Слишком хорош для философии — математик Пойа Дьёрдь

В юности венгерскому математику Дьёрдь Пойа не повезло с учителями. Он учился на отлично по биологии, литературе, географии. Но с математикой не сложилось, а по геометрии было лишь «удовлетворительно» от «презренных учителей» гимназии. Пойа несколько лет изучал языки, интересовался философией, пока по совету профессора Берната Александера не пошел на курсы физики, где пришлось изучать математику. Дьёрдь был по собственному признанию недостаточно хорошим, чтобы стать физиком, и слишком хорошим для философии. А математика оказалась посередине.

1 George Pólya
1 George Pólya

В 1913 году он встретил Габора Сеге, который был на 8 лет его младше, но в итоге повлиял на дальнейшую судьбу Пойа. Регулярное обсуждение сложных задач привели к первой научной публикации. А когда Дьёрдь анализировал проблемы, с которыми столкнулся сам при изучении математики, то решил облегчить этот путь для других. Вместе с Габором Сеге они за несколько лет собрали коллекцию задач по анализу. В ней классификация была сделана не по предмету, а скорее по методу их решения. В итоге получился «математический шедевр, который обеспечил им репутацию».

В 1940 году политическая ситуация в Европе вынудила его эмигрировать в США. Дьёрдь уже написал рукопись книги «Как это решить» на немецком языке. Но только четвертое издательство, к которому он обратился, согласилось напечатать книгу на английском языке. Задачник в итоге перевели на 17 языков и он был издан общим тиражом в миллион экземпляров.

Для математического образования и мира решения задач оно обозначило демаркационную линию между двумя эпохами, решения задач до и после Пойа.

2 George Pólya
2 George Pólya

В своей книге «Как это решить» Дьёрдь предлагает изучение эвристик для решения задач. «Эвристический» это значит «служащий открытию», найти решение существующей проблемы. А чему должно учить хорошее образование? Систематическому подходу, дающее возможность ученику самому делать открытия. Есть более высокая цель в преподавании математики в начальной школе, чем решение узких прикладных задач. С помощью абстракций можно развивать мышление ребенка. Но знание математики невозможно без умения решать математические задачи.

Интересно? Еще можно почитать

1 «В наше время, когда столь большое значение придаётся коллективу, „массе“, необходимо напомнить, что эволюция, в конечном счёте, никогда не совершается массой. Масса остаётся позади, но побуждает первопроходцев к творчеству. Для последних контакт с обществом необходим, но вовсе не потому, что им необходимо сознавать полезность своей деятельности или что „коллективное одобрение помогает им двигаться вперед и питает их“. Этот контакт действует исключительно опосредованным образом, как препятствие, усиливающее их целеустремленность. Первопроходцы творят, реагируя на внешние воздействия.

Их ведёт не масса, а то, что они видят и чувствуют. Они открывают сознательно или бессознательно скрытые фундаментальные законы реальности, и стремятся воплотить их. Таким образом они ускоряют развитие человечества. Они знают, что искусство не может быть понятно каждому; пытаться достичь этого значит стремиться к невозможному. Служение человечеству заключается в просвещении».

Этот и еще 87 материалов VIKENT.RU по теме Приёмы, инварианты, эвристики

2 Видео: ВЫЯВЛЕНИЕ МЕТОДИК / ПРИЕМОВ РАБОТЫ

Это принципиально бесплатный формат. Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

3 53-я конференция «Стратегия Творчества» пройдет 17 декабря 2023 года. Программа и регистрация https://vikent.ru/konf/

Источники

Фото:

Написано для канала дзен VIKENT.RU, портала о Творческих личностях и методиках креатива

11
Начать дискуссию