10 метров ели для деки, или как мы реставрировали старинный рояль
Grand Piano Lab – это минская мастерская по реставрации роялей с историей. В профессиональных руках мастеров инструменты обретают вторую жизнь и вновь радуют окружающих музыкой.
Расскажем подробнее об одной из важнейших частей рояля, которая и издает эти волшебные звуки – о деке. Покажем в деталях, как ее восстанавливают, и подумаем, как сделать деку рояля уникальной.
Что такое дека и зачем она роялю?
Дека представляет собой резонансный щит, сделанный из специальной акустической древесины, которая усиливает звук струн. Дека становится своеобразной мембраной, по поверхности которой колебания струн распространяются в окружающем пространстве, наполняя его мелодиями.
Чтобы звук, отражающийся от площади деки, был более глубоким и объемным, она должна находиться в напряжении. Как это достигается? Сама дека имеет выгнутую форму благодаря рипкам – жестким рейкам специальной формы из резонансной ели – которые ее удерживают в таком положении. Именно за счет такого давления дека и становится восприимчивой к звуковым волнам. При этом струны расположены на такой высоте, чтобы они плотно прилегали через штеги к деке. Так получается хороший контакт струн с декой, а значит и хороший звук.
Резонансная дека есть во многих музыкальных инструментах. Она в том числе отвечает за звуковые характеристики рояля, поэтому реставрации этой части инструмента в нашей мастерской уделяют большое внимание.
Про нашу коллекцию музыкальных инструментов и команду мастерской можно подробнее почитать в предыдущем материале.
Ремонт начинается с диагностики и определения степени повреждений, что позволяет выбрать наиболее подходящий метод. Наши мастера проводят визуальный осмотр, проверяют расклейки с помощью щупов. Самые распространенные проблемы с декой у старинных инструментов – это трещины, просадка купола, расклейки либо слабые клеевые соединения.
Чтобы защитить все поверхности, перед началом работ корпус оклеивается защитными материалами.
Стамески или фрезер?
После этого начинается самый ответственный и кропотливый этап – собственно ремонт. Мастера проклеивают рипки, используя несколько видов струбцин и опор. Далее берутся за трещины: устанавливают под декой подпорки (чтобы сохранить ее форму купола) и расшивают трещины стамесками вручную или специальным фрезером. Работа с каждым повреждением индивидуальна, метод выбирается в зависимости от его места расположения и удобства работы. Далее в трещины вклеивают специально подогнанные под нее рейки. Рейки из акустической древесины мы покупаем в Германии или изготавливаем самостоятельно, для чего также закупаем древесину.
Вклейка реек в деку
Для более плотной фиксации реек сразу после вклейки используются распорные струбцины. Обычно мастера не ставят их сразу много, чтобы не передавить деку. Поэтому работа над трещинами требует терпения и последовательности действий.
Когда все трещины проклеены, подпорки снимаются и мы можем проверить, какую форму приобрел купол деки. Выступающие части реек срезаются, скребками удаляется старый шеллак и вся поверхность шлифуется – это подготовка к финальному этапу.
Зачистка поверхности деки
Глянец поверхности деки придает шеллак, которым ее и покрывают. Много тонких слоев оттеняют глубину цвета дерева, а также становятся холстом для кастомной росписи, которую делает художница.
Наши мастера используют как классические, так и современные технологии ремонта. Важно учитывать, что, помимо получения знаний из учебников по реставрации роялей, команда Grand Piano Lab посещает тематические семинары и обменивается опытом в сообществе реставраторов. Такой гибкий и современный подход позволяет сохранить самобытность инструмента и вдохнуть в него новую жизнь.
Алмаз нашей коллекции и вместе с тем самый старинный рояль в ней – Blüthner 1894 года. Для ремонта его деки понадобилось около 10 метров реек из качественной резонансной ели, которые покупали на родине рояля в Германии. После всех ремонтных работ деку покрыли шеллаком Borma (Италия).
“Мы тщательно отремонтировали деку, уделили внимание каждой трещине, затем покрыли ее шеллаком. Мы восстановили, а не заменили деку, потому что очень хотели сохранить аутентичность рояля. То, что мы сделали, однозначно улучшило характеристики инструмента. Сейчас рояль по технической части не уступает новому”, – так о реставрации этого инструмента говорит мастер Сергей Стецко.
Кастомная роспись деки – наше ноу-хау
Реставрация роялей в нашей мастерской – это не просто процесс восстановления инструментов, но проект о музыке и искусстве. Так как роялей в коллекции уже много, и все пройдут через умелые руки наших мастеров, хотелось сделать их частью одной общей истории, наделить большей ценностью. Появилась идея сделать серию кастомных роялей, посвященную известным пианистам и композиторам.
Сейчас уже два рояля из нашей коллекции полностью расписаны и кастомизированы. Теперь у них, с виду классических музыкальных инструментов, внутри под крышкой можно найти настоящие художественные произведения.
Мы выбираем героя росписи в зависимости от его вклада в музыкальную историю и характера инструмента. Каждый выбранный исполнитель привнес в мир музыки что-то новое и идейно сочетается с конкретным роялем. Анна Редько, художница мастерской, чьи руки и фантазия создают уникальный кастом на роялях, говорит: “Создание эскиза к росписи – это самый длительный этап. Это исследование истории и жизни музыканта, поиск образов, их интерпретаций, поиск композиции, силовых линий и выразительности изображения”.
На крышке рояля Blüthner 1894 года нанесен портрет канадского пианиста, органиста, композитора Гленна Гульда. Он известен своими интерпретациями музыки Баха, представителя одного из первых стилей в музыке – барокко и гения эпохи.
Странная, но вместе с тем выдающаяся техника “Гольдберг-вариаций” музыкальных произведений Баха известна своей виртуозностью и четким туше в сочетании с быстрым темпом. Исполнение полифонических композиций барокко было для Гульда духовным и интеллектуальным поиском, он зачастую предлагал различные трактовки одного и того же музыкального материала.
Фраза Гленна Гульда в иллюстрации: “I believe that the justification of art is the internal combustion it ignites in the hearts of men and not its shallow, externalized, public manifestations”.
(Перевод: “Я считаю, что оправдание искусства – это внутреннее сгорание, которое оно зажигает в сердцах людей, а не его поверхностные, внешние, публичные проявления”).
На деке этого рояля художница также нанесла рисунок, опираясь на уникальный стиль пианиста, который проявлялся в интеллектуальной глубине интерпретаций, особых темповых и динамических решениях. “Я изобразила одну из стихий – дождь. Музыка Гленна Гульда иногда сравнивается с каплями дождя, падающими в воду, из-за её кристальной четкости и точности. Как капли, его игра обладает особым ритмом, который может быть искусно пронизан тишиной и паузами, как в ритме падающих капель”, – рассказывает художник-иллюстратор Анна Редько.
На нашем фотоколлаже можно проследить все этапы работы с этим элементом росписи. Оцениваем повреждение, снимаем скребком старый лак, шлифуем и покрываем шеллаком поверхность, наносим рисунок и снова покрываем его специальным составом.
Роспись рояля Blüthner 1907 года – портрет советского и российского пианиста Святослава Рихтера. Рояль обладает достаточно мощным звучанием и соответствует стилю игры академической музыки Рихтера, которому в исполнении присуща монументальная мощь звукового образа. Он один из крупнейших пианистов ХХ века, чья виртуозная техника сочетается с глубиной музыкальных интерпретаций, а также обладатель бесчисленного количества премий и наград, в том числе “Грэмми” за Второй фортепианный концерт Брамса.
Художница рассказала о процессе: “Выбрали несколько фраз и выражений. Я скомпоновала слова таким образом, чтобы они сплетались друг в друга и образовывали целостное впечатление, учитывая сложную форму деки рояля. В центре этой композиции поместила фигуру самого Святослава Рихтера, взяв за основу фото его прогулки по Парижу с первых гастролей во Франции в октябре 1961 года. Францию и Италию он называл своей духовной родиной”.
Но роспись роялей имеет не только креативную составляющую, но и техническую. Перед нанесением рисунка готовится базовая поверхность, а после росписи поверхность деки покрывается в несколько этапов полиэфирным лаком – это позволяет сохранить краски максимально долго.
Сам рисунок создается художественными акриловыми красками в авторской технике: сочетание графических линий с послойным лессировочным нанесением краски. Нанесение полупрозрачных оттенков поверх основных позволяет получить более глубокий насыщенный цвет.
В каждом рисунке художница использует флюоресцентные краски, которые придают рисунку особенное свечение в лучах специальной лампы.
Ремонт и кастомизация деки – это очень важный, но лишь один из многих этапов реставрации роялей в Grand Piano Lab. Наши мастера, как врачи, реанимируют старинные рояли, чтобы они нашли новых владельцев и продолжили дарить музыку.
О чем еще из мира реставрации роялей вы бы хотели узнать? Пишите ваши вопросы и мнения в комментариях, а мы раскроем новые аспекты своей работы в следующих материалах.