20+ методов и инструментов для прогнозирования успеха проекта на старте

20+ методов и инструментов для прогнозирования успеха проекта на старте

Успешное завершение проекта — это сложный и многогранный процесс, требующий тщательной подготовки и стратегического планирования. Один из наиболее важных этапов — начальный, когда формулируются основные цели, определяются задачи и планируются ресурсы.

И прогнозирование успеха проекта на старте является критически важным процессом, который помогает оценить риски, снизить неопределенность и повысить вероятность успешного завершения. В статье Максим Беляков, директор sailet.kz, рассмотрит различные методы и инструменты, которые могут в этом помочь.

Дисклеймер:

В предыдущей статье мы разбирали "7 действенных шагов подготовки к автоматизации". Давайте представим, что они пройдены, и мы точно знаем, что персональная автоматизация нужна бизнесу.

Итак, что входит в эти методы и инструменты:

1. Агрегация требований

Цели агрегации требований:

  • Определить цели и задачи будущего проекта;
  • Вывести конкурентные преимущества и ожидания пользователей;
  • Определить точный бюджет и сроки;
  • Сформировать структуру, приоритеты и видение.

Цели и задачи часто путают, но это две разные сущности. Цель — более верхнеуровневая, отвечает на вопрос: "Какой эффект ожидается после успешной реализации?". Например: цель проекта — ускорить время обработки запроса клиента и запуск в производство.

Задача — более конкретная сущность. Для постановки задач есть много методологий. Мы используем SMART. Т.е. задача обязательно должна быть: конкретная, достижимая, измеримая, значимая (реалистичная), ограниченная по времени. Например: до конца месяца сократить время обработки запроса клиента на 20% за счет внедрения системы принятия заявок и обучения 50% операторов.

Существуют расширенные версии методологии SMART, которые дополняют больше параметров задачи.

Например:

  • SMARTER;
  • SMARTTA;
  • SMARRT;
  • и другие.

Каждый выбирает под собственные нужны.

Пример одного из реализованных проектов:

Цель проекта:

Сократить издержки на обслуживание и ведение клиентов компании путем создания автоматизированной веб-системы.

Задачи проекта:

  • Ускорить процесс добавления новой компании на 90%;
  • Исключить оператора из процесса добавления компании;
  • Сократить время обработки заявки на 20%;
  • Исключить оператора из процесса генерации отчетности;
  • Добавить рекуррентную оплату с компаниями.

2. Конкурентные преимущества и ожидания пользователей

Если вы дошли до этапа автоматизации, у вас уже есть конкурентное преимущество.

Существует несколько видов конкурентного преимущества:

  • Технологическое;
  • Ресурсное;
  • Рыночное;
  • Инновационное;
  • Культурное;
  • Управленческое.

У вас может быть одно явное преимущество, а может быть везде понемногу.

Чтобы понять, что действительно важно, нужно использовать две ключевые техники:

  • Глубинный опрос текущих клиентов;
  • Конкурентный анализ.

Я не буду расписывать про технологии, потому что это в основном функция маркетинга. Перечислю основные списком:

  • SWOT анализ;
  • Анализ по Портеру;
  • PEST;
  • CustDev;
  • От 4P до 7P.
20+ методов и инструментов для прогнозирования успеха проекта на старте

Раньше, у нас это выглядело так. Где "красный" — прямой конкурент, "желтый" — прямой конкурент с доп. услугами, "зеленый" — не наш сегмент, "синий" — потенциальный партнер.

3. Определить бюджет и срок

На рынке разработки отсутствует понятие средней цены. Один и тот же проект может иметь вилку с разбегом в 10х, как по стоимости, так и по сроку реализации.

Дело тут вовсе не в жадности владельца. Внутри заложено достаточно много процессов, которые иногда не оцениваются. Тестовая среда, ведение, тестирование проекта, профессионализм команды, нагруженность,обучение и много чего еще. Даже использование платной/бесплатной/собственной графики с авторскими или без правами.

Чаще всего, бизнес опрашивает несколько студий и делает конкурентный лист с ориентировочной вилкой и ключевыми преимуществами.

Но, вам важно понять только два параметра:

  • Выполнит ли конкретная компания проект;
  • Окупятся ли вложения.

По первому пункту необходимо смотреть на следующие параметры:

  • Отзывы;
  • Построение процесса работы;
  • Релевантный опыт;
  • Подход к работе на начальных этапах;
  • Обещания — результат;
  • Рейтинги, портфолио, репутация.

Со вторым — все сложнее. Считаем следующие данные:

ROI = инвестиции/ожидаемый результат в деньгам * 100%.

Часто ROI считают только по прямым затратам, забывая про косвенные. Например, затраты на обучение сотрудников обновленному процессу, внедрению системы, возможный отсев пользователей и т.д.

Для оценки прогнозируемых сроков и стоимости можно использовать следующие методы:

  • Колокол Гаусса;
  • Распределение Пуассона;
  • Сверху-вниз/снизу-вверх;
  • Метод теории игр;
  • Метод освоенного объема.

Но чаще всего для бизнеса это rocket science, поэтому находятся релевантные команды и проект стартует. Либо используются гибкие методологии ведения проекта. Об этом я расскажу в следующем файле.

20+ методов и инструментов для прогнозирования успеха проекта на старте

4. Составляем техническое задание

В зависимости от планируемого формата ведения проекта, необходим разный формат технического задания. В классической водопадной модели, техническое задание является основным документом.

ТЗ должно включать в себя:

1. Цели и задачи;

2. Описание дизайна и прототип;

3. Структура проекта;

4. Роли;

5. Описание функциональных блоков;

6. Описание специальных требований;

7. Требования к безопасности;

8. Стоимость и срок реализации;

9. Критерии приемки работ;

10. Описание процесса.

Половина из этих пунктов недостаточно или избыточно детализированы. Вторая половина трактуется двояко.

Мы рекомендуем описывать основные вехи проекта и декомпозировать задачи по спринтам. Но даже первичное техническое задание полезно для всех сторон, так как формирует понимание результата у всех сторон.

Список инструментов, которые могут помочь:

1. Miro;

2. Microsoft Project;

3. Figma;

4. MakeMyPersona;

5. LucidChart;

6. Camunda;

7. Aiava;

8. GanttPro;

9. Trello;

10. Asana;

11. GoogleDocs;

12. и множество аналогов.

Пример описания процессов для автоматизации.
Пример описания процессов для автоматизации.
Пример mindmap одного из модулей для демонстрации структуры.
Пример mindmap одного из модулей для демонстрации структуры.

5. Заключение

Выше мы описали ключевые этапы, которые позволят вам сформировать ясный и понятный результат от запуска автоматизации.

Все это нужно/можно делегировать. Но, надеюсь, что я справился с задачей, и вы теперь четко знаете процесс прогнозирования результата.

В следующем материале я расскажу про гибкие методологии управления проектами, а также как и какие используем мы для их ведения.

33
1 комментарий

И книга перемен....