последствия которого мы увидим позднее).

И на этом же этапе формируется структура психики под названием Сферх-Я - это наша совесть, мораль.

Весь этот эдипальный этап - это сплошные ограничения и разочарования.

Ребенок лишается иллюзии о своем всемогуществе, о возможности быть одновременно всем (бесполым, то есть и мальчиком и девочкой); лишается фантазий о том, что он может победить родителя одного с ним пола и занять его место, то есть преодолеть разницу поколений; тут же он встречается с законом - нормы поведения, слово НЕТ, которые вводят для ребёнка принцип реальности в противовес принципу удовольствия (в мире не может быть все устроено так, как я хочу). В общем полный крах иллюзий о себе, как центре мира.

Этот этап очень болезненный. Именно поэтому есть понятие «кризиса 3 лет». Но он НЕОБХОДИМ. (Здесь уже сразу можно сделать себе пометку о том, что кризис - неизбежная часть любого развития).

Итак, одновременно с тяжестью этого периода, именно принятие и усвоение всех этих ограничений делает возможным для человека его дальнейшее психическое развитие и даёт возможность позже строить зрелые отношения и реализовывать себя в социуме, личной и профессиональной жизни, то есть Быть взрослым и жить в реальности (а не бесконечно бороться с ней, что по сути борьба с ветряной мельницей).

Когда ограничения не принимаются, то есть если эдипов конфликт не пройден, психика «застревает». Это не связано с когнитивными способностями, то есть человек интеллектуально развивается, мыслит. Но психически, именно на уровне развития психического аппарата, он не взрослеет. Его психика остается на доэдипальных стадиях, то есть на анальной или оральной. Что это значит?

  • Это значит, что отношения с социумом будут строиться по принципу слияния или зависимости (нужна опора, авторитет, кто-то, кто скажет, как правильно)

  • Будет огромное количество ранних, инфантильных тревог: страх уничтожения, распада на части («я это не выдержу»), страх преследования (идея «мир опасен»), страх поглощения (всегда есть кто-то большой и сильный, а я от него завишу)

  • Будет много подавленной или наоборот неконтролируемой агрессии (злость не осознанная, как реакция, а злость аффективная, как бессознательная вспышка наружу или вовнутрь)

  • Люблю-ненавижу, чёрное-белое, плохой-хороший (расщепление, невозможность принять мир и другого целостно, как то, что сочетает в себе и хорошее и плохое одновременно)

  • Вообще невозможность воспринимать другого отдельно, другой лишь как продолжение меня (характерно для ребёнка с 0 до примерно 2 лет, так называемый нарциссический тип отношений - отношения с другим просто как со своей проекцией), и отсюда у взрослого невозможность принять чужую точку зрения, ощущение, что все либо должны думать и делать как я, либо они враги (см предыдущий пункт)

  • Манипуляции, непрямые коммуникации, невозможность выражать и понимать свои чувства (для ребёнка главный механизм получения желаемого - обида, она и рождает у взрослого желание идти не напрямую, предъявляя свои чувства (и сталкиваясь, и выдерживая!!! чувства других), а обходными путями с помощью разного рода манипуляций)

Это лишь малая часть проявлений тех результатов, которые мы имеем, если ограничения не приняты и не встроены в структуру психического функционирования. Характерно все это для людей с пограничной организацией психики (как практикующий терапевт могу вам сказать - сейчас таких людей большинство).

Поэтому в целом дискурс про борьбу против ограничений понятен - Фрейд жил во времена невротиков (у которых с правилами и ограничениями все ок), мы же с вами живем среди пограничников.

Зацикленность на эффективности, на достижениях (яркая нарциссическая черта), маниакальное саморазвитие, одновременно с этим появление синдрома самозванца и эпидемия эмоционального выгорания - все это говорит о том, что общество ведёт борьбу с ограничениями, не хочет их признавать. И платится за это снижающейся самооценкой, ухудшающимися отношениями, и в итоге в мире возможностей люди все чаще чувствуют себя потерянными, беспомощными и несчастными.

«Психика стабильна только при наличии границ».

Их отсутствие дарит не свободу, а иллюзию всемогущества, которое больно разбивается об асфальт реальности.

Неспособность принять свои ограничения похожа на полёт мотылька на свет - движимый лишь своим желанием, он в итоге просто сгорает.

Что думаете об этом? Делитесь мнением

44
2 комментария

Абсолютно согласна. О каком отсутствии ограничений можно говорить, если даже само тело вносит в нашу жизнь ограничения. Равенство полов это одна из самых глупых теорий, которую только могло придумать человечество. Так же как и думать, что отсутствуют возрастные ограничения - это невежество.

Ответить

"«Психика стабильна только при наличии границ»." - сказали как отрезали, согласен с вами, границы они же в двустороннем порядке работают

Ответить