Как не прогореть на франшизе

Франшиза — это крутая возможность открыть прибыльный бизнес с минимальными вложениями и рисками. Не нужно ломать голову над бизнес-планом и его реализацией, ведь можно за оправданную плату воспользоваться торговой маркой, успешным опытом, выверенными технологическими процессами, маркетинговой стратегией и системной поддержкой уже существующего бренда. Но это в идеальном мире. А в реальном — можно нарваться на недобросовестную франшизу, которых, к сожалению, хватает на рынке.

Почему так? Упаковать свой бизнес во франшизу могут все: и «почтенные» игроки, и стартаперы. Особые умельцы умудряются продавать франшизы ресторанов, не имея собственных функционирующих заведений.

Можно ли найти классную франшизу? Конечно! Главное — понимать, на что нужно обращать внимание при поиске.

Перед вами основные признаки хорошей франшизы

Возраст. Ей не обязательно быть старушкой, но жизнеспособность бизнес-процессов должна быть доказана временем. Вы ведь хотите получить в руки бизнес с отлаженной системой, в которой всё разложено по полочкам? Чтобы выявить и исправить её недостатки, регламентировать все процессы и достичь хоть какой-то стабильности, любому бренду требуется время. Рассматривайте франшизы брендов, которым не менее 3-х лет.

Состоятельность финансовой модели. Узнайте у франчайзера, сколько всего было открыто точек по франшизе, сколько из них окупалось в прогнозируемыми владельцем франшизы сроки и сколько оказалось убыточными. Добросовестный франчайзер не скрывает такую информацию и способен с помощью фактов объяснить, почему это произошло. В дополнение к этому пообщайтесь с действующими франчайзи и расспросите о сложностях, с которыми им пришлось столкнуться при покупке франшизы.

Чистая репутация. Проверьте франшизу через открытые источники — все возможные базы в свободном доступе (например, ГИБДД) и онлайн-сервисы для проверки юрлица. Не стесняйтесь запрашивать данные собственника компании, они не должны быть скрытой информацией. Рыба гниет с головы, поэтому вам стоит составить примерный портрет своего будущего бизнеса. Если у собственника разные ООО, которые открываются и закрываются, — это должно вас насторожить. Особенно, если по ним есть проигранные суды и невыплаченные задолженности.

Заодно проверьте уникальность маркетинговых материалов, которые вам присылает франчайзер. Загрузите любые фрагменты текста в сервисы по проверке на плагиат. Если они используются для описания разных франшиз на разных площадках — задумайтесь.

Бренд, нацеленный на качественный рост, ищет не просто покупателей, а единомышленников.
Бренд, нацеленный на качественный рост, ищет не просто покупателей, а единомышленников.

Единый уровень качества. Если бренд не славится одинаково прекрасным продуктом и сервисом в любой точке сети, скорее всего владелец франшизы не контролирует деятельность франчайзи. А это значит, что он не думает о развитии компании. Если не хотите стать партнёром бренда, у которого нет будущего, заранее выясните, как франчайзер осуществляет контроль за всей сетью своих заведений.

Поддержка от франчайзера. Выясните, как владелец бизнеса участвует в процессе открытия и дальнейшем функционировании каждой точки. Помогает ли с выбором подходящего участка, подрядчиков и необходимого оборудования? Предоставляет ли дизайн-проект помещения? Проводит ли обучение для франчайзи? Как помогает управлять франшизой? Все эти вопросы должны быть важными не только для вас.

Отбор партнёров. Бренд, нацеленный на качественный рост, ищет не просто покупателей, а единомышленников, которые приходят к сотрудничеству осознанно и вносят свой вклад в общее дело. Он дорожит репутацией и доверием клиентов, поэтому не может передавать право управления своим брендом всем подряд. Представители такого бренда проводят собеседования с потенциальными франчайзи, охотно отвечают на вопросы до подписания договора. А если к партнёрам нет никаких требований — это тревожный сигнал.

Собственные заведения. Убедитесь, что наряду с продажей франшизы компания продолжает сама открывать новые точки. Это ещё один показатель заинтересованности бренда в развитии, ведь вкладывать собственные ресурсы сложнее, чем получать пассивный доход от франчайзи.

Отсрочка по выплате роялти. Уверенные в успешности собственной бизнес-модели и не нацеленные на краткосрочную выгоду бренды могут позволить новым партнерам «встать на ноги», прежде чем «собирать» с них роялти. Такой «поблажкой» могут быть несколько первых месяцев работы, выход на точку безубыточности или даже достижение определённого размера выручки в месяц.

Теперь вы готовы выбрать классную франшизу и жить с ней долго (по своему усмотрению) и счастливо!

Начать дискуссию