5 принципов Стива Джобса, которыми он руководствовался при разработке продуктов

5 принципов Стива Джобса, которыми он руководствовался при разработке продуктов

Провидец, гениальный маркетолог, человек из будущего — как только не называли Стива Джобса. Именно благодаря его гению Apple стала самой дорогой компанией в мире. Какими же волшебными постулатами руководствовался Джобс, и актуальны ли они сейчас? Или Джобс был просто авторитарным руководителем, которому повезло? Рассмотрим в статье.

1. Перфекционизм во всем

Известно, что Джобс заставлял конструкторов делать идеальными даже «внутренности» устройств, хотя обычный пользователь мог никогда их не увидеть. Коллеги Джобса могут рассказать десятки историй, когда их руководитель требовал буквально невозможного в мелочах, например, чтобы штекер наушников входил в гнездо смартфона с определенным щелчком. При этом Джобс не был изобретателем или дизайнером — он был визионером, который четко представлял, как должен выглядеть идеальный продукт. Он не терпел дешевых материалов или несовершенных форм, а его подчиненные должны были из кожи вон лезть, чтобы выполнить все задумки. Но, как мы видим, это и привело компанию к успеху.

Перфекционизм вызвал и знаменитое противопоставление Джобса Биллу Гейтсу. Разработав Windows, Гейтс сделал ставку на универсальность системы. По задумке, это должно было привести к ее стремительному распространению, что и случилось. Джобс же придерживался принципа, что и ОС, и железо, и дизайн интерфейса должна разрабатывать одна и та же компания — только так эти три составляющие будут работать идеально. Коллеги отговаривали Джобса, предлагая ему сделать ОС открытой, но он ни в какую не хотел идти на такой шаг и оказался прав.

2. Лучше меньше, да лучше

Известно, что Джобса в свое время выгнали из созданной им же компании отчасти из-за уже упомянутого агрессивного перфекционизма. Но спустя 8 лет, отчаявшись от бесплодных попыток добиться успеха, совет директоров пригласил его обратно. В то время Apple, стремясь удержаться на плаву, производила массу наименований, в которых путалось даже руководство. Они отличались незначительными деталями оформления и некоторыми функциями.

Вернувшись, Джобс сразу же сократил планируемую линейку продуктов до четырех:

  • ПК для домашнего использования;
  • Ноутбук для домашнего использования;
  • Профессиональный ПК;
  • Профессиональный ноутбук.

Совет директоров был в шоке, но спустя некоторое время Джобс доказал свою правоту. Он показал, что пользователи не хотят долго анализировать и выбирать среди десятков устройств, поэтому нужно просто создать для них идеальное устройство подходящего формата. Единственное, что придется выбрать покупателю — нужен ли ему стационарный или компактный компьютер, и для каких задач (рабочих или личных) он его будет использовать.

И по сей день линейки устройств Apple необычайно лаконичны, по сравнению с другими брендами. Так, каждый год на презентации представляется только два типа iPhone — обычный и профессиональный. При этом у каждого может быть по одной вариации, как правило, более крупного размера. Лаконичная линейка позволяет разработчикам сфокусироваться на качестве, а не пытаться сделать десяток разных устройств в ограниченные сроки. А пользователи довольны, что не приходится ломать голову, выбирая новый смартфон.

3. Дизайн, дружелюбный для пользователя

В конце 90-х компьютеры еще считались чрезвычайно сложными устройствами — справиться с ними было под силу не каждому. Джобс перевернул общественное мнение, заявив, что ПК скоро появится у всех. И выпустил оригинальный iMac G3 округлой формы, с ручкой на корпусе. Он значительно отличался от своих сложных собратьев. С ним уже было нестрашно контактировать — а ручка была и забавной деталью, и показателем того, что компьютер можно трогать, взаимодействовать и дружить с ним.

Тот самый iMac G3 — он значительно отличался от привычных персональных компьютеров
Тот самый iMac G3 — он значительно отличался от привычных персональных компьютеров

Этот принцип Джобс перенес и в последующие продукты. Например, интерфейс первых айфонов был выполнен в стиле скевоморфизм — иконки на экране подсказывали их назначение. Так, почта была скрыта за иконкой почтового ящика, сообщения обозначались конвертом, камера — объективом фотоаппарата. Дело в том, что тогда пользователи были не так хорошо знакомы с возможностями смартфона, и иконки должны были наглядно показывать, что скрывается за ними.

Дизайн интерфейса первых iPhone, выполненный в стиле скевоморфизм
Дизайн интерфейса первых iPhone, выполненный в стиле скевоморфизм

Сейчас мы уже прекрасно представляем, как работает смартфон, поэтому иконки стали плоскими и минималистичными. Но интерфейс все равно остается максимально дружелюбным — разработчики Apple постоянно анализируют взаимодействие пользователей с устройствами, чтобы сделать управление еще более удобным.

4. Люди не знают, чего хотят

В лучших традициях современной разработки создание продукта начинается с аналитики потребностей целевой аудитории. Нужно максимально точно понять, описать и воплотить то, что аудитория хочет видеть. Кажется, так правильно? Но Джобс в пух и прах разбивал это утверждение. Он говорил, что при создании инновационных продуктов ни в коем случае нельзя руководствоваться мнением пользователей, потому что они сами не знают, чего хотят, и как наилучшим образом удовлетворить свои потребности.

Как говорил Генри Форд: «Если бы я слушал потребителей, то просто сделал бы более быструю лошадь». Джобс считал так же. Он был непоколебимо уверен в своем даре провидца, и даже когда сотрудники компании со всех сторон умоляли его отказаться от идеи, он был непреклонен. Сложно поверить, но в разные времена Джобса просили отказаться от создания компьютерной мыши, разработки графического интерфейса или компактного плеера с 1000 песен в памяти. К счастью, он твердо стоял на своем.

Кстати, многие критикуют Джобса за то, что он не придумывал инновации, а лишь использовал их — например, сверхпрочное стекло Gorilla Glass или уникальный микрочип с огромным количеством памяти в 5 Гб (в 2001 году это казалось невероятным). Но гений Джобса в том, что именно он видел в этих изобретениях будущее. Так, только благодаря Apple компания Corning Incorporated, производящая Gorilla Glass, стала миллиардером.

5. Презентация — ключ к успеху

Продукция компании Apple сама по себе была инновационной, но истинную популярность ей придавали знаменитые презентации, которые Джобс готовил самостоятельно. Для своих ярких выступлений Джобс заказывал оригинальные рекламные ролики и красочные слайды. Он продумывал презентации как театральные действа, которые были призваны изумлять зрителей. Например, чтобы показать компактность iPad, он вытащил его из простого бумажного конверта. А рассказывать о новом iPod Nanо Джобс начал издалека, задав зрителям вопрос о назначении маленького кармашка на джинсах. И затем, к восхищению публики, достал оттуда самый компактный плеер в истории Apple.

Известно, что Джобс часами репетировал свои презентации, оттачивая каждое слово. Зато во время выступления весь зал следил за его худощавой фигурой в неизменном черном свитере и джинсах. Презентации были предназначены не для потенциальных инвесторов или технического сообщества, а для обычных пользователей, поэтому привлекали массу внимания. А фраза Джобса: «Аnd one more thing…», брошенная почти в самом конце презентации, неизменно обозначала «вишенку на торте» — очередную инновацию, припасенную на сладкое.

Сейчас презентации Apple — одни из самых популярных трансляций в мире. Другие бренды тоже стали делать похожие презентации устройств, но пальма первенства все же принадлежит Джобсу.

Гений или диктатор?

Чтобы соблюсти свои принципы, Джобс шел на все: он требовал от сотрудников невероятных темпов работы, устраивал масштабные разборы полетов, неделями и месяцами не утверждал проект, в котором, по его мнению, были изъяны. Переубедить Джобса было сложно, порой и вовсе невозможно, а о его крутом нраве ходило множество историй. Но вместе с тем он сделал Apple именно той компанией, которой она является сейчас.

Кому-то это покажется странным, ведь именно эти детали — перфекционизм, игнорирование потребностей клиентов, крошечная линейка продукции — обычно и препятствуют развитию бизнеса. Как тогда Apple стала империей? Но ответ на эту загадку прост: для такой фигуры, как Джобс, правил не существует. Все его принципы не будут работать для заурядного руководителя, который развивает бизнес по классической схеме. Нужно реально обладать даром предвидения и тонким чутьем, чтобы сделать то, что сделал Джобс.

Впрочем, ничего не мешает просто познакомиться с принципами Джобса и почерпнуть для себя полезные идеи. А как считаете вы — Джобс был визионером или просто талантливым маркетологом?

66
2 комментария

Джобс, конечно, был очень крутым, но почему-то многие забывают других топовых менеджеров, которые сделали не меньше для компании

Ответить

А ещё забывают об инвесторах. Читал, что среди них опосредованно был Рокфеллер.

Ответить