Как выжить, если ты решил стать копирайтером. Правила, которые я вывела за 3 года работы с текстом

Привет! Меня зовут Мария и я начинающий копирайтер.

Говорю так, несмотря на то, что я работаю в сфере SMM, «пилю контент» и, так или иначе пишу уже более трех лет. Почти сразу после филфака я попала в рекламное агентство. Писала статьи и кейсы о продвижении бизнеса в интернете, строчила продающие посты и деловые письма. Набивала руку, не имея, что называется «ни гроша за душой». То есть никакого практического опыта, кроме парочки детских рассказов и стишков в специально купленных для этого тетрадках, которые я позже приносила своей подруге в школу. Ну а подруге, само собой, приходилось прочитывать мои шедевры и давать свой отзыв…

Я всегда знала, что хочу, буду и должна писать. Призвание и всё такое, сами понимаете.

В этой статье я хочу дать ценные советы таким же начинающим авторам, как я. Эти рекомендации не взяты из интернета: я сама их вывела и следую им в своей работе. Здесь вы также найдете полезные сервисы для текстов и мой настоящий, временами горький опыт. Это моя первая публикация в vc, поэтому я буду рада любой обратной связи! Если вы копирайтер – дайте знать, что эта статья была вам полезна.

Итак, перейдем к рекомендациям.

Выбрать свою нишу (можно и не одну)

К этому я пришла далеко не сразу. Работая в рекламном агентстве, я просто писала всё, что мне дают. Я даже писала фейковые отзывы, признаюсь честно. Кстати, из того агентства я потом ушла...

Вторую свою работу в студии разработки онлайн-игр я выбирала не потому, что я такой безумный геймер, а просто чтобы скорее уйти из нелюбимого агентства. Пожалуйста, не делайте так. К выбору работы нужно подходить осознанно и с холодной головой, какое бы выгорание вас в этот момент не одолевало (кстати, о выгорании тоже расскажу).

Я рекомендую прописать, какие темы вам интересны. Кстати, есть смысл упоминать об этом в сопроводительных письмах и резюме, часто для компаний это важно. Очертите свои сферы интереса. К примеру, я люблю читать, изучаю психологию и тоннами скупаю соевые свечи на маркетплейсах. Если брать этот пример, то вам можно поискать работу в книжных издательствах, писать продающие тексты для услуг психологов или продвигать через текст локального производителя свечей.

Вполне возможно и то, что вы универсальный боец, который просто кайфует от того, что складывает слова в предложения (как я, к примеру). Вам может быть не так важно, описываете ли вы моторные лодки, либо рассказываете про уход за кустовыми розами. Такое тоже окей. Чем лучше вы сами себя понимаете, тем быстрее сможете найти работу, которая вас устроит.

Как выжить, если ты решил стать копирайтером. Правила, которые я вывела за 3 года работы с текстом

Находить интерес, когда скучно

Выгорание – это неприятное, давящее чувство. Ощущение того, что я делаю не так и не то, что я не там, где должен быть. Я вас понимаю, такое и у меня бывает временами. Это вообще болезнь нашего времени, что уж сказать.

Что помогает лично мне:

  • Жизнь вне работы

Как же все-таки легко впасть в ловушку «работа-дом-бытовуха», когда ты становишься взрослым! Пожалуйста, сопротивляйтесь этому. Вам будет гораздо легче проживать трудовые будни, если вы знаете, что вечером вас ждет поход на танцы или мастер-класс по лепке. Если ни к чему конкретному не тянет, то просто поищите активности, которые проходят в вашем городе. Зацепило или цена приятная – сходите, не понравилось – всегда можно вернуться в свою уютную скорлупку (пишу как отъявленный домосед!).

  • Новый взгляд на вещи

Последние месяцы я работаю на удаленке и моя социальная жизнь сведена к минимуму. Спасаю я себя тем, что каждый день выхожу гулять минимум по полчаса. Ходить каждый день по одним и тем же местам становится скучно, поэтому я часто меняю маршруты, пытаюсь пройти чуть дальше, выбираю новые незнакомые пути. Это не только помогает мне лучше изучить город, в котором я живу, но и дает ощущение новизны.

Этот подход можно применять и в работе. Использовать всегда одни и те же методы – это хорошо и стабильно, но может попробовать что-то еще? К примеру, можно попросить на работе новые задачи, которые помогут вам разнообразить привычную рутину. Это помогает, проверено. Стагнация – хуже всего, и это касается не только работы.

Сотрудничать на своих условиях

Теперь немного о болезненном. Однажды мне в Whatsapp пришло предложение о подработке: написание статей про маркетинг. Компания местная и хорошо знакомая, какие могут быть сомнения? Я, не раздумывая, согласилась. В тот момент я закрыла глаза на то, что мне не предложили заключить договор, не уточнили о необходимости и оплате тестового, не запросили у меня примеры текстов и не спросили о моей экспертности в нише. Я бы и сама могла поднять эти вопросы, но подумала, что раз обращаются лично ко мне, то уж знают кто я и как пишу. Как же я ошибалась!

Итак, я согласилась поработать, ведь свободного времени у меня много, а деньги лишними никогда не будут. Изучила ТЗ, написала статью. На мой взгляд, вышло достаточно сносно. Потратила весь свой выходной, изучая статьи по теме и делая рерайт. И чем же всё закончилось? Конечно же, её не приняли, да еще и не оплатили. Мы с заказчиком повздорили и разбежались в разные стороны. Я – искать более ответственных заказчиков, компания – на поиски подходящего копирайтера.

После той ситуации я точно для себя решила, что буду работать по предоплате и главное – обсуждать всё на берегу. Обязательно узнайте, собирается ли компания заключить с вами договор, предусмотрено ли тестовое и оплачивается ли оно, запросите примеры текстов, которые они хотят от вас видеть. Узнайте о целях текста, это тоже важно. Если понимаете, что силушек недостаточно – не беритесь.

Проблема была в том, что мой заказчик хотел глубокой экспертизы, которой у меня не было. А обращаясь ко мне, ни он, ни я этот момент не проговорили. Итог печальный: потерянный выходной, статья, написанная «‎в стол», и негативный осадок на следующие пару дней.

Кстати, из этой истории напрямую вытекает следующая рекомендация.

Быть любопытным и не бояться спрашивать

Помните видео с котенком, который растерянно смотрит в камеру под умилительную музыку? Это все мы, когда боимся задать вопрос. Я хочу вам сказать: не бойтесь. Спрашивайте. От этого напрямую зависит качество вашей работы.

А есть примеры текстов? А расскажите, для кого мы пишем? А можете прислать больше информации о продукте? А можно ли оставлять ссылки в тексте? А нужны ли иллюстрации?

Я раньше жутко боялась и стеснялась спросить что-нибудь, но со временем осмелела. Сейчас мне не страшно показаться навязчивой, задавая много уточняющих вопросов заказчику. Я поняла, что это вовсе не навязывание, а стремление по максимуму хорошо сделать свою работу. К тому же, это демонстрирует вашу заинтересованность, что всегда подкупает.

Если вы чувствуете, что здесь нужен взгляд эксперта – договоритесь с ним о созвоне. Если описываете фичу и не понимаете, как она работает – напишите разработчику. Конечно, можно найти ответ и в интернете, но ведь далеко не всегда. Люди могут и отказать, это правда. Но зато вы попробовали и теперь будете знать, что сделали всё, что могли.

Учитесь собирать факты и настраивать коммуникацию с людьми, так ваши тексты будут получаться более насыщенными, живыми и информативными. Для меня этот пункт сложный, так как я интроверт до мозга костей и предпочитаю весь день сидеть перед экраном и стучать по клаве, чем разговаривать вживую или по телефону. Однако мы все работаем с людьми, поэтому уметь общаться и договариваться очень важно.

Как выжить, если ты решил стать копирайтером. Правила, которые я вывела за 3 года работы с текстом

Не стесняться говорить о своих навыках

Я тот человек, который пришел в копирайтинг, чтобы писать. Однако я прекрасно понимаю, что красивые тексты – это далеко не всё, что нужно бизнесу. Компании может быть важно, чтобы ты умел работать с админкой сайта, запускать рассылки, составлять контент-планы, проводить интервью. Это пожалуй больше касается фирм, куда ты устраиваешься на фулл-тайм. Если же ты просто берешь заказы на текст – это другое дело. Лично я всегда работала фулл-тайм, поэтому мои обязанности были куда шире рерайта и копирайта.

К тому же от письма так или иначе устаешь за 8 рабочих часов. Хорошо иногда отвлечься на то, чтобы оформить картинку к своей новой статье или поискать интересные темы для постов в паблик. Согласны?

Не стесняйтесь говорить работодателю о том, что умеете не только хорошо писать. Однако и не забывайте о том, что ваш опыт должен быть релевантным. Здесь есть смысл ориентироваться на текст вакансии. Сверьтесь, есть ли у вас нужные знания и навыки, которые необходимы для этой работы. Если чего-то не умеете – говорите. Если не умеете, но готовы обучиться – тоже неплохо будет об этом сказать. Если хорошо пишите, но также умеете запускать рекламу – обязательно пишите и как-нибудь выделите.

Какой контент вы читаете, слушаете и смотрите?

Лично я подписана в ютубе на канал Ильяхова и иногда смотрю вырезки его выступлений, читаю рассылки различных агентств, делающих упор на копирайтинг. Если мне нужно узнать, как написать вовлекающее пуш-уведомление – я ищу материалы об этом. Советую вам находить экспертов, которые поднаторели в теме и пишут на собственном опыте.

Вы вполне можете ежедневно выделять 5 минут времени на чтение рассылки. Плюс это будет важно, если вы сами их пишите. О пользе насмотренности я говорить тут не буду.

В интернете масса бесплатных материалов, мини-курсов и статей, раскрывающих тайные секреты копирайтинга. Какое-то время назад я ввела полезную практику в свою привычную рутину. Начинаю рабочий день, захожу в почту и читаю интересные мне письма из папки «Рассылки». Эта утренняя привычка напоминает чтение утренней газеты за чашечкой кофе.

Включить полезный подкаст, пока вы убираетесь или гуляете. Прочитать статью. Подписаться на телеграм-канал известного копирайтера, лайкнуть, написать комментарий и что-то уточнить у эксперта в вашей области. Это не отнимет много времени и поможет вам в работе.

Пользоваться нужно не только Главредом

Но и им тоже, само собой. Это, так сказать, база. Я здесь говорю о некоторых нетипичных бесплатных сервисах, которые лично меня выручают на регулярной основе.

  • Грамота.ру. Идеальный помощник любого коммерческого писателя. На грамоте можно узнать значение слова, есть отдельный раздел с ответами на вопросы. Здесь можно узнать, нужно ли ставить пробел между цифрой и пробелом, или всё-таки нет (спойлер: можно и так, и так).
  • Словари синонимов. Их много, конкретные приводить не буду. Лично у меня часто возникает проблема с тавтологией и повтором слов. Иногда нужный синоним просто не приходит на ум, и тут меня выручает словарь. Полезная штука!
  • Ассоциации к словам. Есть сервисы, в которых вы можете ввести слово и получить к нему ассоциативные слова. Зачем это нужно? Я обычно использую такие сервисы, когда у меня нет идей для яркого и цепляющего заголовка или при создании сценариев, когда никак не придумывается интересный сюжетный поворот. Собираю кластер близких по смыслу слов, из которых затем может родиться история или забавная фразочка.
  • Нейросеть Балабола. Прикольная вещь, с которой можно временами побаловаться. Вводите ключевой запрос и получаете текст. Можно использовать во время творческих кризисов.
Как выжить, если ты решил стать копирайтером. Правила, которые я вывела за 3 года работы с текстом

Наставник поможет вам вырасти быстрее

Понимаю, что далеко не во всех фирмах можно встретить человека, который возьмет тебя под свое крыло. Будет уделять тебе достаточно времени, вникать в твои тексты, помогать и поддерживать. Большое везение, если такой человек у вас есть. На своем пути я встречала разных людей и разные комментарии. Иногда по делу, иногда нет. Иногда грубые, иногда вежливые. Бывало по-всякому. И вам тоже нужно быть к этому готовыми.

Однако факт в том, что к опытным людям, к вашим коллегам и наставникам нужно обязательно прислушиваться. Если их опыт вам не откликается, то идите к известным личностям и авторам.

А еще часто копирайтеру нужен взгляд со стороны. У меня была подруга, с которой мы вместе учились на филфаке. После учебы мы не только продолжали дружить, но и помогали друг другу с рабочими вопросами. Я – редактировала её посты для литературного блога, а она – подсказывала, как я могу исправить свой текст. Взаимовыгодное сотрудничество! Подумайте, возможно и у вас в окружении есть такой человек, который будет совсем не против помочь вам с рабочими моментами.

Подведем итог

Это были правила и рекомендации, которые я успела вывести за недолгое время моей работы с текстами. Давайте резюмируем и вспомним, о чем шла речь в статье.

  • Узнайте, о чем вам интересно писать. Выберите тематики и жанры, в которых вам хочется попробовать свои силы.
  • Не всегда работа будет интересной и увлекательной. Но вы можете найти этот интерес сами, действуйте!
  • Спрашивайте обо всех важных для вас моментах перед тем, как соглашаться на сотрудничество.
  • Спрашивайте, уточняйте, просите дать комментарий.
  • Наиболее полно и целостно описывайте свои навыки и умения в резюме.
  • Читайте, слушайте и изучайте полезный контент.
  • Используйте разнообразные сервисы для улучшения текстов.
  • Прислушивайтесь к своему наставнику и коллегам.

Надеюсь, что вы смогли почерпнуть для себя что-то полезное! Буду рада любой обратной связи. Давайте продолжим общение в комментариях 🙂

22
4 комментария

6/10

Ответить

Спасибо за Вашу оценку и коммент)

Ответить

Интересная статья, но, извините, для человека, закончившего филфак и работающего копирайтером, недопустимо писать "с того агентства я потом уволилась". Увольняются С работы, но ИЗ компании. Уволилась из агенства.

Ответить

О, спасибо, что заметили! Даже не обратила внимания. Подправлю :)

Ответить