Цукерберг Позвонит - 730 дней рисерча по хардкору


 

[caption id="" align="alignnone" width="1000"] Один из первых вариантов дизайна[/caption]

Сегодня исполняется два года с появления первой записи на сайте Цукерберг Позвонит — и, поскольку за эти два года никто не воспел его должным образом, придется все сделать самому.

Читаю сайт с момента его основания — когда он появился, с Сашей Пегановым знаком еще не был, но наш общий знакомый дал ссылку в фейсбуке, так что просто кликнул по ней, и тут понеслось. Тогда сайт целиком делался Сашей и почти целиком был посвящен веселым издевательствам над горе-сммщиками и горе-элитой из фейсбука, материалов про стартапы почти не было. Поскольку сам тогда уже вертелся в SMM-среде, натыкался на кучу смешных фейлов и уже через месяц стал присылать Пеганову письма, когда находил что-то смешное. Он сначала делал материалы на основе этих писем, а потом попросту предложил мне самому писать тексты. Это был лихой 2011-й, и мы развлекались, как могли: писал туда под псевдонимом Федор Воротин, подкалывал инкогнито знакомых и незнакомых медиаперсонажей, жестко проезжался по статьям Павла Дурова и, кажется, первым в рунете написал объемный текст про Катю Самбуку. Тот период — единственный в моей жизни, когда при сочинении текстов регулярно останавливался и сам начинал над ними тупо ржать.

А потом все несколько изменилось. Русский SMM перестал быть диким Западом, где даже крупнейшие бренды вляпывались в совершенно идиотские истории, и стал профессиональнее, а Цукерберг Позвонит набрал аудиторию и авторитет. Стало ясно, что пора меняться — и на сайте стало больше серьезных текстов про стартапы, появилась монетизация, увеличилось количество авторов, некоторые технические моменты были поручены профессионалам, а Федор Воротин уступил место реальному имени. А еще сайт, когда-то восхищавшийся Фейсбуком и издевавшийся над ВКонтакте (долгое время у него не было даже официальной ВК-страницы), изменил свою позицию на почти противоположную — не столько из-за того, что сначала мы были идиотами, сколько из-за того, что ВК в 2010-м и сейчас радикально различаются.

[caption id="" align="aligncenter" width="445"] Он так и не позвонил (но приехал в Москву)[/caption]

По-моему, главная крутизна Цукерберг Позвонит в том, что он сочетает лучшее от двух подходов. Он стал изданием, чье слово значимо для многих профессионалов рынка — и в то же время остался местом, где можно тупо посмеяться. Он жесточайшим образом высмеивал игроков индустрии — но практически всегда делал это заслуженно, работая санитаром леса; если мы сколько-то попортили карьеру Юлии Трушиной, то рынку в целом, по-моему, от этого стало лучше. В каком-то смысле мы, даже когда ругали ВКонтакте, пытались идти его путем: делать большой, крутой и важный продукт, но не превращаясь в скучную бюрократизированную корпорацию, а оставаясь компанией друзей, увлеченных общей идеей.

А еще у Цукерберг Позвонит одни из самых крутых комментаторов. Полтора года назад, опубликовав текст от имени Воротина, жал кнопку "обновить" в ожидании отклика аудитории. Сейчас, читая комментарии на нашем паблике, порой смеюсь в голос. Не видел, кажется, ни одного ВК-паблика с аудиторией более 50 тысяч, где в комментариях было бы столько здравого смысла и столько остроумия; идиоты, конечно, тоже встречаются, но концентрация удивительно низкая.

Переход к более серьезной модели был большим вызовом, с которым сайт, по-моему, в целом справился. Но сейчас ситуация снова изменилась: если год назад его читали сплошь профессионалы рунета, то теперь на ВК-страницу пришло много подростков, которым слова brand awareness и ROI ни о чем не говорят. По-моему, стоящий сейчас перед сайтом challenge — писать так, чтобы интересно было и старой аудитории, и новой. Надеюсь, у нас получится.