Достижения акне А.А. Бодалёва в психологии творчества

Творческое наследие психолога Бодалёва Алексея Александровича очень богато. Ученик Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева оставил после себя не только более 500 научных работ, но и школу по изучению реализации человека своих возможностей, достижения высоких результатов в творчестве. Он уделял много времени направлению психологии общения и психологии акме (состояние зрелости личности через достижения — примечание А.А. Морозова). В своих работах он исследует роль социальной среды на достижения человеком вершин своего саморазвития, что остается актуальным и сегодня, спустя 100 со дня рождения А.А. Бодалёва.

1 Советский и российский психолог Алексей Александрович Бодалёв
1 Советский и российский психолог Алексей Александрович Бодалёв

Юбилей такого выдающегося человека хочется всегда отметить описанием результатов его работы в профессиональной области. И найти ключевые моменты в его биографии, которые помогли А.А. Бодалёву достичь этих высот... Но поиск среди материала о его жизни дал лишь поздравления коллег с очередным юбилеем, стандартные перечисления основных работ и возрастающее количество научных трудов, в которые написал сам или принимал участие в качестве наставника. Не помогли и личные интервью, которые носили формальный характер и не содержали полезной информации для статьи.

Особенно было интересно понять, какие методики и рекомендации по развитию человеком своего потенциала оставил после себя один из создателей направления в психологии Акмеология. И мне удалось найти некоторые выдержки из раздела юбиляра на портале VIKENT.RU. Почему же так не сделали многочисленные психологические издания стало понятно после знакомства с достижениями члена Академии Педагогических Наук СССР (сейчас это Российская Академия Образования).

В результате изучения 866 биографий различных представителей науки и искусства, Бодалёв выделил такие факторы влияния на развитие человека:

  • Описал некоторые эффекты проявления и ослабления творческой деятельности (1997 год).
  • Заметил влияние большой цели на смысл жизни Творческой личности, которая направляет ее поведение и определяет приоритеты (2001 год).
  • Обратил внимание на эффект преодоления барьеров выдающимися людьми, что служило стимулом для саморазвития (2001 год).
  • Отметил эффект раннего проявления выдающимися людьми самостоятельности в сделанном выборе (2007 год).

2 Бодалев Алексей Александрович

Конечно, это далеко не все работы профессора и доктора психологических наук А.А. Бодадёва. Но если почитать эти фрагменты работы и его выводы, то становится понятно — он описал лишь некоторые эффекты «как это бывает». Но в этих работах нигде не сказано «что делать» и «как делать». А ведь для достижения результатов человеку нужны именно такие ответы. Но эти ответы есть, и они были даны Г.С. Альтшуллером в 1985 году в Жизненной Стратегии Творческой Личности. В частности он из анализа 1000 биографий выдающихся людей выделил 6 качеств Творческой Личности

Видео: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ и КАЧЕСТВА ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Для понимания можно сравнить описание большой цели в жизни по А.А. Бодалёву и Достойную Цель по Г.С. Альтшуллеру. При чтении этих материалов становится совершенно ясно — кто открыл для нас новое измерение, создание методик творчества. А кто оставил после себя акне в области психологии творчества.

Интересно? Еще можно почитать

1) «Итак, шесть качеств. ТРИЗ непосредственно связана только с четвёртым пунктом этого списка. Но качества образуют систему: нельзя добиться высоких показателей по одному пункту, если на нуле все остальные. Поэтому в последние годы в программах обучения ТРИЗ всё большее место отводится комплексному развитию качеств, присущих творческой личности. Достигается это включением в программы конкретных примеров, относящихся ко всему комплексу качеств (жизнь В. И. Ленина) или к отдельным качествам (например, подробно изучается система А. А. Любищева). Разумеется, показ на примерах — начальная форма обучения. По каждому из пяти пунктов (шестой — результат первых пяти) нужна технология: методика, набор рабочих инструментов. Между тем хорошо разработанная технология есть пока только по четвёртому пункту и отчасти по второму. С 1983 / 84 учебного года в программы занятий стали включаться элементы теории выбора цели, опирающейся на анализ формируемого коллективными усилиями Фонда Целей».

Этот и еще 41 материал VIKENT.RU по теме Качества творческой личности

2) Видео: Ответы на Ваши сложные вопросы по ТРИЗ, РТВ и ЖСТЛ Г.С. Альтшуллера

Это принципиально бесплатный формат. Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Источники

Фото:

Написано для канала дзен VIKENT.RU, портала о Творческих личностях и методиках креатива

Начать дискуссию