Если твоим продуктом пользуются 500 человек, то это не бизнес
Шесть лет назад Redmadrobot начался как стартап. Мы не только делали мобильные приложения на заказ: великое множество идей генерировалось внутри нашего коллектива, и некоторые превращались в работающие приложения. В этой колонке я расскажу, как мы поняли, что идея без компетенций ничего не стоит, и научились мыслить как предприниматели, а не как стартаперы.
Фильтр грубой очистки
Когда-то в компании было пять критериев, которые выполняли роль фильтра грубой очистки.
- Массовость. Проект должен быть востребован широким кругом пользователей.
- Польза. Проект должен приносить реальную пользу, а не уничтожать время и мозг. Поэтому на входе сразу же отметались игры и прочие timewasters.
- Безальтернативность. Проект не имеет сильной конкуренции на рынке и не является улучшенным клоном.
- Хорошо для кармы. Нужно гордиться, а не стыдиться продукта, который производишь.
- Интересно, необычно, с творческим зерном. Настолько, чтобы хотелось рассказать о проекте другу.
По этим параметрам мы старались оценивать все идеи на входе: и свои собственные, и поступавшие от сторонних заказчиков. Впрочем, большинство реализованных проектов на выходе все равно им не соответствовало. От стартапа до бизнеса не то чтобы пропасть, но несколько шагов и много упорного труда. Нам это понимание стоило двух провальных проектов и 3 млн рублей.
Идея: Amalgam
Концепция
Как-то раз в голову одного из сотрудников пришла идея стартапа, которая, казалось, подходила для реализации по всем пяти критериям нашего фильтра. Это было приложение с единой лентой из всех популярных социальных сетей. К нему подключались Twitter, Facebook, LinkedIn и другие сайты. Полезно, востребовано, не имеет конкуренции, интересно: «Скорее! — подумали мы, — надо занять эту нишу, пока она свободна!»
Приложение получило название Amalgam и обросло множеством полезных фич. Как оно работало?
Во-первых, был реализован «бесшовный переход» — пользователь не знал, из какой соцсети к нему прилетело то или иное сообщение. При этом если он ставил «лайк» записи через Amalgam, то запись автоматически «лайкалась» в Facebook или ретвитилась, когда источником был Twitter. То же касалось комментариев — в Facebook появлялся комментарий, а в Twitter — ответ.
Во-вторых, была фильтрация, отсекающая информационный мусор вроде дублирующихся сообщений в разных соцсетях. Если человек постил одно и то же в Twitter и Facebook, мы объединяли это в своей ленте.
В-третьих, можно было удобно скрывать автоматические публикации вроде чужих чекинов, которые разлетались из Foursquare по всем соцсетям, а также апдейты из Facebook, где кто-то кого-то лайкнул или кто-то с кем-то подружился. То есть вся информация, которая не несла в себе смысла, исключались.
Проблемы
Amalgam мы пилили очень долго, постоянно сталкиваясь с разными неприятными нюансами: соцсети ставили нам лимит, например, Twitter не отдавал больше 500 записей в час. От этого, само собой, страдал UX. Выяснилось, что соцсети, мягко говоря, не любят, когда к ним кто-то подсасывается и берет контент без спроса. Они зарабатывают деньги, продавая рекламу через собственные приложения, а у нас рекламы не было.
И все же мы, наконец, опубликовали приложение в App Store, выставили на него цену в пару долларов и принялись ждать первых покупателей. Продажи шли вяло: Amalgam покупало по несколько человек в день, заработок не превышал $10-20 в сутки. Через некоторое время мы пошли на эксперимент и сделали приложение бесплатным. Успех превзошел все ожидания — скачивать апп ринулась толпа народу, счет загрузок шел на сотни в день.
Но придумать, как использовать свалившуюся на нас популярность, мы так и не успели. Буквально на следующий день Facebook изменил что-то у себя в API, и наше приложение в буквальном смысле слова сломалось. Недоступной стала не только лента Facebook, но и другие соцсети. Приложение постоянно вылетало. Надо было что-то делать, и мы сделали — убрали апп из стора и приняли волевое решение: поддерживать и улучшать Amalgam больше не будем. Потому что просто не знаем, как сделать продукт успешным.
Подобные «ошибки» иногда допускают не только стартапы, но и ИТ-гиганты. Можно вспомнить историю сделанного в «Яндексе» приложения для социального поиска Wonder — оно проработало несколько часов, после чего Facebook перекрыл доступ к графу API. Спустя несколько дней в компании так же приняли решение закрыть доступ к Wonder и убрать его из стора. Или совсем свежая история с модным приложением Meerkat для прямых трансляций видео в Twitter. Недавно последний заблокировал доступ сервиса к своему соцграфу.
Ошибки
В чем же причина провала такго, казалось бы, хорошего стартапа? Виноват не Facebook со своим API: мы сами допустили кучу ошибок на всех этапах от планирования до реализации:
- Отсутствие рисерча. Мы не провели глубокого исследования всех нюансов предстоящей работы, а просто сразу ломанулись разрабатывать.
- Отсутствие внятного бизнес-плана. Конечно, мы примерно посчитали, сколько потратим на создание приложения, но не понимали, сколько заработаем.
- Отсутствие прототипа. Мы сразу все делали на чистовик.
- Отсутствие маркетинга. Маркетинга у нас не было ни в одном из его многочисленных проявлений, даже базового анализа спроса: мы мерили по себе.
- Отсутствие продвижения. Мы продавали приложение в App Store по достаточно скромной в нашем понимании цене. Приложение начали покупать, но покупателей было очень-очень мало. О том, что приложение надо продвигать, мы в принципе не задумывались.
- Ориентация на международный рынок. Мы сразу решили, что пойдем со своим аппом на международный рынок, хотя никогда в жизни не делали глобальных проектов. О том, чем это закончилось, вы уже догадались.
Эволюция
Неудача c Amalgam подействовала на команду отрезвляюще. Мы поняли, что «фильтр грубой очистки» бесполезен, так как применим только на уровне идеи. На деле задавать себе вопросы и оценивать ситуацию нужно на каждом этапе трансформации стартапа в бизнес.
- Идея. Должна обязательно содержать в себе потребность и ответ на вопрос, как эта потребность закрывается. Возьмем в качестве примера Uber. Идея — «Everyone's private driver». Быстро заказать машину, которая так же быстро приедет, на ней не будет шашечек, а водитель похож на частного шофера, а не таксиста, и ему не надо судорожно совать деньги. Сел, проехал, вышел.
- Проект. Этап составления бизнес-плана. Требует ответов на целую кучу вопросов, главный из которых — как именно реализовывать идею и что для этого надо. То есть, каких проект потребует ресурсов, и есть ли они в нашем распоряжении; сколько потребуется времени, и есть ли оно; где взять финансирование на первое время. Надо собрать команду и договориться об условиях сотрудничества.
- Прототип. У прототипа два основных свойства: он должен непосредственно закрывать потребность, о которой шла речь на стадии идеи, и его производство должно быть быстрым и недорогим. Возьмем в пример тот же сервис такси. Должно быть приложение, с помощью которого можно вызвать машину, которая реально приедет. В прототипе может быть ужасный дизайн, никаких классных фич вроде привязки банковской карточки или карты с отслеживанием перемещений водителя. Но основная функция — вызов машины — должна работать отлично. Делать прототип надо быстро. Существует понятие MVP (minimum viable product) — минимально жизнеспособный продукт. Нельзя сразу создавать полнофункциональный продукт с дизайном от лучших дизайнеров. Ресурсы надо расходовать с умом (продал квартиру и заказал логотип у Лебедева — сомнительный путь). На MVP мы проверяем гипотезу: а жизнеспособна ли вообще наша идея?
- Продукт. Если идея не жизнеспособна, надо иметь мужество выбросить ее на свалку и идти дальше. На стадию продукта мы перемещаемся только если есть четкое ощущение, что идея действительно хороша и будет работать. На этом этапе нужно вкладываться в развитие продукта: улучшать пользовательский опыт до состояния, когда можно массово привлекать юзеров, на суд которого будет представлен уже не сырой прототип, а полнофункциональный продукт.
- Бизнес. Приведем пару примеров. Есть «Тинькофф Банк» и «Рокетбанк». У «Рокетбанка» классный продукт: отличное приложение, красивая карточка, хороший сервис. Но «Рокетбанк» раздает в месяц столько карточек, сколько «Тинькофф» за один день. По этому поводу Тиньков постоянно смеется над ребятами из «Рокетбанка», мол у них нет бизнеса. Или другой пример: интернет-радио с аудиторией в несколько сотен человек. Там хороший дизайн, отличный звук, но это не бизнес — это продукт. Если твоим продуктом пользуются 500 человек, то это не бизнес.
Выводы
Невозможно эффективно работать над проектом без четкой структуры. Декомпозировать работу на отдельные этапы и задачи критически важно. Если не думать о бизнес-составляющей стартапа с самого начала, ничего не получится. Вера в то, что продукт будет продавать сам себя — огромная глупость. Такого не бывает: думать надо в первую очередь о маркетинге и лишь затем о продукте. Если бы мы следовали этим правилам, когда работали над Amalgam, то тем самым сэкономили бы кучу денег и несколько месяцев времени, потраченных впустую. И, конечно, идея без компетенций — ничто.
и что реально никому в голову не пришло что соцести будут закрывать доступ к своим данным?
Судя по его опыту, чувак ваще не в курсах! Походу, успех его не ждёт!
Я прочитал статью про парня, который продал квартиру за дизайн Лебедева (ссылка по тексту), это угар:))) Чел продал квартиру, сделал лого у Лебедева, набил тату с этим логом и сайт его больше не доступен! Вот так пример...
Вообще он другим проектом занят — http://workplace.land/
Там где еще Лебедев на плагиате попался с логотипом.
Как-то раз в голову одного из сотрудников пришла идея стартапа... Это было приложение с единой лентой из всех популярных социальных сетей. К нему подключались Twitter, Facebook, LinkedIn и другие сайты.
>Выводы
Очень много развелось бесполезных веб-сервисов. Зачем они?
Люди могут ли заработать этими сервисами (как инструментом заработка, как инструментом экономии)?
Я понимаю, есть два типа компаний.
Классическая, создаваемая для создания этих самых инструментов заработка \ экономии клиентов.
И есть спекулятивная, с "ранними" инвесторами и с новыми инвесторами, для которых специально работает цирк шапито.
Современные предприниматели забыли, что такое быть промышленником.