Убить рынок: Как интернет-сервисы вроде WhatsApp и Uber меняют подход к бизнесу Статьи редакции

Помимо того, что новые технологии и сервисы упрощают повседневную жизнь пользователей, они также вызывают волну сопротивления со стороны представителей традиционных бизнес-моделей. Последний громкий пример — массовые акции протеста против Uber в Париже.

ЦП решил вспомнить, как те или иные сервисы выходили на рынок и кардинально меняли привычную модель потребления.

Общение — WhatsApp

SMS — одна из первых допуслуг операторов связи. Сообщения максимальной длиной 160 символов пользовались огромной популярностью среди абонентов. При этом пользователям приходилось оплачивать каждое сообщение. Некоторые операторы также практиковали увеличение стоимости SMS в часы пик. Согласно исследованиям 2006 года, обмен сообщениями генерировал 45% доходов операторов ДВО (дополнительные виды обслуживания).

Аналитики предполагали, что объем рынка будет только расти — за счет дополнительных платных услуг (рассылка SMS-контента, оплата через SMS), развития MMS. Чтобы подпитывать рост, компании запускали интернет-сервисы — так, через сайт оператора можно было анонимно и бесплатно отправить сообщение на любой телефон.

Однако компании начали наблюдать сокращение доли SMS в структуре своих доходов в 2010 году. Причина — рост популярности мессенджеров.

В апреле 2009 года разработчик Ян Кум основал WhatsApp, а уже в следующем месяце в App Store появилась первая версия приложения. WhatsApp стал надежной и доступной альтернативой SMS и MMS-сообщениям. И, в отличие от операторов, не взимал плату за каждое сообщение.

Уже к ноябрю 2011 года количество загрузок приложения на платформе Android достигло 10 миллионов. 50 миллиардов сообщений ежедневно и более 500 миллионов пользователей, а также около миллиона новых пользователей каждый день — WhatsApp удалось реализовать свой план и вытеснить дорогие SMS-сообщения мобильных операторов.

Позже в мессенджере начали появляться дополнительные функции, которые не могли предоставить операторы — например, групповой чат. Он показался пользователям настолько полезным, что вызвал виральный рост.

В результате WhatsApp обогнал по популярности услугу SMS — сейчас, по подсчетам компании, через WhatsApp отправляется на 50% больше сообщений, чем посредством SMS. Доходы операторов от услуги SMS продолжают падать — в 2014 году выручка МТС от передачи сообщений составила 37% в структуре всех доходов, «Мегафона» — 25%, «Вымпелкома» — 22%.

Музыка — iTunes

Длительное время индустрия звукозаписи регулировалась несколькими крупными лейблами. Основной источник дохода — продажа компакт-дисков.

В 1995 году около 35% от розничной стоимости CD-диска получал магазин, 27% отправлялись записывающей компании, 16% — артисту, 13% шли производителю (при этом стоимость изготовления диска составляла от $0,10 до $0,15) и 9% — дистрибьютору. Тогда считалось нормальным, что стоимость диска составляет $17. Артист при этом мог получить $2,72 с одного проданного диска.

Столь высокая цена порождала интернет-пиратство. Треки выкладывались в сеть бесплатно на торрент-сайтах и специальных сервисах, а звукозаписывающие компании пытались блокировать их работу через суд. Так продолжалось вплоть до середины 2000-х.

28 апреля 2003 года Стив Джобс представил музыкальный онлайн-магазин iTunes Store. Этому событию предшествовала продолжительная работа с гигантами индустрии — Джобсу удалось склонить их к сотрудничеству. Основатель Apple настоял, чтобы песни в магазине продавались не альбомами, а поштучно, по 99 центов за композицию.

Такой подход вызвал опасения со стороны звукозаписывающих компаний и исполнителей, так как большинство покупателей приобретают альбомы ради двух-трёх хитов. Многие согласились начать сотрудничество только из-за того, что доля компьютеров Apple очень маленькой — не более 5%. «Пиратство и интернет уже уничтожили саму идею альбомов. Невозможно тягаться с пиратством, если не продавать песни по одной», — считал Джобс:

Мы верим в то, что 80% людей, крадущих музыку, делают это не по своей воле — у них просто нет выбора. И мы решили: надо создать легальную альтернативу. От этого выиграют все — музыкальные компании, сами музыканты, Apple и в конечном итоге пользователи, потому что они получат отличный сервис, который избавит их от необходимости воровать

Таким образом Apple дала импульс развитию всей индустрии цифровой музыки, объем которой составил в 2014 году $6,8 млрд. При этом доход Apple от продажи контента в iTunes Store составляет $4,6 млрд. Компания уничтожила традиционную схему дистрибуции музыкального контента и фактически монополизировала рынок.

Дальнейший рост должен поддержать запущенный в июне 2015 года стриминговый сервис Apple Music.

Аренда жилья — Airbnb

Команда Airbnb стала пионером в предоставлении услуг для совместного пользования, а основатель компании Брайн Чески — одним из главных идеологов sharing economy.

До появления сервиса рынок аренды жилья представлял собой большое количество разрозненных агентств с различными базами недвижимости. Подобные компании отличались непрозрачной моделью ценообразования, а для заключения договора необходимо было пройти бюрократическую процедуру подписания договора. Из-за сложностей оформления, чаще всего речь шла только о долгосрочной аренде.

Основатели Airbnb нацелились разрушить не только модель аренды жилья, но и саму «американскую мечту» — владение имуществом. «Изменения заметны, особенно среди молодых. Им особенно нравится идея свободы от собственности. Они могут часто менять место жительства, их образ жизни сравнительно гибок», — считает Шэннон Кинг из Национальной ассоциации риелторов.

Airbnb появился в правильное время, и ему повезло с основателями, отмечают аналитики. Сервис сильно выиграл от трансформации сознания потребителей, которая происходила на протяжении последних пяти лет.

Кардинально новое отношение к традиционным ценностям вызывает соответствующую реакцию у владельцев недвижимости. Так, летом 2014 года жители Сан-Франциско активно протестовали против завышения в городе цен на жильё из-за квартир, которые сдаются через Airbnb. По их мнению, жильё предоставляется нелегально, а краткосрочная аренда помещений незаконна.

Сопротивляются сервису и власти Европы. Мэр Парижа в 2012 году принял закон, который запрещает аренду квартир сроком менее, чем на год (9 месяцев для студентов).

Денежные переводы — PayPal

Один из самых консервативных бизнесов — финансовый. Длительное время операции с деньгами не могли осуществляться без обязательного похода в банк.

В конце 1998 года Макс Левчин, Питер Тиль и Люк Нозек основали компанию Confinity. Разработчики работали над идеей создания электронного кошелька, который бы позволял осуществлять финансовые операции через интернет. Впоследствии команда Confinity смогла разработать способ отправлять деньги через электронную почту. Так в 1999 году появилась компания PayPal.

Сервис совершил революцию в области финансовых транзакций — он дал толчок развитию финансовых интернет-услуг. Сейчас PayPal — крупнейшая дебетовая электронная платёжная система в мире. С её помощью пользователи оплачивают счета и покупки, отправляют и принимают денежные переводы через интернет. С октября 2002 года является подразделением компании eBay.

Популярность PayPal привела к развитию интернет-банков и различных инструментов, помогающих осуществлять операции с денежными средствами удаленно.

Такси — Uber

На протяжении всего срока деятельности компанию Uber сопровождают запреты в очередной стране. Сервис изменил классическую модель передвижения в городе. Вместо того, чтобы агрегировать предложения таксопарков, Uber предложил пользователям самим становиться водителями и зарабатывать на перевозке.

Как и Airbnb, в основе философии компании лежит модель sharing economy. Разработчики смогли предложить сервис, который представляет реальную альтернативу владению автомобилем — по прогнозу аналитиков, расширение компании приведет к тому, что время ожидания сократится до нескольких минут, а стоимость поездки уменьшится настолько, что у пользователей исчезнет необходимость покупать собственную машину.

Однако столь кардинальный подход к традиционному такси-бизнесу вызывает массовые протесты. 25 июня французские сотрудники таксопарков вышли на акции протеста против UberPOP. Услуги Uber обходятся пользователям дешевле традиционных такси, что также вызывает возмущения у работников таксопарков.

В ходе протеста были заблокированы дороги к аэропортам и вокзалам Парижа, а также перевернуто и разбито несколько сотрудничавших с Uber машин. На следующий день, 26 июня, президент Франции Франсуа Олланд потребовал «разогнать» скандальный сервис и прекратить забастовки.

Сопротивление со стороны властей и представителей таксопарков сервис также получил в Германии, Бельгии, Нидерландах, Англии, Таиланде. Профсоюзы таксистов, добивающиеся запрета деятельности компании, отмечают, что традиционным сервисам необходимо предоставлять своим сотрудникам соцгарантии, из-за чего они несут в несколько раз больше убытков, чем Uber.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Максим Куликов

Роды - это всегда больно. Так что все у Uber будет хорошо.

P.S. С URL статьи посмеялся, спасибо))

Ответить
Развернуть ветку
Praetorian

Надо было fuck them all, так ближе к смыслу

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

Не факт.
Пока у них 1 путь снижения себестоимости - использование необученных "дешевых" водителей.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Pesenka

Европейские социалисты огорчают.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Никита Базжин

Спасибо, интересно.
Я бы еще добавил компанию BlaBlaCar и как она меняет традиционный рынок поездок.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Цыплухин

Ну и Booking!

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Полухин

Ну и Skype!

Ответить
Развернуть ветку
Владимир

Вот, кстати, про Скайп было бы интересно услышать анализ от знающих людей, почему они не смогли взять рынок? Ведь у них уже давно это всё есть, а тут всякие Вайберы, Вацапы ... Сколько у скайпа? 400M? Конечно, большой плюс Вацапа в том, что у них в онбоардинге забор контактов и регистрация через телефон -- таким образом можно сразу добавить друзей, у кого он уже установлен.

Ответить
Развернуть ветку
Den Teodor

Вот пытался на новом ноуте в первый раз открыть скайп. Даже до ввода пароля не дошёл, микрософт захотел какие-то регистрации, почту, что-то ещё. Закрыл и полез в вацап.

Ответить
Развернуть ветку
Расим Шисинов

Эконом класс у Яндекса 199 р за 10 мин, дальше 15 руб минута. 1 час поездки стоит 1000 руб. Смоделируем ситуацию, когда водитель получил заказ на весь день. Т.е в 8 утра выехал с пассажиром и катал его до 6 вечера. Так называемый, "золотой заказ". За 10 часов пребывания за рулём получил 10 000 р. Из них 1 500 на бензин, 1 500 комиссия (процент Яндекса и таксопарка), от 1 600 до 2 500 аренда машины, обед.
Лечение гемороя и других таксистских болячек в расчёт не берём. Они через год-два появятся. Итого, чистыми от силы 5 000.
Это в идеале. В реале же- заказы по минималке с интервалом в час, работа сутки напролёт и т.д.
И Яндекс, и таксопарк,и пассажир, и торговцы топливом считают таксиста конечным потребителем и сваливают на него все свои расходы. Он же уверен, что конечный потребитель - это пассажир и делит расходы с ним в той мере, на которую способен.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Nikolay Panov

В тае убер прекрасно работает, какие еще протесты? Причем в столице тая - бангкоке цены на такси в убер в разы ниже яндекс.таксишных.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Алексеев

А фото в новости про WhatsApp не могли другое подобрать?
Телефон, которым пользовался питекантроп да еще и с Тайской денежной единицей?!

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда