Сэм Альтман: Проекты и компании

Сэм Альтман: Проекты и компании

Перевод эссе 2015 года Projects and Companies

На заре становления моего стартапа я немного обижался, когда люди называли его "проектом". "Как продвигается ваш проект?" — казалось, что спрашивающий не воспринимает нас всерьез, хотя для нас все было серьезно. Помню, я предполагал, что это прекратится после того, как мы объявили о серии А на 5 миллионов долларов, но этого не произошло. Мне казалось, что мы поймем, что у нас все получилось, когда люди начнут называть нас компанией.

Теперь я придерживаюсь противоположного мнения. Гораздо лучше как можно дольше считать себя проектом, а не компанией.

Компании звучат серьезно. Когда вы начинаете думать о себе как о компании, вы начинаете вести себя как компания. Вы больше беспокоитесь о притворной работе, связанной с юристами, конференциями и финансами, и меньше — о создании продукта, потому что именно этим должны заниматься люди, управляющие компаниями. Это, конечно, поцелуй смерти для перспективных идей.

У проектов очень низкие ожидания, и это здорово. Кроме того, в проектах обычно меньше людей и меньше денег, так что вы получаете преимущества гибкости и сосредоточенности. У компаний завышенные ожидания, и чем больше денег и больше прессы, тем хуже для них (вспомните Color и Clinkle, например).

Хуже всего, что вы не будете работать над слегка безумными идеями — это компания, а не хобби, и вам нужно делать что-то, что звучит как хорошая, респектабельная идея. Существует предел тому, над чем большинство людей готовы работать в чем-то, называемым компанией, которой не существует, если это просто проект. Риск показаться глупым, когда что-то является просто проектом, практически равен нулю, и никого не волнует потерпите вы неудачу или нет. Поэтому вы с гораздо бОльшей вероятностью будете работать над чем-то хорошим, а не над производной, но правдоподобно звучащей ерундой.

Когда вы работаете над проектом, вы можете экспериментировать с идеями в течение долгого времени. Когда у вас есть компания, время идет, и люди ждут результатов. В этом и заключается опасность проектов — многие люди используют их как оправдание, чтобы не работать очень усердно. Если у вас нет самодисциплины, чтобы усердно работать без внешнего давления, проекты могут стать лицензией на безделье.

Лучшие компании начинаются с идей, которые звучат не очень хорошо. Они начинаются как проекты, и иногда они звучат настолько несущественно, что основатели не позволили бы себе работать над ними, если бы им пришлось защищать их как компанию. Google и Yahoo начинались как проекты студентов-выпускников. Facebook был проектом, который Цукерберг создал, будучи второкурсником в колледже. Twitter был сайд-проектом (side project), который начал один инженер внутри компании, занимавшейся совершенно другим. Airbnb был сайд-проектом, чтобы заработать денег на аренду жилья. Позже все они стали компаниями.

Все эти идеи казались плохими, но оказались хорошими, а это и есть волшебная формула крупного успеха. Но в спешке, когда компания заявила о себе, они могли быть потеряны. Давление внешних (и внутренних) ожиданий постоянно и неуловимо, и оно часто убивает волшебные идеи. Великие компании часто начинаются как проекты.

За помощь с переводом спасибо Muhammadjon H, он ведет канал @foogler

Еще переводы Сэма Альтмана

11
Начать дискуссию