Серая зона социологических опросов. Почему снижается показатель response rate — достижимость респондентов?

Сейчас наблюдается тенденция к снижению доли людей, дающих согласие на участие в опросах. Этот показатель принято называть response rate или достижимостью. Негативная тенденция вызывает беспокойство: ставится под сомнение качество опросов, достоверность знания. Ключевой вопрос: можно ли утверждать, что позиции отказников примерно равны позициям тех, кто принял участие в исследовании?

Какова ситуация сейчас?

Сейчас в среднем для телефонных опросов отклик людей на предложение заполнить анкету не превышает 15%. Однако процент может варьироваться в зависимости от тематик опросов и методик расчета. Например, мы можем принимать за отказников всех, кто не согласился участвовать в опросе (бросил трубку) или только тех, кто а) относится к нужной социологам группе (это удалось выяснить в начале анкеты) и б) отказался от участия при ее дальнейшем заполнении. Во втором случае количество откликов будет больше - в оптимальном варианте 12-13% против 1-2% в первой группе. Кроме того, есть область особо чувствительных тем (например, здоровье или отношение к СВО), в которых показатель response rate также сокращается.

Почему люди отказываются от прохождения опросов и что можно исправить?

Первое. Усталость. С ростом рынка возникает профицит опросов, повышается интенсивность телефонных обзвонов, которые воспринимаются как спам. Особенно проблематично собирать данные на малых территориях: там не осталось людей, которые не прошли через процедуру опросов, многие – неоднократно. Можно сокращать длину опросника, упрощать сами вопросы в нем, подходить к составлению анкеты с креативом. Например, создавать анкету как сюжетную композицию, чтобы повышать заинтересованность респондента по мере прохождения.

Второе. Базовая настороженность, недоверие к телефонным опросам. В традиционных российских представлениях звонящий с неизвестного номера обязательно мошенник. А в опросах на политические темы возникает опасение, что речь идет о контроле и проверке лояльности. Этот вопрос базового доверия невозможно решить на уровне опросной отрасли.

Третье. Люди не верят в ценность своего мнения и возможность влияния. Уровень дистантности власти в России очень высок. В преамбуле к анкете можно говорить о возможностях конкретных изменений, осязаемых.

Четвертое. Недоверие к социологическим опросам: сомнение в объективности цифр и фактов, как следствие, нежелание участвовать в их легализации. Делу может помочь социологический ликбез, но сама отрасль осуществить его на массовом уровне не в состоянии.

Означает ли недостижимость, что качество опроса низкое?

Здесь есть некоторая развилка. С одной стороны, есть ситуации, когда достижимость разных групп опрашиваемых оказывается неравномерной. Есть люди, которые из-за своих взглядов реже отвечают на вопросы. Например, несогласные, оппозиционно настроенные люди игнорируют опросы из-за недоверия государству и боязни последствий. В таком случае аудитория становится неоднородной: происходит сдвиг в сторону лояльно настроенных граждан.

Однако если в целях исследования корректно охватываются все нужные аудитории людей, то есть смещения в сторону какой-то одной группы несущественно, качество опроса не страдает. В таком случае вполне можно выдвигать гипотезы, говорить о тенденциях и зависимостях между показателями. А процент достижимости может быть занижен ввиду методологических, технических проблем или ошибок в работе интервьюера.

Ведущая рубрики - Дубинина Дарья, аналитик ЦСП «Платформа»

11
Начать дискуссию