3 способа оценить, что стартап устоит перед кризисами

Когда венчурный инвестор Натали Фратто определяет, какие стартапы поддержать, она обращает внимание в первую очередь на адаптивность проекта. Для этого у неё есть три способа, которые помогают выявить «коэффициент адаптивности» и показывают, почему способность стартапа реагировать на изменения действительно важна.

«Что, если». Во время бесед со стартаперами Натали задаёт много вопросов типа «что, если». Что, если основной источник дохода сразу иссякнет? Что, если из-за сильной жары покупатели не смогут посетить ваш магазин?

Вопрос «что, если» направлен в возможное будущее и заставляет мозг моделировать. Количество и качество сценариев, которые стартапер может придумать, говорит об уровне проработанности бизнес-идеи и личной креативности человека.

Здесь поможет практика моделирования: нужно представить как можно больше гипотетических путей развития событий и найти, как разрешить эти ситуации.

Развитие. Успешные стартаперы стремятся оспорить то, что, по их предположениям, уже устарело, и заменяют эти данные новой информацией. Получается что-то вроде компьютера, который постоянно чистит диск от ненужных файлов и хранит только актуальные материалы.

Прокачаться в этом поможет постоянное выдвижение гипотез, тестирование и изменение продукта и бизнес-модели.

Исследование. Стартаперы сколонны отдавать предпочтение использованию продукта, забывая про исследование возможностей.

В 2000 году стартапер добился встречи с Джоном Антиоко, генеральным директором сети магазинов видеопроката Blockbuster, и предложил партнерство для управления молодым онлайн-бизнесом Blockbuster. Антиоко выставил его, сказав: «У меня миллионы существующих клиентов и тысячи успешных розничных магазинов. Мне нужно сосредоточиться на деньгах».

Тем стартапером был Рид Хастингс, генеральный директор Netflix. В 2010 году Blockbuster подал заявление о банкротстве, а Netflix в 2018 году заработал 15,8 миллиарда долларов. Антиоко был слишком сосредоточен на использовании своей и без того успешной бизнес-модели — настолько, что не захотел заглянуть в будущее.

Большая ошибка — зацикливаться на своих победах. Лучше продолжать активный поиск того, что может убить в следующий раз.

Адаптивность — это динамичное качество, над ним можно работать. Как мышца, которую нужно тренировать — и на это нужно время.

Подписывайтесь на мой tg-канал о проектах и стартапах. Новые посты каждый понедельник и четверг.

22
2 комментария

"Антиоко был слишком сосредоточен на использовании своей и без того успешной бизнес-модели — настолько, что не захотел заглянуть в будущее." - вот так бывает, когда нет энтузиазма в работе, решил сохранить то, что есть

1

"Большая ошибка — зацикливаться на своих победах. Лучше продолжать активный поиск того, что может убить в следующий раз."-на счет того,что не нужно зацикливаться только на успехе я согласен,но настраивать себя на неудачу это не совсем верно

1