«Счастливая жизнь начинается со спокойствия ума.» (Марк Туллий Цицерон)

«Счастливая жизнь начинается со спокойствия ума.» (Марк Туллий Цицерон)

Что объединяет великого русского мыслителя Льва Толстого, эффективного римского императора Марка Аврелия и отца основателя США Джорджа Вашингтона?
Правильно! Они обожали томатный сок. А если серьезно, то данные выдающиеся личности изучали и практиковали особую "религию" разума - Стоицизм.

В последнее время данное философское направление испытывает ренессанс и захватывает внимание новых последователей. Идеи Стоицизма стали особенно популярны и в среде предпринимателей. Связано ли это с тем, что основатель этой философской школы Зенон Китийский сам был предпринимателем, или с тем, что данную философию называют философией твёрдости и мужества в жизненных испытаниях - предлагаю нам разобраться в этом вместе.

Стоицизм - это готовый набор инструментов, позволяющий перепрошить наш ум и выстроить максимально трезвую картину мира. Стоицизм способен укрепить ваш разум и стать вашей личной психотерапией. Ведь часто задача у психотерапевтов состоит в работе с нашими деструктивными убеждениями, а данная философия максимально эффективно справляется со многим деструктивом. Когнитивно-поведенческая терапия открыто признаёт свои корни в философии и стоицизме в частности.

В Буддизме желаемая цель любого монаха - это добиться пробуждения.Здесь у нас похожая история. Цель стоика - стать мудрецом и прибывать в легкой радости, которую не сможет сбить с нас даже самое сложное испытание.
Основные системы ценности этой философии включают в себя:
• Мудрость;
• Мужество;
• Справедливость;
• Умеренность
Стоики рекомендуют анализировать свои действия и принятые, или ожидающие принятия решения через призму этих ценностей. Соблюдая эти базовые ценности, мы укрепляем свой рассудок и приближаемся к ментальному состоянию мудреца.
Далее мы рассмотрим три уникальных практики, которые встречаются в трудах крупнейших фигур античного стоицизма. Если Вам зайдет такой формат, то в следующих постах вы сможете узнать больше подобных практик.
Практика добродетели от Эпиктета + дофаминовое голодание.
Эпиктет писал: "При каждом испытании помни, какими средствами располагаешь внутри себя, чтобы справиться с этим. Искушаясь при виде привлекательного мужчины или прекрасной женщины, ты обнаружишь в себе противоположную силу, самовоздержание. Встречаясь с болью, ты найдёшь в себе выносливость. Если тебя оскорбляют, то ты откроешь в себе терпение. В своё время ты придёшь к уверенности, что не существует ни единого искушающего впечатления, против которого у тебя нет соответствующего нравственного средства (Энхиридион Х)."

В данном послании нам советуют воздерживаться от лишних страстей, которые делают нас слабыми. Воздерживаясь от гнева, от распутного образа жизни, от бессмысленных конфликтов, от переедания, от излишнего просмотра сериалов мы становимся сильнее ментально и физически. Исследования про дофаминовое голодание подтверждают пользу воздержания от пагубных привычек. Исследования про влияние гнева на психику также мотивируют нас держать на цепи это жалкое чувство. Рекомендую прочитать трактат Сенеки о гневе. На ютубе можно прослушать аудиоверсию.
Контроль над эмоциями. Дихотомия контроля.
"Людей мучают не сами вещи, а представления о них."
(Эпиктет)
"Если ты огорчаешься по поводу чего-либо внешнего, то угнетает тебя не сама эта вещь, а твоё суждение о ней. Но устранить последнее — в твоей власти. Если же тебя огорчает что-либо в твоём собственном настроении, то кто мешает тебе исправить свой образ мыслей?" (Марк Аврелий)

Думаю, тут комментарии излишни. Нам нужно осознавать различия между вещами находящимися под нашим контролем и вещами независящими от нас. Не сами эти вещи, а только наши представления о них дают эмоциональную окраску. Нету смысла переживать от каждой плохой новости, если мы в данный момент не можем повлиять на конкретное событие.

Практика отречения от эгоизма и тщеславия.

"Отбрось свое тщеславие, ибо человек не может выучить то, что, как он думает, уже знает." (Эпиктет)
Сам Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю». Открытость разума к опыту других людей необходимо тренировать. Наш мозг может выстраивать замысловатые психологические механизмы защиты и объяснять нам, что мы всё уже поняли. Хотя по факту наши знания поверхностны, на уровне «Что-то слышал, описать смогу».
Даже если мы видим перед собой человека, который по нашему мнению заблуждается и мы даже уверенны в этом, нам всё равно необходимо отказаться от тщеславия. На такой случай у нас есть прекрасное нравоучение от Марка Аврелия:
"Любить тех, кто ошибается и заблуждается, — особое свойство человека. Такая любовь рождается тогда, когда ты понимаешь, что все люди — твои братья, что они погрязли в невежестве и заблуждаются не по своей воле."

Самые интересные практики и упражнения достойны отдельных статей. В скором времени постараюсь передать их Вам. Среди них будут упражнения на тайм менеджмент и на преодоление стресса.
Рекомендую Вам погрузиться в мир философии и не ограничиваться только одним течением. Философия помогает нам не только обрести спокойствие разума, она способна научить критическому мышлению, необходимому нам в век симулякров. Философия готова подсказать нам даже смысл жизни.

Думаю, завершить эту статью будет правильно цитатой Эпикура.
«Заниматься философией значит быть счастливым»
Так будьте же счастливы, товарищи!

99
5 комментариев

хотелось бы практику на преодоление стресса , мысленно понимаю, что не нужно себя изводить , но в голове засела мысль , что если буду ощущать расслабление и спокойствие , то что-то пойдет не так в ответственный момент

1
Ответить

Договорились. Спасибо Вам за идею для статьи. Весьма актуальная тема в наше время.

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Илья, привет! Давай без воды и без переходов на личности.
Начнем с того, что соционика не признана мировым научным сообществом, она псевдонаучна. Грубо говоря - это мракобесие.
Если тебе эта тема интересна, рекомендую изучить акцентуации характеров и типы расстройства личности.

1
Ответить