За что владельцев сайтов могут затаскать по судам — разбор типичных ошибок компаний Статьи редакции

Юрист digital-агентства Original Works Анна Стратулат написала для ЦП колонку о частых ошибках, которые встречаются на сайтах и которые влекут за собой правовые проблемы. В колонке приведены в качестве примеров реальные случаи, пояснения и рекомендации о том, как можно было бы избежать проблем, а также примерные размеры штрафов за каждое правонарушение.

Бесконечно усиливая продающие стороны сайта, владельцы могут забывать о правовой составляющей. Заголовки делают кричащими, тексты все более и более продающими, не задумываясь о возможных последующих проблемах.

Не все владельцы малого и среднего бизнеса уделяют дополнительное внимание закону о рекламе, защите персональных данных и так далее. О том, размещен ли на сайте нелегальный контент, некоторые задумались только после принятия «антипиратского закона».

Но эта область требует быть более изученной. Поэтому я разберу, условно разделив на категории, безобидные на первый взгляд ошибки, которые влекут за собой ощутимые правовые проблемы. И, конечно, дам советы, как их избежать.

Каждый пример подкрепляю случаями из практики УФАС или из нашей личной. Все правовое обоснование подробно изложено по ссылкам в примерах.

Ошибка: Неполная информация

«В рамках рассмотрения обращения специалистами Волгоградского УФАС России были исследованы материалы сайтов — http://arxitekt.ru/ <...> На сайте размещена ссылка «Проектная декларация». При переходе по данной ссылке открывается сообщение: «ПРИНОСИМ ИЗВИНЕНИЯ; запрашиваемая документация в данный момент находится на техническом обновлении; ПОЖАЛУЙСТА, ЗАЙДИТЕ ПОЗЖЕ». Иного места размещения проектной декларации на сайте не содержится».

Пример.

Размер штрафа для юрлиц: от 100 до 500 тысяч рублей (ст. 14.3 КоАП РФ)

Не забывайте, что информация, размещенная на сайте — это реклама. Все, что вы размещаете, будут подвергать сомнению. И вы должны быть готовы отстоять каждую запятую.

Бывает, что руководители забывают о смене юридического лица и указывают в данных на сайте старую информацию или «мы на рынке с 2005 года». Но на самом деле новому юрлицу пару месяцев от роду. Посетитель сайта может проверить дату регистрации, сопоставить ее с той, что на сайте, и сделать неверный вывод, о том, что вы приукрашиваете свой опыт работы. Получается, что своими действиями вы вводите в заблуждение потребителей.

Это ружье, которое обязательно выстрелит. И это уже наказуемо.

Почему так? Закон «О рекламе» и закон «О защите конкуренции» прямо запрещает распространять недостоверные сведения о своей продукции и превозносить свои товары над товарами конкурентов.

Принцип относится и к документации, которая должна быть на сайте. Не стоит забывать о проектных декларациях, медлицензиях, информации, подлежащей раскрытию и многом другом. Есть великое множество законодательных документов, которые отображают ту или иную обязанность.

Например, согласно постановлению правительства «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в интернете следующие сведения:

  • для юридического лица (далее ЮЛ) — наименование и фирменное наименование; для ИП — фамилия, имя и отчество;
  • адрес места нахождения ЮЛ <…>, адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности ИП <…>;
  • сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг) <…>;
  • перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке оплаты;
  • порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;
  • сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;
  • режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;
  • адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья граждан <…>.

Ошибка: Мы самые-самые!

«В УФАС по Челябинской области поступило заявление физического лица о том, что на главной странице сайта alkor74.ru размещена информация: «Пластиковые окна Алькор — лучшие!», в которой нарушены требования федерального закона «О рекламе».

Подробнее.

Размер штрафа для юрлиц: от 100 до 500 тысяч рублей (ст. 14.3 КоАП РФ)

В борьбе за продающий слоган не стоит перегибать палку.

Когда копирайтер руководствуется одним полетом мысли и не задумывается о юридических тонкостях, он может увлечься и в слогане слишком много приукрасить.

Проверяйте текст на наличие в них превосходной степени сравнения («лучший», «самый качественный», «самый дешевый» и прочее). Стоит заменить выражения на подходящие. Избегайте крайностей. «Один из лучших» или «У нас низкие цены» куда меньше смутят конкурентов или представителей госорганов.

Ошибка: Преимущества компании или продукта над другими

«На сайте нет подтверждений того, что спецтехника была сделана по специальному заказу и в наличии только у ООО «Экотехнологии». Также организация должна представить официальные статистические данные, подтверждающие факт предоставления услуги одновременно в шести регионах РФ».

Пример, подробности.

Размер штрафа для юрлиц: от 100 до 500 тысяч рублей (ст. 14.33 КоАП РФ)

Честность — лучшая политика. Нужно быть готовым каждое свое преимущество подтвердить документально.

Не приукрашивать, говорить только правду и ничего кроме правды. Заявляете об уникальности? Проверьте, не предлагают ли ваш «уникальный» товар конкуренты. Проверили и нашли? Есть повод переписать текст.

Ошибка: Агрессивная борьба с конкурентами

«Должностным лицом отдела антимонопольного и рекламного контроля УФАС по Вологодской области в ходе рассмотрения заявления ИП <…> и ООО «Лайна» о признаках нарушения рекламного законодательства, установлено, что на сайте http://eco35.ru размещена реклама, которая имеет признаки нарушения законодательства».

Пример.

Размер штрафа для юрлиц: от 100 до 500 тысяч рублей (ст. 14.3 КоАП РФ)

Не говорите о конкурентах плохо. Они могут обидеться и отомстить. Зачастую именно по их заявлениям в органы УФАС начинается производство по делу о нарушении законодательства.

Ошибка: Заимствование чужих элементов сайта

«Незаконное копирование, модификация любого из приведенных элементов будет являться нарушением авторского права, что в данном случае, согласно ст. 1302 ГК, могло вылиться в сумму от 10 000 до 5 000 000 рублей».

Пример.

Если вы не хотите тратить деньги на дизайнера и решили, что можно взять готовое решение с соседнего сайта, то будьте готовы, что придет автор и наваляет вам от 10 тысяч до 5 миллионов денежных тумаков.

Если не готовы платить персональному творцу за уникальный контент, можно воспользоваться стоками картинок и купить нужное за символическую плату. Но будьте готовы, что, приобретая на такой бирже лицензию только на размещение изображения, подобную картинку можно будет встретить и на других сайтах. Читайте условия лицензии внимательно.

Я бы рекомендовала проверять и за подрядчиками. Благо Google доступен всем. Ведь претензии в итоге предъявят владельцам сайта, а не его разработчикам.

Ошибка: Формы заявок и обратной связи

«Оператор, осуществляющий сбор персональных данных в сети Интернет, обязан опубликовать на сайте документ, определяющий внутреннюю политику оператора в отношении обработки персональных данных, а также сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных в свободном доступе. Выявлено 6 сайтов, на которых такие документы не размещены. Управлением в соответствии с полномочиями приняты меры по устранению владельцами сайтов допущенных нарушений».

Пример, ещё один.

Размер штрафа для юрлиц: от 5 до 10 тыс. рублей (ст. 13.11. КоАП РФ)

Ошибка: Нет соглашения на сбор персональных данных

Главное заблуждение: У других нет, и мне не нужно.

Принцип, что и в проблеме о неполной информации. Бдим!

Специалисты Роскомнадзора полюбили такой вид деятельности, как систематическое наблюдение за сайтом. Таким образом выявляется незаконное использование персональной информации. Подробнее с делами можно ознакомиться на их сайте.

Формы на сайтах собирают персональную информацию. А сбор, обработка и хранение информации без согласия субъекта персональных данных незаконна.

Рекомендуем размещать на сайте пользовательское соглашение либо политику конфиденциальности, где все эти моменты будут прописаны.

Не пренебрегайте юридической составляющей сайта. Пусть знающие люди проверят и напишут текст документа за вас. На крайний случай, лучше сваять документ из примеров в интернете, чем совсем ничего не размещать.

Вариантов размещения всего два: в подвале сайта либо непосредственно под формой (надежнее).

Пользовательское соглашение не стоит игнорировать, когда вы представляете какой-либо сервис или являетесь интернет-магазином.

В нашей практике был случай, когда заявка на выдачу кредита с заполнением паспортных данных не сопровождалась соглашением о защите персональных данных. Задумайтесь, сколько недоверчивых и опасливых клиентов ушло с такого сайта, только потому, что нет соглашения?

Аналогично проверяется и другой контент на сайте: документы, правила регистрации, правила использования сервиса, видео, авторские права на все это дело, товарные знаки на сайте… Также советовала бы посмотреть судебную практику по доменным спорам в отношении именно вашего доменного имени. Лишним не будет. Позволяет предвидеть проблему на ранней стадии.

Краткие выводы

  1. Не превозносите себя над другими.
  2. Будьте готовы подтвердить свои слова документально.
  3. Не заимствуйте у конкурентов.
  4. Контролируйте все, что размещается на сайте.
  5. Не забывайте получать согласие об обработке персональных данных субъектов.
  6. Будьте честны при размещении информации о компании.
  7. Не копируйте чужой труд.

Кстати, замечала, что некоторые компании заказывают юридический аудит сайта, но не следуют рекомендациям, которые велят переписать тексты и изменить баннеры.

Руководитель должен понимать, что выявленные недочеты повлекут за собой какие-то доработки. Будь то перепись текста или разработка политики конфиденциальности на сайт.

Хотя, возможно, здесь именно тот случай, когда руководитель хочет знать слабые места, чтобы быть готовым к незапланированным ситуациям.

0
73 комментария
Написать комментарий...
Donatt

За эти ошибки можно 70% интернета закрыть.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Stratulat

Отрубишь одну голову, вырастет три))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Evgeniy Gavrik

Что-то как-то жестковато стало в России с этим. Если серьезно подойти к проблеме, то кому какое дело, что я пишу о своей компании у себя (подчеркнуто) на сайте?

Я не имею ввиду слоганов типа: "сделано в германии", а по факту у себя в гараже, а именно о фразе "Мы лучшие". Я занимаюсь своим бизнесом, сравнил конкурентов и могу с уверенностью сказать, что моя компания лучшая в своём сегменте. И за это я могу получить штраф, т.к. какой-то конкурент подаст жалобу в УФАС? Вы издеваетесь?

Ответить
Развернуть ветку
Gregory Golovanov

Все правильно. Со стороны выглядит так же, как мамаша со своим сыном-имбицилом, который у нее самый лучший, потому что её. Лучшим свое детище назвать ума много не надо, особенно перед этим просто забив хер на анализ конкурентов.

Написано большими буквами - введение в заблуждение заказчика, более того подкреплено пруфом, а именно судебным разбирательством, закончившимся не в пользу хитрожопого и тупого дяди. Лучшим можно быть на основании мирового/Всероссийского исследования, а так же по версии СМИ, Форбс, например. Если на каком-нибудь сайте, на задворках рунета какой-нибудь мудак назовет себя #1 или лучшим, это ничего кроме желания плюнуть находчивому гешефтмахеру в наглую сальную пачку у адекватного заказчика не вызовет, я вас уверяю!

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Данил Каримов

Вероятно, для подтверждения Вашей уникальности (читайте, как "лучший в сегменте"!) должно быть объективное подтверждение, а не субъективное.

Объективно - Ваша компания победила в региональном конкурсе и получила награду, Ваши денежные обороты или доля на рынке в разы превышают значения конкурентов (это легко доказать квартальной отчетностью и т.п.)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Roman Rodin

Штраф вы можете получить за бездоказательные утверждения и/или некорректные сравнения вашей продукции с продукцией конкурентов. Что-то вроде: "Мои окна делаются по немецкой технологии, а у ИП Пупкин - нет. Поэтому их окна - говно". Используйте вежливые обзоры.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Stanislav Chirkoff

"делайте правильно" - не то, что хочется услышать от юриста, в ГК и без этого всё понятно.

"делай как хочешь, а я скажу как не получить пи***" - это правильная постановка вопроса.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Stratulat

Это личный выбор каждого. И вопрос скорее этический))

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Липскеров

Чудесный материал. Все так. Законы у нас чудесные и правильные даже в чем-то. Но, как только дело доходит до процедурных вопросов - все рассыпается. Единицы доходят до суда. А если доходят, то наш, самый гуманный суд в мире принимает зачастую совершенно необоснованные решения, основываясь на "я так решила".
И, также - это очень, очень и очень долгий процесс. Только если у суда нет вашего вопроса в списке тех, по которым им нужно отчитаться.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Stratulat

Да, вы правы. В суде сидят люди и от человеческого фактора никуда не деться. Поэтому, все что нам остается - предупреждать болезнь, чтобы не идти в поликлинику))

Ответить
Развернуть ветку
Anna Stratulat

Михаил, тут вот какое дело: согласно ст.6 152-ФЗ обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта на обработку его персональных данных. Отсюда следует, что если есть галочка "согласен", то формально требование соблюдено. Но, если вдруг, Роскомнадзор решит вести наблюдение за вашим сайтом и не найдет там документы, регулирующие процесс сбора и обработки персональных данных, он может запросить эти документы официальным письмом. Тогда уже не отвертитесь и их все равно придется составлять.
Я бы рекомендовала разместить какое-никакое соглашение об обработке данных и спать спокойно) В интернете есть множество примеров. Если Ваш сайт не содержит сложных сервисов и не является интернет-магазином, с данной задачей справится штатный юрист без спецзнаний.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Апсолямов

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Zuev

Анна, у меня к Вам вопрос, конкретный пример. Вот интернет-магазин asiapokupki.ru, на главной странице баннер, где используется фотография товара и название фирмы-бренда DHC. Есть ли здесь какие-нибудь нарушения закона?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Кондратьев

Посоветуйте квалифицированного юриста (с опытом НКО)
, для составления Пользовательского Соглашения.

Ответить
Развернуть ветку
Рунетлекс

Пишите, постараемся помочь [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Zaytsev

Можете обратиться к автору статьи как раз в Original Works)) [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Апсолямов

Анна, спасибо за хороший материал.
У меня вопрос к Вам.

Стандартный корпоративный сайт, стандартные формы онлайн-заявок.
Поля форм: имя, почта, телефон.
Активный чекбокс — «Даю согласие на обработку персональных данных».

Для формального соблюдения закона № 152-ФЗ «О персональных данных» такого выражения согласия достаточно? Или всё-таки требуется текст с иным подтверждением согласия, ссылка на политику оператора и (или) соглашение-оферта?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Иван Бардов

Если статья - не просто сообщение о факте, а объект авторского права (что презюмируется согласно п. 28 Постановления 5/29 ВС РФ и ВАС РФ от 26.03.2009), то будет нарушение пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ со всеми вытекающими.
Подробнее тут: http://spark.ru/startup/artlegal/blog/9017/pravomernoe-tsitirovanie-po-rossijskomu-zakonodatelstvu

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Mike Kosulin
Ошибка: Заимствование чужих элементов сайта

А если какая-то левая конторка испортила логотип ИМ и пытается так продвигать свой?
Единственный минус, ТМ не зареган, но ООО есть соответствующее логотипу(созвучное)+исходники логотипа+все эскизы.
Это считается?

Ответить
Развернуть ветку
Anna Stratulat

Регистрация ТМ не обязательна, чтобы начать отстаивать свои права. Согласно ст. 1539 ГК, коммерческое обозначение также подлежит охране и не может быть использовано другими предпринимателями в своих целях)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Mike Kosulin

Причем есть скриншоты заказов с фриланс бирж, подтверждающие копирование.(+ фрилансер, которому не выплатили деньги за это)

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Толмачева

Добрый день!
Полезная статья, спасибо!
Хотелось бы еще рассмотреть случаи копирования не только визуальных элементов сайта, но и копи, т.е. текста.
У нас, например, скопировали почти все описания товаров и статьи, которые мы сами писали либо переводили с англоязычных источников. Это огромнейшая работа. Но есть поправка - скопировали не на свой сайт, а в соц сети в виде постов о товарах и разделов с обзорами и советами.
С одной стороны, ругаться не хочется, ведь эти товарищи закупаются часто у нас, и это даже в наших интересах, чтобы у них продавалось. С другой стороны, ведь можно ставить ссылки на источник, верно? Что говорит бизнес-практика? Как стоит выстроить отношения?
Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Anna Stratulat

Евгения, тут для начала стоит определиться, с разрешения ли автора вы сделали свой перевод? Т.к. согласно п.3 ст. 1260 ГК - переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.
Т.е. авторское право на тексты у вас возникло, но защитить вы их сможете только, если не нарушили прав автора начального произведения))

С другой стороны, согласно ст 1274 ГК, сослаться на автора они должны.
Попробуйте написать им письмо и попросить указать имя автора. Возможно компания не в курсе, что нарушает чьи-то права.
А дальше, решать вам. Возможно, их заимствование приводит вам клиентов, прибыль, и вы готовы претерпеть за это некие неудобства))

Ответить
Развернуть ветку
этот как его

Было бы здорово почитать подобный материал, посвященный сайтам с пользовательским контентом: комментарии на новостных сайтах, форумы, блоги, отзовики типа 4sq и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Stratulat

Сделаем! ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Zuev

Здравствуйте!

Такая ситуация: есть интернет-магазин кроссовок, на главной странице расположен баннер, где поверх картинки написано, что кроссовки Adidas- самые продаваемые кроссовки в нашем магазине.

Вопрос: могу ли я использовать название бренда в данном случае (не логотип бренда, а простое воспроизведение названия бренда по буквам "Adidas")?

Ответить
Развернуть ветку
Данил Каримов

Упоминание зарегистрированного товарного знака без разрешения владельца - запрещено.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Evgeniy Gavrik

Если уж затронули эту тему, то хочу вот спросить такой момент: сегодня заметили, что один из магазинов-конкурентов дублирует нашу продукции (я занимаюсь доставкой цветов). Один в один совпадают название букетов и фотографии. У нас на сайте все фотографии размещены без "ватермарки", но в dropbox'e хранятся абсолютно все исходники товаров (букетов). На контакт и с просьбами, вежливыми, без угроз и прочего дерьма, они не идут.

Вопрос: что лучше сделать в такой ситуации? По количеству заказов, возможно, они не равняются с нами, но по объему человеко-часов, которые мы вложили в фото\обработку\наполнение... хочется кричать и ругаться матом.

p.s. Дело происходит в Украине.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Stratulat

Не могу знать как обстоит дело в Украине, но у нас за такие вещи можно и поспорить. В таких случаях, наличие исходников товаров (букетов) является плюсом при доказывании факта заимствования.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Bortsov

Если по такой причине кто-то решит кошмарить малый бизнес - однозначно надо таких должностных лиц расстреливать на месте. вообще надо наложить мораторий на применений таких законов к малому бизнесу.

А вот транснациональные компании надо трясти по полной. у них много дорогих юристов -пусть работают.

иначе добьются того что под дроп-ООО все будут сиськокремом торговать, ибо работать в белую себе дороже выходит

Ответить
Развернуть ветку
Anna Stratulat

Прошел слух, что собираются ввести подобный мораторий на проверки УФАС в отношении малого и среднего бизнеса. Будем надеяться так и будет))

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Андреевич

"Ошибка: Заимствование чужих элементов сайта"
Мне вдруг стало интересно, я перешел посмотреть пример, и ... и как-то растерялся.
Подскажите, что общего там?
Две красные полоски? Темно-серый фон?
Получается любой светлый сайт, где слева контент, справа рекламка, внизу комменты, а под ними - ссылки на интересные статьи может подавать в суд на ЦП?
Или наоборот? :-)
Как это работает?
Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Stratulat

Если владелец сайта считает, что его права нарушены, и у него есть, к примеру, договор на создание сайта (с правильно оформленной передачей прав), ТЗ, оформленный итоговый результат. И он считает, что владельцы другого сайта используют его интеллектуальную собственность, есть повод обратиться в суд. Да, схожесть не измеришь линейкой и не посчитаешь на калькуляторе, поэтому она определяется по совокупности обстоятельств и "на глаз" компетентными органами =) И они, как правило, достаточно адекватны, чтобы не превращать дела в фарс))

Ответить
Развернуть ветку
Sergiy Lemeshkin

А мне слова оспариваемые в иске понравились - "Мы работаем на туалетном рынке с 2005 года".

Я бы не судился :)

Ответить
Развернуть ветку
Данил Каримов

Деньги не пахнут!

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Zuev

И ещё вопрос, как быть с упоминанием бренда в интернет-магазине, когда названия брендов представлены в боковой панели сайта для сортировки товаров/навигации, в описании товара?

Это нарушение закона? А размещённые на сайте фотографии брендовых товаров - это тоже нарушение закона?

Ответить
Развернуть ветку
Anna Stratulat

Тут дело обстоит так: если бренд введен в гражданский оборот на законных основаниях, то использование возможно (согласно ст. 1487 ГК). Если таких оснований нет, то использование бренда в интернет-магазине незаконно((

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Zuev

На мой вопрос кто-нибудь ответит???

Ответить
Развернуть ветку
Иван Бардов

За материал спасибо, почитаем.

Глаз зацепился за "согласно ст. 1302 ГК, могло вылиться в сумму от 10 000 до 5 000 000 рублей".
Почему 1302-то, если 1301? :-)

Ответить
Развернуть ветку
Anna Stratulat

Да, конечно. В 1302 ГК идет речь об обеспечительных мерах, размер возможной компенсации указан в 1301 ГК РФ =)

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита

Если я хочу прищучить недобросовестную конторку и напишу заявление, что они необоснованно пишут о том, что они лучшие нужно ли мне будет потом являться на всякие слушания, тратить время, или достаточно заявления?

Ответить
Развернуть ветку
Anna Stratulat

Зависит от ситуации. Для проверки достаточно и заявления. Но если очень хочется, то можно и сходить))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anna Stratulat

Для ответа на вопрос нужно определить следующие моменты:
1. На каких основаниях работал фрилансер? Есть ли договор, оплата, ТЗ?
2. Как оформлен момент передачи прав на созданный сайт? Или он не отдал его вовсе??
3. Суд будет по месту жительства ответчика.
4. Начните со сбора доказательств и качественной претензии, с указанием суммы требований (помним про х2 =))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Anna Stratulat

Если интеллектуальные права на сайт и его компоненты переданы по договору заказчику, то это им необходимо поднимать вопрос о защите своих прав.
Аналогично, отвечать за использование чужого сайта будет его владелец. Если сайт оформлен не на фрилансера.
Сумму можно указать в гривнах и эквивалентную ему в рублях. А чтобы не ехать в Украину, наймите местных юристов. Дешевле выйдет))

Ответить
Развернуть ветку
70 комментариев
Раскрывать всегда